К туристической жемчужине России – по ухабам?

Недостроенная дорога на самом краю Ставрополья портит российским и иностранным туристам впечатление от поездки к всемирно известным нарзанным ваннам Джилы-Су на северном склоне Эльбруса. На Кавминводах множество достопримечательностей, но больше всего приводит в восторг и местных жителей и приезжих та, что находится за пределами не только курортного региона, а и Ставропольского края. В ясный день с любого возвышенного места городов-курортов во всей своей красе открывается белоснежный двуглавый исполин – Эльбрус. На Северном Кавказе все взаимосвязано. Да, львиная доля Национального парка «Приэльбрусье» находится на территории Кабардино-Балкарии, а оставшаяся часть – на территории Карачаево-Черкессии. Но самая короткая и удобная дорога к северному склону двуглавого великана и к расположенным там источникам теплого нарзана начинается в Кисловодске. Многие туристы приезжают в город-курорт с намерением непременно искупаться в чудодейственных водах Джилы-Су. А есть и такие, для кого Кисловодск – лишь базовый лагерь перед восхождением на высочайшую вершину Европы по ее северному склону. Ныне экскурсии в урочище Джилы-Су и к расположенной на полпути к нему турбазе «Долина нарзанов» – один из самых популярных туристических маршрутов из Кисловодска. Но автобусы с пассажирами по бездорожью не пустишь. Поэтому все субъекты РФ, через которые проходит автомобильная дорога к северному склону Эльбруса, выделили серьезные средства на ее обустройство в соответствии с современными требованиями безопасности и комфорта. Вот и бюджет нашего региона профинансировал реконструкцию ставропольской части стратегически важной горной дороги (которая по документам, почему-то, проходит как местная). Корреспондент «СП» проехал по ней и посмотрел, как местные власти и дорожники выполнили поставленную задачу. Там, где на северной окраине Кисловодска жилые постройки на улице Гагарина плавно переходят в дачный кооператив, нас встречает почти идеальная современная дорога: гладкое асфальтовое полотно с обеих сторон ограничено капитальными бетонными лотками для отвода дождевых и паводковых вод. В горной местности это не роскошь, а жизненно важный атрибут. Приятное впечатление дополняют свежая разметка, ограждения на крутых поворотах и столбы электроосвещения, где каждый фонарь работает от индивидуальной солнечной панели. Вдоль трассы даже посадили молоденькие голубые ели. Этот праздник автогурмана продолжается вплоть до поселка Индустрия, который входит в состав Кисловодска, хоть и отделен от городских кварталов двумя километрами горных лесов. Миновав поселок, продолжаем ехать по такой же ухоженной и благоустроенной трассе. Здесь не хватает только голубых елей на обочине. Но вот все разом заканчивается: и столбы с солнечными панелями, и защитное ограждение со стороны ущелья реки Кабардинка. А, главное, – идеально ровное асфальтовое покрытие и водоотводы вдоль него. Сопровождающий нас специалист администрации Кисловодска поясняет, что здесь проходит граница между территорией города-курорта и землями Предгорного муниципального района. Предгорненский асфальт, пожалуй, даже свежее кисловодского, но заметно тоньше и покатее. Вскоре на нем заканчивается и дорожная разметка. Тут уж, водитель, смотри в оба, чтобы разъехаться со встречными авто. А они на этой горной дороге встречаются поминутно. Успокаивает одно: здесь даже отчаянный лихач особо не разгонится, потому что во многих местах асфальт скукожился в гармошку: то ли из-за сложного рельефа местности, то ли напортачили дорожники. А примерно за километр до границы с Малокарачаевским районом КЧР, которая проходит по гребню горы Баран, заканчиваются даже эти относительные удобства для автомобилистов. О существовавшей здесь когда-то дороге напоминают лишь отдельные ошметки асфальта. А остальное – ухаб на ухабе, рытвина на рытвине. В иных ямах стоят «вечные» лужи, которые приходится объезжать, выруливая на условную встречную полосу. Нетрудно представить, какой горькой пилюлей становится этот последний километр горной части Ставрополья для российских и, особенно, для иностранных туристов, коих к северному склону Эльбруса проезжает множество. Когда этот материал уже был подготовлен к печати, пресс-служба администрации Предгорного муниципального района в местной прессе опубликовала сообщение, что ремонт дороги от Кисловодска границы с КЧР, который делают за счет субсидии бюджета Ставропольского края, подрядчик, согласно контракту, завершит до 30 августа. Мол, дорожникам осталось только укрепить обочину и сделать разметку. Увы, это разъяснение не успокаивает. В конце августа – начале сентября пик туристических поездок к северному склону Эльбруса уже пройдет. И потом… Два раза проехав по данному участку дороги, мы не видели, чтобы кто-либо производил там какие-либо работы. Да, нанести разметку можно за один день. Но проложить водоотводящие лотки по обочинам и установить ограждение на опасных участках – дело долгое и трудоемкое. А на последнем километре перед перевалом дорогу еще даже не начинали готовить к асфальтированию… А самое главное: что делать с теми участками, где свежеуложенный асфальт уже «поплыл»? Насколько я знаю, средства из краевого бюджета для ремонта дороги на Джилы-Су обоим муниципалитетам выделили почти одновременно. Почему же один успел все сделать вовремя и с отличным качеством, а у другого и качество хромает, и сроки поджимают? Думаю, все дело в мотивации. Власти Кисловодска весьма заинтересованы, чтобы сотни тысяч туристов, ежегодно посещающих город-курорт, были довольны экскурсиями на Джилы-Су и поездками на гору Баран, где зимой действует комплекс для горнолыжников. О существовании же станицы Ессентукской, – административного центра ПМР, – подавляющее большинство туристов, приезжающих на КМВ, даже не слышало. Из населенных пунктов района на данном участке находится только маленький поселок Правоберезовский. А на кошары и горные сенокосы тракторы и грузовики могут проехать и по бездорожью… Глава Кисловодска Александр Курбатов говорит, что администрация муниципалитета готова взять под свою опеку всю эту дорогу до границы с КЧР (разумеется, с передачей соответствующей доли краевой субсидии), поскольку она весьма важна для развития курорта.

К туристической жемчужине России – по ухабам?
© КМВ Новости