Родина карантина до и после коронавируса: изоляция как новый шанс спасти Венецию

Венеция оказалась в числе наиболее пострадавших от COVID-19 и в числе первых европейских городов, где были приняты жесткие ограничительные меры. В течение 50 дней, начиная с 9 марта, Венеция была полностью закрыта для въезда. И хотя экономика города, которая на 80% зависит от туризма и услуг гондольеров, понесла серьезные потери от пандемии, венецианские власти не торопятся отменять ограничения полностью и возвращаться к прежнему ритму жизни и прежним объемам потока гостей. По истечении срока карантина обнаружилось его, безусловно, позитивное влияние на экологию и сохранность исторической застройки, которая не менялась в Венеции с XIX века и которая была включена в список культурного наследия ЮНЕСКО. Нелишне напомнить, что само понятие «карантин» имеет сугубо венецианские корни, поскольку именно в Венеции в XIV веке во время эпидемии чумы была введена практика санитарного отстоя морских судов в течение 40 дней - quaranta giorni - перед заходом в порт. Название острова Лазаретто в 4 км от Венеции, где вынуждены были самоизолироваться заморские мореплаватели, также стало нарицательным. «Карантин наглядно продемонстрировал, как позитивно влияет на окружающую среду сокращение туристического потока, несмотря на все финансовые потери. И теперь власти Венеции всерьез рассматривают возможность введения квот на число приезжих после окончания пандемии», - сообщает Euronews. Уже менее чем через десять дней после закрытия города на карантин в европейских СМИ и социальных сетях появились фото и сообщения о том, что вода в каналах Венеции впервые за многие годы стала почти прозрачной, и здесь снова появились рыба, лебеди и другие перелетные птицы. «В то время, когда большинство жителей Италии оказались в вынужденной изоляции, а число погибших из-за коронавируса превысило уже 1800 человек, город Венеция, возможно, извлекает очевидную пользу из отсутствия туризма, закрытия музеев и отсрочки Венецианской архитектурной биеннале: его каналы и Пьяцца Сан-Марко стали более чистыми», - отмечалось в материале Thе Art Newspaper, опубликованном 17 марта 2020 года. Меж тем, из-за необходимости соблюдать правила социального дистанцирования, которые продолжают действовать в городе и после отмены карантина, неясным и тем более тревожным видится будущее одного из главного источника доходов и символов Венеции – передвижение по каналам на гондолах. «Главная проблема - организация общения с пассажирами, потому что мы должны помогать им занимать место на борту и сходить на берег, и в этом случае дистанция сокращается до 20 сантиметров», - отмечает Андреа Бальби, возглавляющий профессиональную ассоциацию венецианских гондольеров. «У этого города очень давняя история. Он таким был создан, таким и останется. Мы не можем расширить улицы. Поэтому мы должны адаптироваться к тому, что нас ждет в будущем», - сказал в интервью Euronews туристический гид Кьяра Пелузо. Издавна самым престижным районом Венеции считалась линия вдоль Гранд-канала, где было построено около 200 палаццо (дворцов). Тыльная сторона зданий стоит на грунтовых основаниях, а парадные фасады, омываемые водой, держатся на сваях. В разное время в Венеции на 160 каналах было построено более 400 мостов. Самый старый из них и самый знаменитый – арочный однопролетный мост Риальто, один из четырех, возведенных на Гранд-канале. Первая переправа на этом же месте появилась в 1181 году и представляла собой понтонный мост с плавучими опорами, который получил название Понте-делла-Монета, или Монетный мост. Создателем его деревянных опор считают архитектора Николо Бараттьери, который принимал участие в застройке Венеции во второй половине XII века. Источники также свидетельствуют, что до того, как в Венеции был перекинут первый мост через Гранд-канал, горожане перебирались с одной стороны на другую, составляя в ряд лодки и перепрыгивая поочередно в каждую вместе с корзинами и другой ношей. Это было самое бойкое место во всей Венеции. Именно здесь, на площади Риальто перед одноименным арочным мостом, расположен самый древний в городе храм Сан-Джакомо-ди-Риальто. По преданию, церковь Святого Иакова была заложена 25 марта 421 года, в день основания Венеции. Площадь перед храмом Риальто стала особенно многолюдной, а лодочная переправа через Гранд-канал еще более востребованной, когда в 1097 году здесь открылся главный венецианский рынок. Каменный однопролетный мост Риальто был построен на Гранд-канале лишь в 1599 году по проекту малоизвестного зодчего Антонио де Понте, чей проект обошел в конкурсе самого Андреа Палладио. Главная архитектурная особенность моста состоит в том, что в его конструкции отсутствуют промежуточные опоры. А огромный вес моста удерживают два фундамента, расположенные по обе стороны Гранд-канала. Высота верхней точки арочного просвета моста Риальто над уровнем воды при отсутствии приливов и отливов составляет 7,5 м. Его ширина – около 23 м, общая протяженность – 48 м. Последняя реставрация моста Риальто - первой каменной переправы и одного из главных символов Венеции - была проведена в 2009-2016 годы и обошлась муниципалитету около 5 млн евро. По обеим сторонам центрального прохода моста по-прежнему размещаются торговые лавки, а по краям - смотровые площадки на Гранд-канал, которые до пандемии были плотно заполнены туристами. Но в последнее время посетителей на мосту стало гораздо меньше, и условия доступа к одной из главных достопримечательностей Венеции, очевидно, тоже будут пересмотрены властями города в связи с требованиями социального дистанцирования.

Родина карантина до и после коронавируса: изоляция как новый шанс спасти Венецию
© Главгосэкспертиза России