Войти в почту

Гостиничный рынок: выигравшие номера

Если инициатива Совета Федерации и дополнения к ней со стороны Ассоциации туроператоров России (АТОР) найдут отклик в правительстве, до конца первого квартала 2021 года будут освобождены от уплаты налогов не только турфирмы, но и все игроки туристического рынка, в том числе отели. При этом уже продлена до 10 января 2021 года программа туристического кешбэка, и смягчены ее условия: теперь в программе могут участвовать в том числе агрегаторы, продолжительность тура или проживания в гостинице сокращена с четырех до двух ночей, снято ограничение на минимальную стоимость путевки (ранее она составляла 25 тысяч рублей), повышена с 15 тысяч до 20 тысяч сумма максимального возврата. Способны ли эти меры реально помочь отелям пережить нелегкие времена? Многие сомневаются. Да, нет, и так хорошо Среди участников опроса, который провел телеграм-канал «Железобетонный замес», 67% ответили, что продление кешбэка не сможет спасти российский гостиничный сектор от полного разорения, и только 14% признали действенность этого шага. Впрочем, еще более 20% респондентов заявили, что отели и без того «в полном шоколаде». И, как ни странно это звучит, до недавних пор такое заявление имело основания. Например, в ходе исследования (имеется в распоряжении Business FM), которое проанализировало объем спроса в июле-августе 2020 года на отели Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Екатеринбурга, эксперты компании Cushman & Wakefield пришли к выводу: до полного восстановления еще далеко — по разным оценкам, это произойдет не ранее 2022-2023 годов, и все же по итогам этого августа загрузка гостиниц приблизилась к докризисному уровню. «С учетом впечатляющего всплеска внутреннего туризма летом 2020 года больше других выиграли рынки, туристские достопримечательности которых совмещаются с комфортной и современной городской инфраструктурой. Немаловажным фактором также является возможность добраться до города на автомобиле. В эпоху высоких коронавирусных рисков россияне с большей готовностью путешествуют на средние дистанции на личном транспорте, что в августе обеспечило отличные среднемесячные показатели загрузки отелям Санкт-Петербурга и Казани», — подчеркивает партнер департамента гостиничного бизнеса и туризма компании Cushman & Wakefield Марина Усенко. В частности, в Санкт-Петербурге загрузка отелей в августе составила 52,1% — это кардинальное улучшение результатов мая и июня (4,2% и 9,3% соответственно), когда в городе традиционно начинается сезон белых ночей. В то же время до уровня августа 2019 года (88,4%) все еще не близко. В Казани уровень загрузки в августе превысил 58%, что является довольно успешным результатом даже на фоне августа 2019 года (72,9%). Для сравнения: в апреле и мае этого года казанские отели были заполнены лишь на 4,4% и 5,9% соответственно. По сравнению с Казанью и Санкт-Петербургом гостиничный рынок Екатеринбурга в августе отчитался о более низкой среднерыночной загрузке — в пределах 43% (57,9% в августе 2019 года), что вполне сопоставимо с московскими результатами. Что же касается Москвы, заполняемость столичных отелей в августе оказалась всего 39,6% (в августе 2019 года — 88,9%). В отличие от обеих российских столиц, региональные рынки в меньшей степени зависят от зарубежного спроса, отмечают в Cushman & Wakefield. Именно поэтому они показывают меньшую глубину падения объемов продаж гостиничных услуг, вызванного внешними причинами, в данном случае — COVID-19. В частности, в отелях Москвы доля иностранцев в среднем по году составляет 40%, Санкт-Петербурга — около 50%. Поэтому, как только границы оказались перекрыты, оба рынка быстро ощутили существенное падение объемов спроса. При этом крупные региональные рынки (например, Казани и Екатеринбурга) традиционно развиваются в основном за счет внутреннего спроса, а доля иностранных гостей в местных отелях, как правило, не превышает 5-10%. В отличие от столичных рынков, полной приостановки бизнеса там не произошло во многом благодаря сохранению локального спроса. Этому способствовала продолжающаяся реализация крупных инвестиционных проектов регионального масштаба, а также короткие командировки и выезды на отдых. Кстати, аналитики Cushman & Wakefield отмечают, что видят аналогичный расклад при сопоставлении мегаполисов и региональных городов в других странах. Впрочем, все это было теперь уже далеким, эпидемиологически благополучным летом. Теперь же отели, как и все остальные, снова находятся на грани если не полной приостановки деятельности, то ее серьезного ограничения. Да и туристов в условиях набирающей силу второй волны пандемии опять можно недосчитаться. Хорошо, но мало Если не брать в расчет хостелы и апартаменты, в прошлом году в Москве открылась всего одна гостиница (Holiday Inn Baumanskaya), за третий квартала этого года — ни одной, хотя старт четвертому кварталу дало открытие первого в России отеля категории «5 звезд» Movenpick на Таганке. Как отмечают эксперты, опрошенные газетой «Ведомости», многие отели перенесли открытие не только из-за пандемии, но и из-за проблем у их инвесторов. Тем не менее руководитель подразделения индустрии гостеприимства отдела стратегического консалтинга компании CBRE Татьяна Белова ожидает, что до конца года в Москве все-таки откроется как минимум еще один объект — Marriott Imperial Plaza на Краснопрудной улице. Не намерена переносить срок запуска гостиницы Vertical BW Signature Collection на Таганке и компания Becar Asset Management, говорит ее президент Александр Шарапов. Согласно его ожиданиям, это произойдет в декабре. В Санкт-Петербурге счет тоже идет на единицы, которые мгновенно оказываются в центре внимания. В частности, из последних новостей: в сентябре компания Becar Asset Management открыла в Выборгском районе города lifestyle-отель под брендом We&I by Vertical в относительно новом для России формате кондо-отеля. Уже объявлено, что на 1 марта 2021 года намечен технический запуск новой гостиницы категории «4 звезды» Helen под управлением Rusland SP Hospitality. Отель займет одно из исторических зданий на Большой Морской улице после его редевелопмента. Но в целом картина, похожая на московскую: снаружи — волны пандемии со всеми ее последствиями, внутри — проблемы у инвесторов и неуверенность в завтрашнем дне у самих отельеров. Способны ли налоговые каникулы хотя бы отчасти смягчить эту неуверенность? Есть ли меры, которые могут оказаться более действенными? Какие отели в нынешних реалиях выглядят наиболее бизнес-устойчивыми? Об этом Business FM побеседовала с президентом компании Becar Asset Management Александром Шараповым. — Сенаторы предлагают на полгода освободить от уплаты налогов турфирмы. АТОР со своей стороны советует включить в эту программу поддержки всех игроков туристического рынка, в том числе отели. Насколько действенной может оказаться эта мера? — Сенаторы сделали правильное предложение, но недостаточное, так как освобождение от налогов не убережет турфирмы от огромных потерь. Надо, как на Западе, делать прямую поддержку, в том числе компенсировать зарплаты, которые выплачивала туриндустрия в предыдущие периоды. У нас в стране считается, что это помощь, а на Западе считается, что государство было вынуждено нарушить общественный договор и что это компенсация бизнесу за понесенные потери, так как закрытие границ, ограничения по работе предприятий — это нарушение общественного договора. И не обсуждается, что это поддержка — это обязанность правительства! На сегодняшний день у нас три последствия коронавируса. Первое — это прямая болезнь и смерть от него. Второе, и сейчас обсуждается, что оно даже более значимое, — психологические проблемы (увеличение пьянства, наркологическая зависимость и так далее), которые уже ясны у 43% населения планеты, и на сегодняшний день огромное число самоубийств. Получается, что запреты, которые были приняты, оказались губительны для миллионов человек. И третье, тоже важное, о чем мы сейчас и говорим, — это вопрос экономики. Так вот, когда пострадает туристическая индустрия, если ее не поддержать не только налогами, но и прямыми вливаниями (в том числе увеличить кешбэк), то в этом случае просто дальше не будет налогов и будут еще большие проблемы. Уже сегодня поступления в региональные бюджеты уменьшились на 7%, а расходы, разумеется, увеличились — на 19%. Но это не восстановится, если турбизнес просто умрет. Поэтому, чтобы сейчас переждать, федеральному и региональным бюджетам надо еще больше вкладывать в поддержку больной экономики, а она болеет очень мощно. И через это потом дать возможность ее быстрого восстановления. Поэтому сенаторы молодцы, спасибо им, но мало. — Но, может быть, кому-то окажется достаточно? С вашей точки зрения, какие гостиницы — какого формата, какого содержания — сегодня наиболее востребованны? Какие стопроцентно переживут всю эту коронавирусную историю? — В первую очередь, на сегодняшний день поможет, чтобы не брали налог на имущество. Это крайне мощный, большой платеж, и его гостиницы сейчас выплачивать не могут. Его не отложить нужно — его просто нужно отменить на период пандемии. Что касается того, кто лучше переживет: те, кто на долгосрочных отношениях, те, кто не имеют краткосрочные контракты, связанные с западным туристом, те лучше себя и чувствуют. То есть лучше всего чувствуют себя апарт-отели: они сейчас быстро перестроились и предлагают долгосрочное проживание, успешно конкурируя с рынком вторичных квартир, так как сервис у апарт-отелей выше. Достаточно успешно себя чувствуют — то есть болеют, но не так сильно — те, кто ориентирован на внутренний туризм, которым очень помог кешбэк: это Сочи, Крым, такие регионы, как Москва и Санкт-Петербург, куда едут смотреть достопримечательности. Те, кто ориентировался на западного туриста, фактически закрылись — и многие гостиницы в Санкт-Петербурге, например, не открылись, так как были ориентированы на межграничный туризм. Но есть сегмент, который чувствует себя на сегодняшний день, наверное, даже лучше, чем до пандемии: это так называемые отели для свиданий (скажем, сеть мини-отелей «Подушкин»). Люди, которые сегодня не приглашают друг к другу в семьи, арендуют такие гостиницы по три раза в день. Мне рассказывали, что в этой сетке в обед идет заезд, вечером после работы идет заезд, и после ресторанчиков на ночь. Людям хоть как-то надо выдохнуть — поэтому у таких отелей сейчас подъем. Впрочем, это очень узкий сегмент, очень специфический, необычный формат и очень небольшое число гостиниц, заключает Александр Шарапов.

Гостиничный рынок: выигравшие номера
© BFM.RU