Front Architecture: Центры современного искусства могут стать флагманом привлечения туристов в Москву (интервью)

Прошедший в 2018 году чемпионат мира по футболу привлек в Москву множество иностранных туристов. О том, как изменился город за два года с момента завершения мундиаля и что еще необходимо столице для привлечения туристов из Европы и других регионов России, в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Людмиле Чипизубовой рассказал управляющий партнер архитектурного бюро Front Architecture Владислав Спицын. Людмила Чипизубова (Л.Ч.): Чемпионат мира по футболу задал новые стандарты Москве как центру мирового туризма. Как город меняется в ответ на требования сегодняшних туристов? Как развивается туристическая инфраструктура - общественные пространства, индустрия гостеприимства? Владислав Спицын (В.С.): Мы видим, что новые пространства, открытые формы, современные решения работают и, в принципе, становятся мощными центрами притяжения людей. Все уже перестали ругать благоустройство, с удовольствием гуляют по городу. Это уже не просто для туристов - москвичи тоже пользуются новыми общественными пространствами. И в то же время они очень привлекательны для туристов: та же Крымская набережная - популярное место притяжения, куда специально приезжают для прогулок и отдыха. Л.Ч.: Каковы требования современных туристов к качеству городской среды? Различаются ли они в зависимости от региона России или страны, из которой приехал турист? В.С.: Мне кажется, совершенно нет разницы, откуда приехал турист. Сейчас все равно идет запрос на современные архитектурные решения. Люди достаточно много ездят, видят, как это происходит в Европе. Поэтому есть запрос на новые общественные пространства, парки, современные формы, чтобы это было иногда немного на грани скандала, с привлечением современных художников сделано и несло какой-то очень понятный, очень открытый, демократический месседж. Л.Ч.: Насколько, на ваш взгляд, городская среда в Москве доступна для людей с ограниченными возможностями? Уступаем ли ведущим мегаполисам в этом? В.С.: Несмотря на то, что многое делается, мы еще очень и очень сильно отстаем. Можно видеть немало таких примеров, как лифты для инвалидов, которые просто-напросто не работают. Непонятно, как их включить. То же самое касается пешеходных пространств: очень много пандусов, по которым неудобно проезжать на коляске. Есть места, где вообще не созданы эти пандусы. Конечно, мы работаем с безбарьерной средой. А по факту, она пока не реализуется даже, наверное, на 50%. Л.Ч.: В портфолио вашего бюро есть различные проекты - от благоустройства парковых территорий до интерьерных решений для отелей и ресторанов. Как, по мнению архитекторов, можно улучшить ситуацию? В.С.: Во-первых, надо всегда следовать нормам. Любой проект просто не пройдет экспертизу, если не будут решены проблемы людей с ограниченными возможностями. Но все-таки существуют возможности это обойти. Сделать какие-то специальные технические условия. Написать: у нас есть кнопка, если на нее нажимают, специальный человек выходит, помогает подняться. Но потом этого специального человека нет, либо это не работает. Чтобы не было таких ситуаций, нужно все-таки все условия закладывать в проект. И, наверное, не архитекторы, а уже власти должны отслеживать, чтобы это все функционировало. Л.Ч.: Стоит ли развивать средства малой мобильности - электросамокаты, велосипеды? Насколько такие виды перемещения популярны у туристов? В.С.: Обязательно надо, потому что это сейчас очень популярный вид транспорта. Основная проблема - это безопасность, потому что у всех мобильных средств передвижения разная скорость и у всех разный опыт вождения. То есть иногда электросамокат или моноколесо представляют большую опасность, чем движущийся автомобиль. Потому что в автомобиле сидит человек, который сдал на права, он должен неплохо ориентироваться в движении, он соблюдает правила. А человек, который движется либо на электросамокате, либо моноколесе, не соблюдает никаких правил. Скорость, в общем-то, немаленькая, некоторые развивают до 40-50 км/ч, это очень опасно. И мы видим - на многих набережных происходят серьезные столкновения, люди гибнут. Поэтому я думаю, что должен быть жесткий регламент, где и как можно кататься, с какой скоростью, кому. Ну, а так, это, конечно, идеальное средство передвижения, экологически чистый транспорт, можно с комфортом доехать куда-то, рассматривая достопримечательности вокруг. Л.Ч.: Как учесть интересы местных жителей, создавая туристические достопримечательности? Какие удачные примеры есть в Москве? В.С.: Я считаю, что многие пространства в Москве решены как раз таки с учетом интересов местных жителей. Например, Центр современного искусства «Гараж». Он делался как некий коммерческий музей современного искусства и является одновременно мощнейшим местом притяжения туристов в Москве. В принципе, у меня даже были идеи, что если въездные визы не будут такими дорогими, то именно центры современного искусства в Москве могут стать флагманом для привлечения западных молодых туристов. Но в то же время вокруг «Гаража» происходит очень много всяческих инициатив именно для местных жителей, начиная от детских затей - тех же самых детских площадок, которые «Гараж» установил рядом, - и заканчивая просмотрами кинофильмов. Л.Ч.: Как будут развиваться парковые пространства в будущем? Сейчас это все чаще полноценные места притяжения с игровыми зонами, ресторанами, аттракционами, велодорожками и другими атрибутами развлечений. Есть вероятность, что парки снова станут местами уединения без дополнительной нагрузки? В.С.: Операторы парков должны прописывать программу для каждого парка. Например, глупо ландшафтный заповедник полностью переделывать и туда привносить функцию массовых гуляний, аттракционов. Он должен остаться экологическим парком, там должны остаться заповедные тропы. Туда ни в коем разе нельзя привносить аттракционность, насыщенность кафе, ресторанами. Но, с другой стороны, этот парк тоже должен каким-то образом зарабатывать, и не просто на входных билетах или организации пеших туров. Почему бы там не организовать экологический ресторан высокой кухни? Он может быть чуть ли не в палатке организован. Но всегда необходимо взвешивать, что нужно делать, а что не нужно. Потому что в центре города, наверное, пустой совершенно, унылый парк будет скучен, все равно в него надо вносить какие-то прикольные кофейни, уютные кафе, где те же самые родители с детьми могут посидеть. И после прогулки ты можешь перекусить, выпить. Кажется, это неплохо. Но везде должен быть баланс и взвешенная оценка. Л.Ч.: Мировая и российская тенденция - это создание центров притяжения в парках? В.С.: Да, это совпадает. Мы видим сейчас очень много хороших примеров как на больших, так и на маленьких парках. Когда туда новую жизнь вдыхают. Был пример - мы переделывали большой заброшенный массив в Липецке, для НЛМК сделали парк. Там тоже есть зона, где только пешеходные дорожки, там не имеет смысла размещать какие-то кафе. Но мы нашли, выделили коммерческую зону, сделали там павильоны, которые потом арендатор может использовать под кафешки. Л.Ч.: Что столица может перенять или что может дать другим городам в развитии парков? В.С.: Мне кажется, что надо перенимать экологическую составляющую и умение очень элегантно, не нарушая общую стилистику парка, вносить новые функции. То есть самое главное, если переделывается парк при усадьбе, - не нарушить его историческую составляющую. Жители ходили в этот парк десятилетиями, и вдруг они встречаются с совершенно новым парком, который полностью переделывается. Так поступать нельзя. Очень грамотно надо интегрировать все нововведения, чтобы это был управляемый ландшафт. Идеальное решение, если говорить о большом парке, - Мещерский парк. Гуляя там, ты ощущаешь, что в лесу находишься, но потом оказывается, что многие вещи искусственно созданы, что-то специально подстрижено, что-то высажено. Это колоссальнейшая работа. Л.Ч.: Хватает ли в Москве парков и благоустроенных территорий? Или столице нужно еще больше зелени? В.С.: Основной принцип развития города - когда никуда не надо ехать. Когда город превращается в инструмент, и, выйдя из дома, вы можете пешком дойти до всех тех необходимостей, тогда этот город работает. Тогда он очень грамотно сделан. Меньше пробок, легче дышится. По исследованиям, в Москве не так все плохо в этом плане, даже несмотря на загруженность дорог. Во многих районах в течение 10-15 минут ты можешь добраться до парка, сквера. Другое дело, что до недавнего времени все пространства были неухоженные, и в некоторых было даже страшно и неприятно находиться. Сейчас их как-то увязывают в одну систему. В принципе, двигаясь через маленькие скверы, площадки, вы можете добираться до больших парков. Это очень важно. Значение имеет даже не большой парк, а центры, пространства притяжения, куда можно в течение 5-10 минут выйти на пробежку, на прогулку, просто подышать. Не во двор свой выйти, а в зеленое благоустроенное пространство. Л.Ч.: Как трансформируется общепит с точки зрения дизайна и архитектуры? Какие тренды видите в развитии дизайнов ресторанов? В.С.: Мы давно заметили, что некая честность в ресторанном бизнесе всегда востребована. Я имею в виду, когда человек знает, видит, что он ест, откуда эти продукты привезли. Плюс интересны какие-то маленькие аутентичные места, которые открываются не на центральных улицах. Люди туда специально приходят, приезжают, несмотря на то, что это уже не культовые Патриаршие пруды, уже не ул. Тверская. С точки зрения архитектуры мы оглядываемся на мировой опыт. Мне кажется, надо больше думать о еде, о качестве продуктов, нежели об интерьере. Есть очень хорошие примеры синтеза, где все получается и с точки зрения интерьера, и с точки зрения продуктов. Мне очень нравится, например, что делает Наташа Белоногова, тот же самый White Rabbit. В дизайне зачастую это может быть какая-то сказка, рассказ, игра с посетителем. Он хочет сменить обстановку, это востребовано. Если говорить об отельных ресторанах, то отели тоже придумывают, как им удержать гостя. Вы живете в отеле, пришли на завтрак в ресторан - это понятно. Вы их клиент. Но потом почти никогда гость не остается на обед или на ужин. Он выбирается в город, ему хочется посмотреть что-то новое. И все отели сейчас борются за вечерних гостей. Ничего нового, придумывают а-ля итальянский ресторан, а-ля ресторан модных локальных продуктов. Все это в кавычках, на мой взгляд, потому что отель - это отель, там своя специфика все-таки. Очень тяжело отельные рестораны отдавать в аренду кому-то, потому что тогда арендатору сложно обеспечить завтрак. Там свои есть интересные моменты. Л.Ч.: Пандемия коронавируса серьезно ударила по сфере ресторанного бизнеса и общепита. Отразится ли, на ваш взгляд, пандемия на дизайнерских решениях общественных мест с учетом введенных ограничений? В.С.: Сперва мы думали, что все вернется. Но сейчас видим, что все-таки влияет, появилась другая посадка. Изменения все-таки будут. Повышаются стандарты по дезинфекции, сейчас уже во многих местах после каждого гостя полностью дезинфицируют санузел. Мы видим, что в отелях тоже могут быть большие изменения. Уход от классических стоек ресепшен, уменьшение персонала, возможность широкого использования мобильных приложений. Плюс какие-то банальные вещи. В лифтах, например, сейчас устанавливаются не кнопки, а педали, которыми можно управлять. Это может прижиться в зависимости от того, насколько мир дальше будет бороться и насколько этот тренд будет развиваться. Пока приживается. Л.Ч.: Может ли стать архитектура и дизайн тем фактором, который вновь привлечет людей в кафе и рестораны? За чем будущее - в моде будет роскошь или минималистичные демократичные дизайны? В.С.: Насчет будущего минимализма либо каких-то роскошных вещей - всегда останутся исторические места, знаковые. Они останутся в прекрасных дворцовых интерьерах, и люди, независимо от вкусов, потребностей, все равно будут туда ходить. Это прекрасно - приходить в ресторан и видеть, что он не меняется в течение 50 лет. В то же время новые технологии, материалы, тенденции влекут за собой открытие мест с ультрамодным, ультрасовременным дизайном интерьеров. Это тоже востребовано и привлекает гостей, они специально куда-то летят, едут, чтобы увидеть, например, ресторан, сделанный датским бюро BIG. Л.Ч.: Как архитекторам и дизайнерам работать с историческими московскими отелями? В.С.: Когда занимаешься историческим отелем, важно, чтобы его история, настроение обязательно сохранились. Но важно привнести туда комфорт. Обычный исторический отель уже не отвечает ни стандартам бренда, ни современным тенденциям в свете, звуке, звукоизоляции. Поэтому надо очень-очень осторожно, буквально инъекционными методами менять объект. Л.Ч.: Каковы тренды в архитектуре и дизайне отелей? Есть ли в Москве дизайн-отели? В.С.: Конечно. Например, московский Chekhoff Curio Collection by Hilton, над которым мы работали, - это дизайн-отель; то же с отелем «Акварель», который мы делали возле «Симачева» и Hermes в Столешниковом пер. С дизайн-отелями не все так просто, потому что нет пока того туристического потока, который бы обеспечил прибыль небольшим отелям. Кажется, что туристы едут, что много гостей. Нет, это не так. Пока к нам не приедет средняя Европа, молодая Европа, быстрого развития этой сферы не будет. Л.Ч.: В вашем портфолио работы по созданию дизайнов ресторанов, бутик-отеля. На какие параметры опираетесь вы при выборе тех или иных решений? В.С.: У нас обычно хорошие отношения складываются с заказчиками. Мы многому у них учимся, они иногда следуют за нами. Если говорить о больших сетевых отелях, то там еще основным параметром является брендбук того или иного отельного оператора. Это очень важный аспект, мы от него отходить, конечно, можем во многих случаях, но, что касается безопасности, связи, вентиляционных систем, мы должны следовать буку. Основные моменты - бук, если есть оператор, потом - знания и пожелания владельца и контекст места. Л.Ч.: Стоит ли развивать малые архитектурные формы в городе, увеличивать число арт-объектов? В.С.: Обязательно. За счет этого город становится живее, интереснее. Мы знаем, что сейчас многие сферы уходят в «цифру», для людей важно так называемое Instagram place. Это могут быть знаковые вещи малых архитектурных форм, места привлечения новых туристических потоков. Л.Ч.: Москва формирует моду в архитектуре и дизайне или пока, скорее, перенимает мировые тенденции? В.С.: Наверное, мы больше следуем тенденциям. Но тем не менее появляются очень хорошие примеры, образцы для подражания. Я считаю, что тот же самый музей «Гараж» - в принципе, шедевр архитектуры, мощнейший центр притяжения туристов. Л.Ч.: Что еще могут сделать архитекторы и дизайнеры для привлечения туристов в Москву? В.С.: Мне кажется, что надо больше открытой, современной архитектуры. Именно современной, на которую приезжают из других городов и стран. Потому что хорошей много, а знаковой, с привлечением мировых звезд - нет. Много было проектов, но они до сих пор так и не реализованы. В Москве не хватает проектов - тех же BIG, Norman Foster, MVRDV, Snohetta. А на это едут. Мы знаем, что Музей Гуггенхайма в Бильбао Фрэнка Гери является мощнейшим центром притяжения. В Берлине куча примеров. Я многие путешествия организовывал, именно чтобы посетить здание, место, сделанное кем-то. Это очень важно. Хороший, кстати, пример - это не совсем в Москве, но тем не менее - Никола-Ленивец. За счет того, что привлечены очень крутые современные наши архитекторы, он стал ландшафтным парком, который притягивает. Но, опять-таки, была бы дешевая виза, Никола-Ленивец был бы полностью заполнен иностранцами. Сейчас он заполнен нашими ребятами. Едут смотреть Полисского, Бродского, это уже мировые имена. Л.Ч.: Сможет ли ТиНАО в будущем стать привлекательной для туристов территорией? В.С.: Ну, а почему нет? Децентрализация - это очень хорошо, на мой взгляд. Я даже сам с удивлением иногда замечаю, какие появляются объекты. Там же будет кластер с современным искусством, с парками (музейное фондохранилище в ТиНАО - прим. Агентства «Москва»). В принципе, почему нужно ехать в центр, когда можно, наоборот, приехать в другую сторону. Там идет развитие городской территории, может быть и ландшафтный парк, но больше урбанистического характера. Хороший пример - филармония, которая находится на Мичуринском проспекте. Отличный зал, отличное здание, там происходят потрясающие спектакли, концерты. То есть тоже нет необходимости двигаться в центр, можно проехать на юго-запад и пойти в филармонию. Л.Ч.: Как обстоят дела в регионах России с туристической привлекательностью городов? Следуют ли они за тем вектором, который задает Москва? В.С.: Сейчас как раз история с пандемией показывает все проблемы. Многие пытаются куда-то съездить в регионы. Но здесь мы сталкиваемся с огромной-огромной проблемой - тотальным отсутствием инфраструктуры. Нет хабов, нет аэропортов, которые могли бы доставить достаточно быстро. То есть нам все равно нужно лететь через Москву. Если вы, например, хотите из Нижнего Новгорода прилететь в Карелию, то, скорее всего, прямого рейса в Петрозаводск у вас не получится. Вам нужно прилететь в Москву, здесь сделать пересадку, потом улететь туда. Это большая проблема, но федеральные структуры работают над этим, они очень заинтересованы в развитии территорий. Сейчас появляется очень много программ, но это все, к сожалению, небыстро. Л.Ч.: Можно ли в регионах рассчитывать на столичный уровень индустрии гостеприимства? В.С.: Есть несколько примеров, но пока это все делается, строится. Мы сейчас делаем отель в Выксе - это городок в Нижегородской области, который полностью объединен ОМК, металлургической компанией. Это их инициатива - развивать Выксу. Очень грамотный проект, мы совместно в Wowhaus ведем его: они делали проект территории, мы строим там отель. Конечно, на таких популярных направлениях, как Краснодарский край, побережье Черного моря, уже есть примеры качественных отелей, но и то их тяжело найти. Очень мало, буквально один-два на локацию. В Сочи еще более-менее все неплохо, потому что там была Олимпиада. В Геленджике отличное развитие идет у отеля «Приморье», они, по сути, задали новый уровень жизни на набережной. А вот если двигаться в сторону Краснодара, Анапы, там уже очень все грустно. Л.Ч.: Насколько развиты в регионах общественные пространства? В.С.: Общественные пространства даже в каких-то маленьких, небольших городах развиваются. Работает несколько площадок, работает много команд. В Краснодаре - парк футбольного клуба «Краснодар». Потрясающее место. Вот, кстати, пример, когда специально летают в город, чтобы посмотреть этот парк, погулять там. В Липецке сделано несколько парков, переделан центр. Там что-то делала «Стрелка», что-то делали мы, что-то - другие архитекторы. И это все, как ни странно, гармонично выглядит и складывается в одну историю. Зачастую сейчас с открытыми пространствами лучше, чем с инфраструктурными вещами.