Куряне перегнали яхту из Хорватии в Крым 

Куряне перегнали яхту из Хорватии в Крым
Фото: Курские известия
Как курянин Александр Тутов в течение десяти дней перегонял яхту в Черноморскую чартерную компанию
Александр не первый год занимается парусным спортом, на его счету и регаты, и обучающие рейсы, и чартеры. В общей сложности до прошлой зимы он прошёл около двух тысяч миль, примерно половину — в качестве матроса, половину — капитаном. В декабре прошлого года его пригласили участвовать в перегоне яхт из Хорватии в Крым. Давая своё согласие, Тутов не предполагал, что всё пойдёт не по плану. Какие сложности пришлось преодолеть Александру, читайте в материале «КИ».
Планы и коронавирус
История началась в декабре 2019 года. Шкипер, с которым Тутов был в Севастополе на регате «Стальные шары», позвонил и рассказал, что из Хорватии будет перегон яхт в Крым, в Черноморскую чартерную компанию. Перегон планировался на конец января, ответ нужен был срочно. Наутро Александр подтвердил своё участие.
В течение трёх месяцев пришлось ждать оформления документов. Все члены предполагаемого экипажа, а это шесть шкиперов IYT, подтверждали в группе в Whatsapp своё намерение идти. А потом пришёл COVID-19, и перегон пришлось отложить.
— Только в мае мы начали шевелиться снова, но полученные зимой визы заканчивались, планы менялись, и в итоге нас из семи осталось четверо — я, Виктор, Пётр и Эдуард, мой друг и коллега по развитию парусов в Курской области. Его позвал в перегон я, у него свежая лицензия IYT, и один раз мы были вместе в чартере, — рассказывает Александр. — Ну, думаю, нормально, справимся. По одному вахты по 4 часа через 12 при хорошей погоде и в плохую по двое.
Вылетали через Беларусь. Эдуард предложил Виктору взять с собой жену и дочь, а впоследствии, т.к. есть места, общих друзей — Александра и Ирину. Тутов был против пассажиров, всё-таки предстоял перегон, а не круиз, однако владелец яхты согласился. В Москве встретились с Андреем и Тарасом, они перегоняли яхту «Анастасия».
— По договорённости с руководителем Черноморской чартерной компании решили, что, так как на «Кассандре» людей много, а Андрею с Тарасом будет тяжело вдвоём, я перехожу на перегон на «Анастасию», — говорит Александр. — Чему я был очень рад! Моя основная цель перегона — получение опыта, а у кого, как не у Андрея с Тарасом, его перенимать?!
Прибыли в Минск 15 июля. В аэропорту стало ясно, что вылет в Загреб через Варшаву отменён, Польша закрыла границы, деньги пообещали вернуть дней через 20. Начали искать варианты перелёта, цены не радовали, и часть группы решила, что не потянет поездку и разъехалась. Тутов и сам подумывал, что пора возвращаться, но просто отказаться от своего обещания он не мог. Тем более, что людей осталось мало, четверо на две яхты — Андрей с Тарасом на «Анастасию», и Александр с Виктором на «Кассандру». Тем временем Александр и Ирина решили вернуться и вылетели через Белград, чему курянин был очень рад. И супруги отлично показали себя во время перегона.
— Мы не особо опасались вируса, но меры предосторожности соблюдали, — рассказывает Тутов. — Естественно, руки мыли чаще обычного, везде, где нужно, надевали маски. В Беларуси жёсткий контроль, строго следят, чтоб маски не спускали с носа, в Стамбуле чуть ли не в скафандрах люди ходили. Мы практически ни с кем не контактировали, кроме своей команды. Показали паспорт в аэропорту через стекло, вот и всё.
Капитан «Кассандры»
Поход изначально планировался в более сложных условиях — минусовые температуры, штормы, так что подготовка была на уровне. Но из-за задержки документов и коронавируса всё сдвинулось на тёплое время.
— Всё зависит от погоды, ветра, дождя. В идеале — идти на яхте вшестером, — объясняет Тутов. — Если бы было 6 человек, в тех условиях это почти круиз, но получилось, что шёл с 2 помощниками, Виктором и Сашей. Иногда оставлял их, чтобы поспать, но спал крайне мало, иногда не более часа в сутки.
18 июля команда была в Трогире (Хорватия). Готовили лодки, закупали продукты. Для их доставки понадобилось взять минивэн, ведь из-за коронавируса сход на берег во всех портах в пути был запрещён. Так что нужно было запастись заранее. Тут же выяснилось, что курянин пойдёт капитаном на «Кассандре». Оказалось, только он имеет лицензию шкипера и радиооператора IYT.
20 июля — старт на таможню в Сплит. Уходить из Хорватии пришлось с дефицитом воды — были проблемы с кормовым баком. А потом выяснилось, что и с носовым тоже. Первая дозаправка дизелем и водой планировалась в греческой деревушке Гувии на острове Корфу. Но это не удалось. Как выяснилось, Саша Путилин стал перед заправкой воды в танк мыть пятна от дизеля на палубе с «Фейри», что строго запрещено.
— Пресная вода — помыть посуду, самим душ принять, экономится всегда, — говорит Тутов. — А в этот раз была вообще жёсткая экономия. Мылись и мыли посуду морской водой, пресной только слегка обмывались, в минимальном количестве.
В Стамбуле Тарас планировал остаться для обучения курсантов Черноморской школы, и Александр должен был перейти на «Анастасию» к Андрею до конечной точки в Севастополе. К тому времени ему нужно было сделать из  опытного матроса для форсирования с Виктором Чёрного моря. Но на заправке в Ченаккале стало известно, что Тарас в Турции не остаётся. Курянину предстояло идти на «Кассандре» до Севастополя. Как уже отмечалось, он далеко не первый раз был в море, но и ему было чему удивляться.
— В Дарданеллах был в основном попутный трафик. Мы прошли строящийся мост. За нами шли четыре сухогруза, внушительного размера, — вспоминает Александр. — Вдруг сзади вспышка, мы идём за пределами судового хода, по правой стороне. Узко. Мигнувший сухогруз узлах на 8 уходит вправо с судового хода. Первая мысль — уснул, что ли? Там мель, идти некуда! А он выравнивается и начинает нас обходить. Я был реально в шоке, глубина под ним была не более 8 метров. Обошёл и попёр дальше!
Не меньший шок у капитана был, когда до Севастополя оставалось совсем чуть-чуть. Как выяснилось в походе, горючего оказалось меньше, чем планировалось. К месту назначения подходили без каких-то запасов. И тут военные приказали изменить курс, сказали, что яхта в запретной для судоходства зоне.
— А у нас топливо на исходе! — рассказывает Александр. — Говорю команде: «Мы же застрянем в море!». Потом вызвали военных, определились с курсом. Но почти пять часов потеряли, не говоря о горючем. Хорошо, ночью нам повезло, подул бейдевинд правого галса, потом резко поменялся на левый. Три часа шёл на парусах, слегка помогая мотором. Удалось здорово сэкономить!
Селфи с дельфинами
Конечно, переход — это не только тяжёлая работа без возможности выспаться, с постоянной тревогой за команду и яхту. В течение всего похода Александр мог любоваться волшебными закатами и рассветами и, конечно же, достопримечательностями. Первым на их пути было Адриатическое море. Затем, мимо Албании, перешли в Ионическое море. Впереди — скалистые горы и холмистое побережье зелёного острова Корфу.
— Рано утром 23 июля, когда ещё было темно, перед нами развернулся мост Рион, — вспоминает Тутов. — Вантовый мост через Коринфский залив, соединяющий малый город Рион в общине Патры на полуострове Пелопоннесе с малым городом Андирионом. Величественное сооружение длиной более полутора миль. Коринфский канал — завораживающее зрелище! На обоих концах канала функционируют погружные мосты, они опускаются прямо перед судном и поднимаются сразу за кормой. Длина канала — 6 километров. Стены канала естественного происхождения, главным образом из известняка, высота стен достигает 76 метров. Ширина канала — около 25 метров. Через него перекинуты один железнодорожный и три автомобильных моста. С одного из них запускали на резинке какого-то туриста.
Моряки обогнули мыс Сунион на южной оконечности Аттики. Впереди — якорная стоянка на острове Эгине, между Арголидой и Аттикой. Потом Мраморное море и наконец 28 июля команда вышла в Чёрное море. Оставалось пройти 260 миль.
— В первую ночь в Чёрном море взошла луна. Лунная дорожка! До этого другие всё время фотографировались, а тут уже мы с Сашей устроили фотосессию. Ждали её весь перегон! — делится Тутов. — На Чёрное море договорились нести вахту по одному и по четыре часа. Усталость накопилась дикая. По крайней мере, у меня. А Саша раза три повторил за ночь, что всё очень быстро, что ему мало. Всё Чёрное море нас сопровождали дельфины, я никогда столько не видел! Много, очень много.
29 июля — яхта на пути в Графскую бухту, где находится 143-й таможенный причал, практически место назначения. Александр тогда сделал много селфи с дельфинами на фоне солнца. Навстречу «Кассандре» проходила многочисленная регата, как будто приветствуя моряков.
— Знал бы, как всё будет, наверно, не поехал бы, — признаётся Александр. — Но сейчас бы жалел об этом. Я получил в итоге то, что хотел, — опыт. Да, другой, но, может, именно такой мне и нужен был. А как поучиться у Андрея и Тараса, я ещё придумаю. И на правах капитана этого перегона позвольте сказать небольшое напутствие. Тщательно выбирайте людей, не рискуйте напрасно. Относитесь ответственно к безопасности, своей и своей команды, учитесь работать в команде. И просто учитесь, постигайте азы до того, как соберётесь участвовать в перегоне собственной яхты. Везение и беспечность, безусловно, могут помочь, но чаще всего этого недостаточно.
Справка
Характеристики яхты:
Длина — 14,27 м / 46' 10"
Ширина — 4,35 м / 14' 4"
Осадка — 2,10 м / 6' 11"
Запас топлива — 210 л Запас пресной воды — 360 л Наличие двух рулевых перьев
Экипаж:
Тутов Александр — капитан, Bareboat Skipper IYT (1700 nm)
 — судовладелец, права ГИМС
Путилин Александр — матрос, опыт на парусном надувном катамаране
Путилина Ирина — повар, опыт на парусном надувном катамаране
Подготовила Юлия Голубчикова
Видео дня. Хургада против Шарм-эль-Шейха: в чем разница курортов
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео