Электронную путевку просят ускорить и… отложить

Начало осенней сессии Государственной Думы вызвало в туристическом сообществе вопрос: какова судьба законопроекта № 831599-7, который обязывает туроператоров передавать информацию в систему «Электронная путевка». Редакция HotLine.travel выяснила, что сейчас происходит с этим документом. Успеть до выборов Напомним, законопроект был принят в первом чтении еще в мае. А в июле после рассмотрения замечаний в Комитете по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи второе чтение отложили на осень. Судя по информации с сайта Госдумы, дата рассмотрения во втором чтении все еще не определена. Однако эксперты не сомневаются, что к важному для отрасли документу депутаты вернутся очень скоро. Генеральный директор юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов обратил внимание, что уже в ходе первого пленарного заседания 16 сентября в Госдуме приняли поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Они усиливают ответственность турагентов в связи с готовящимся рассмотрением еще одного законопроекта № 877880-7 – о едином реестре турагентств. По мнению эксперта, оба «туристических» документа логично рассматривать в одной связке, поэтому скоро подойдет и очередь электронной путевки. Кроме того, работает фактор времени: на осеннюю сессию перенесли очень много законопроектов, депутатам нужно торопиться, чтобы успеть рассмотреть их до новогодних праздников. В следующем году предстоят выборы, накануне которых откладывать уже внесенные законопроекты в долгий ящик и портить статистику нежелательно. Кто организовал слив? А пока депутаты готовятся, о своей позиции по важному для отрасли документу решили напомнить отраслевые общественные организации. Первым выступил Альянс туристических агентств. 15 сентября организация отправила два письма – на имя вице-премьера Дмитрия Чернышенко и спикера Госдумы Вячеслава Володина с просьбой ускорить рассмотрение законопроекта. Интересно, что их копии в редакцию TourDom.ru прислал некий аноним с бесплатного почтового ящика mail.ru. Рассылку получили и другие СМИ, а на сайте самой организации об этих обращениях ничего не говорится. Как объяснила TourDom.ru исполнительный директор АТА Наталья Осипова, никакого секрета в позиции Альянса нет, официально она прозвучала еще летом. По словам Натальи Осиповой, заявления лучше делать, когда от обращений будет результат, поэтому они и не опубликованы на сайте АТА. Кто и зачем «слил» письма в прессу, так и осталось неясным. Наблюдатели предполагают, что это сделано с целью подчеркнуть значимость объединения и «потроллить» оппонентов. Кстати, 17 сентября с противоположным мнением выступила другая организация – Общенациональный союз индустрии гостеприимства (ОСИГ). «Необходимо отложить принятие каких-либо решений в отношении электронной туристической путевки до момента проведения экспертами турсообщества обсуждений и оценки регулирующего воздействия разрабатываемого закона для его последующей доработки. Не исключено, что будет предложено создание другой платформы для запуска проекта турпутевки», – сказал исполнительный директор Алексей Волков в интервью Regnum. Это заявление тоже вызывает вопросы, так как непонятно, о какой «другой платформе» может идти речь. Согласно постановлению правительства от 29 июля 2019 года эксплуатация системы вверена АО «Национальные туристические технологии» (АО НТТ). Ее представители заявляют, что занимаются техническими вопросами. АО «Национальные туристические технологии» работает в штатном режиме и готово к массовому подключению туроператоров в преддверии введения обязательности Единой информационной системы (ЕИС) электронных путевок. «IT-специалистами проводится опытная эксплуатация системы в целом и ее отдельных подсистем. Подразделениями АО “НТТ” отрабатываются сценарии штатного и нештатного режима работы ЕИС ЭП», – сообщили HotLine.travel в компании. Фонд и ныне там Напомним, что камнем преткновения в обсуждаемом законопроекте стал пункт, который вводит альтернативный вариант финансового обеспечения туроператорской деятельности. Туроператорам предлагается делать отчисления с каждого проданного тура в общий гарантийный фонд, управляемый пока еще не названной правительством организацией, на роль которой упорно прочат АО «НТТ». В этом случае поставщики услуг освобождаются от фингарантий и необходимости делать отчисления в фонды персональной ответственности при «Турпомощи». Более того, законопроект фактически стирает границу между туроператорами и турагентами, так как платить в гарантийный фонд смогут и розничные компании, получив тем самым легальный туроператорский статус и возможность формировать туры без необходимости страховать ответственность и платить взносы в «Турпомощь». Одним участникам рынка открывающиеся возможности нравятся, другие указывают на несправедливость принципа коллективной ответственности, когда за ошибки одного туроператора, не справившегося с обязательствами, придется расплачиваться из общей кассы. Туроператоры предпочитают не высказываться открыто, борьба мнений идет на уровне отраслевых организаций. Все стороны взывают о необходимости защиты потребителей услуг, поэтому очень интересно, к чьему мнению в итоге прислушаются депутаты и сохранится ли в законе пункт о новом гарантийном фонде. А пока все накопления туроператоров по-прежнему сосредоточены в «Турпомощи». Новая метла Интригу усиливает тот факт, что прежний руководитель Комитета по физкультуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярёв, которого называли одним из главных лоббистов электронной путевки, отправился наводить порядок в Хабаровском крае, а его место в Госдуме занял депутат Борис Пайкин. С одной стороны, он, как и Дегтярёв, состоит в ЛДПР, поэтому можно говорить о преемственности действий по курируемым законопроектам. С другой – новому руководителю комитета потребуется время, чтобы вникнуть в дела. В интервью Бориса Пайкина, которое опубликовано в «Российской газете» 30 августа, ответ на вопрос о необходимости нового гарантийного фонда сформулирован очень обтекаемо. Борис Пайкин: «Пандемия коронавируса помогла выявить слабые места в действующей системе оказания экстренной помощи туристам. Как выяснилось, “Турпомощь” не может в полной мере защитить туристов, оказавшихся в сложной жизненной ситуации за границей. Потому депутаты предложили создать гарантийный фонд – организацию, членство в которой будет добровольным. Но такой гарантийный фонд – совершенно новая модель для туриндустрии, так что мы аккуратно относимся к этому предложению. Прежде всего важно оценить нововведения на предмет их необходимости. Мы внимательно изучаем все поступившие предложения и от турбизнеса, и от граждан. Законопроект пока принят в первом чтении и готовится ко второму». Можно предположить, что, как только станет известна дата второго чтения, кулуарная политическая борьба между различными центрами силы в туризме усилится. Последует реакция и со стороны других отраслевых лоббистов, которые ранее высказались «за» или «против» законопроекта. Впрочем, многим предпринимателям это будет уже не интересно. К сентябрю до 20% турагентств перестали отвечать на письма туроператоров, по итогам зимы их количество, сократится еще больше. Перемены ожидаются и в среде туроператоров: кто-то либо прекратит деятельность, либо перейдет в статус агентств из-за невозможности получить фингарантии. Страховщики просто отказываются страховать ответственность туроператоров, считая риски неприемлемыми.

Электронную путевку просят ускорить и… отложить
© TourDom