Турагент: «Платный туалет в офисе? Было бы возможно, открыл бы, не раздумывая»!
Участники профессионального сообщества Фейсбука «Трэвел Президиум» активно обсуждают варианты дополнительного заработка турагентов в кризис. Поводом послужил пост с рекламой розничной туркомпании, которая, помимо продажи туров, предлагает услуги фото, копирования документов, ламинирования, брошюровки, а также страхование ОСАГО. «Снято мною при входе в один из ТЦ. Многие и раньше пытались подработать на сопутствующих или дополнительных сервисах. А теперь, когда аренду и зарплату трудно отбить на одной лишь реализации туруслуг, тем более. Как сказал мне недавно коллега, сдавший часть офиса страховой компании, “если бы можно было открыть в турагентстве платный туалет, сделал бы это, не раздумывая”», – пишет топик-стартер, Максим Пашков. И предлагает представителям розничных турфирм поделиться опытом – за счет чего они получают дополнительный доход в нынешние трудные для туррынка времена. Судя по комментариям, некоторые турагенты позаботились о диверсификации своего бизнеса заблаговременно: «Еще в 2018 году организовала два проекта, связанных с недвижимостью», – отмечает Наталья Войлошникова. Diana Ferdman в период самоизоляции запустила собственный дистанционный курс для предпринимателей по продвижению личного бренда. А Юлия Крылова совмещает продажу туров со страховой деятельностью. Кроме того, открыла в офисе турфирмы пункт выдачи товаров торговой онлайн-площадки Ozon. Проявлять креатив приходится турагентам в удаленных регионах России, например, на Дальнем Востоке. «Подходящего турпродукта у нас пока нет. Прямые рейсы в Сочи и Крым сняты, авиабилеты до Москвы – дорогие. Открытие Турции для наших туристов не актуально, им нужна Азия», – пишет Оксана Гаврилова (Благовещенск). Чтобы пережить непростые времена и иметь возможность платить зарплату сотрудникам, она временно переквалифицировалась в продавца продукции Greenway: «Зарабатываю “на тряпочках” 130 тыс. руб. в месяц», – делится Оксана. Далеко не все турагенты считают целесообразным совмещать туризм с иными направлениями бизнеса. «Каждый должен заниматься своим делом», – полагает Марина Полуэктова. Другие же уверены: за диверсификацией – будущее. «Многие розничные туркомпании будут вынуждены стать сервис-центрами, где продажа туров – только одна из множества услуг, далеко не самая ходовая», – делится мнением Дмитрий Полозов. А как считает вы, следует ли турагентам искать дополнительные способы заработка? Примите участие в опросе.