«Корона» не жмет?
«Поздравляю со стартом туристического сезона!» – так начал разговор с корреспондентом TourDom.ru Дмитрий Арутюнов, гендиректор «АРТ-ТУР». Дал понять, что имеет основания для оптимизма. Действительно, базовые направления компании открылись первыми, и люди, которым сегодня по средствам путешествовать, – как раз клиентура «АРТ-ТУР». В интервью обсудили динамику продаж, ценовые парадоксы и то, как туроператор воспользовался глобальным локдауном, чтобы отшлифовать технологии бронирования. Дмитрий, примите и вы наши поздравления: в конце сентября «АРТ-ТУР» отметил 28-летие. Одним из немногих благополучно прошел через все кризисы с момента распада СССР – дефолты, государственные перевороты, военные конфликты, теракты, природные катаклизмы... Подумаешь, пандемия. Да, бывало разное. И опыт показывает, что после любого форс-мажора наш рынок восстанавливается раньше других, наша целевая аудитория быстро приспосабливается к новым реалиям. Вот и сейчас я вижу, как люди хотят путешествовать. Засиделись, изголодались по впечатлениям и комфортному отдыху, стремятся к теплым морям, где можно отдохнуть, в том числе от информационного насилия. Продажи туров идут, несмотря на рост курсов доллара и евро, вопреки нагнетанию стресса вокруг второй волны. Кого вы имеете в виду, говоря о своей аудитории? Хороший вопрос. Раньше «АРТ-ТУР» воспринимался как поставщик исключительно в высоком ценовом сегменте, однако с годами мы поняли, что к одним и тем же нашим агентам, которые умеют и хорошо продают luxury, приходят за турами и в среднем ценовом сегменте. Глупо было бы за этим турпродуктом отправлять их к нашим конкурентам. Сегодня нашу специализацию я обозначу так: отели категории премиум и отели с выверенным соотношением цены и качества. Прежде чем обсуждать зимний сезон, скажите пару слов о том, как провели лето. За два месяца продали столько Турции, сколько не продавали, наверное, за десять предыдущих лет. В сложившейся ситуации агенты с особым пристрастием выбирали, кому доверить своих дорогих – во всех смыслах – клиентов, и многие предпочли «АРТ-ТУР». Наряду с Турцией работали по Танзании. Отправляли клиентов на бизнес-джетах в ОАЭ и на Мальдивы еще до того, как на этих направлениях открылось регулярное воздушное сообщение. Словом, делали все возможное, чтобы наши сотрудники – около 100 человек в Москве и 35 в Дубае – получали зарплату, а не зрЯплату. Впрочем, даже период полного локдауна мы в «АРТ-ТУР» провели с большой пользой. Отполировали все страницы сайта, улучшили текстовые описания отелей. Сделали многое на пути интеграции с основными поставщиками – отельными цепочками: теперь в процессе динамического пакетирования туров забираем цены напрямую от отелей Jumeirah, One & Only, Shangri-La, Atlantis, JA Hotels и др. На днях подключаемся к Marriott (а это почти 20% всего номерного фонда в мире). В работе – шлюзы с базами данных Hilton, Accor, Hyatt, Lux*, Anantara и др. В обычных условиях айтишники отельных сетей, да и наши тоже, бывают крайне загружены, а благодаря локдауну появилось время, и мы его удачно использовали. Прямая стыковка с поставщиками – большой шаг вперед! В чем тут польза для турагента и туриста? Выгодные цены и максимальная скорость формирования туров на сайте «АРТ-ТУР». Многие туроператоры сейчас говорят о динамическом пакетировании, но в реальности продолжают взаимодействовать с отелями через агрегаторов, которые закладывают в цены свою комиссию. Кроме того, увеличивается продолжительность обработки поисковых запросов. Так что «АРТ-ТУР» благодаря интеграции с наиболее востребованными отельными цепочками еще более выгодно будет отличаться от конкурентов. Теперь о зимнем ассортименте. Собственно, выбор невелик – ОАЭ, Мальдивы… Да, базовые направления «АРТ-ТУР». Сейчас только успеваем ловить места на самолетах, количество заявок растет, но турпоток ограничен объемами перевозки. «Аэрофлот» и Emirates выполняют по два еженедельных вылета из Москвы в Дубай; на Мале также два раза в неделю летает российский нацперевозчик и есть рейсы инокомпаний со стыковками в Стамбуле и Дохе. И все очень дорого. Если бронировать на ближайшие даты, то да, эконом стоит как раньше бизнес-класс. Но людей с «острой болью», которым обязательно надо лететь, дороговизна не останавливает. Недавно слышал от знакомого такую фразу: «Мне повезло, взял билет на Мальдивы за 100 тысяч!» Давайте посмотрим цены в системе… К примеру, на эти выходные перелет из Москвы в Мале со стыковкой в Стамбуле предлагается за 126 237 руб. вместо прежних 50 000 руб.; прямой перевозки уже нет. Места на рейсах с вылетом недели через три и позже стоят от 60 000 руб., однако сейчас это очень далекий горизонт планирования. СМИ нагнетают стресс публикациями о второй волне вируса, кроме того, существует вероятность изменения авиационных правил – естественно, туристы не хотят рисковать, стараются бронировать поездки ближе к вылету. Но, несмотря ни на что, активно продаются туры на Новый год и первую половину января. Люди мечтают провести каникулы в тепле, в спокойствии, самоизолироваться где-нибудь на Мальдивах – лучшего места не придумаешь. И Дубай тоже отличный вариант, он всегда был и остается одним из самых безопасных направлений туризма и в плане эпидобстановки тоже, ковида там несказанно меньше, чем у нас. Выражу уверенность, что увеличение частот перелетов по этим, уже разрешенным направлениям – вопрос самого ближайшего времени. Так что у агентов будет, чем торговать осенью и зимой. Завершая разговор о ценах... Какая динамика по пакетным турам? Они подорожали в рублях за счет девальвации, но в валюте тарифы остались примерно на прошлогоднем уровне или даже чуть дешевле. Потому что отельеры сейчас очень заинтересованы в загрузке и активно привлекают клиентов спецпредложениями. Кстати, рекомендую всем заглядывать в раздел «Дешевле, чем вы думаете» на первой странице сайта «АРТ-ТУР». Там публикуются флеш-сейлы и спецпредложения от наиболее востребованных отелей, и, если держать руку на пульсе, можно «поймать» уникальные цены. Вы упомянули о безопасности. Что сделано на ваших зимних направлениях для защиты здоровья клиентов? В Эмиратах мы внедрили современные стандарты обслуживания. Все сотрудники обязательно носят маски и перчатки, соблюдается социальная дистанция, транспорт дезинфицируется до и после каждого рейса, в машинах установлены пластиковые разделители между водителями и пассажирами. И, конечно же, мы активно предлагаем клиентам индивидуальные трансферы. Наши партнеры – отельеры и авиаперевозчики – тоже много внимания уделяют теме безопасности. Например, а/к Emirates бесплатно страхует пассажиров на случай коронавируса, гарантирует лечение за свой счет, оплату обсервации, если таковая потребуется. Все ждут российских туристов и обеспечивают режим полного благоприятствования. Дмитрий, не секрет, что особо изобретательные путешественники даже сейчас умудряются выезжать в ЮВА, на Карибы через Турцию. Это ведь тоже ваши коронные направления. Доминикана, Куба, Мексика… Оказываете содействие? Официально эти направления закрыты, и «АРТ-ТУР» как законопослушный туроператор не вправе с ними работать. Для тех, кому хочется разнообразия, можем предложить Египет – путешествие к пирамидам в Каир, турецкую Ривьеру, Стамбул и Каппадокию, Танзанию. Да и в России много интересного – Алтай, Камчатка... А как же отечественный маст хэв – Сочи, Красная поляна? Будучи партнером «Формулы-1» по нескольким Гран-при, наша компания, конечно же, предлагает и Краснодарский край. Другое дело, что нас там не всегда устраивает соотношение «цена – качество», особенно этим летом, когда цены буквально взлетели вверх. В заключение пару слов о вашей агентской политике в условиях коронавирусного кризиса. Все по-прежнему: стартовая комиссия – 10%, и она повышается до 12% по мере роста объема продаж. Кстати, в среде турагентств звучат призывы бойкотировать туроператоров, которые дают вознаграждение меньше 10%. Что вы думаете об этой инициативе? Я согласен, что нельзя ущемлять интересы розницы, продавцы должны зарабатывать. При этом наша задача – предлагать конкурентные цены. Но я призываю турагентов вдумчиво анализировать прайсы. Если где-то увидите тур на 10 у. е. дешевле аналогичного предложения нашей компании, сравните нетто-цены, и после этого делайте выводы. В заключение еще раз хочу пожелать коллегам не вешать нос, согласен с царем Соломоном и нашим Президентом: «Всё проходит…» И этот непростой год скоро закончится, а эффект отложенного спроса неминуем даже в наших реалиях. Уверен, что «АРТ-ТУР» и впредь будет помогать нашим агентам получать слова благодарности от их клиентов, которые вернутся к ним еще не раз. Страсть к путешествиям не убить даже самым коварным вирусам!