Будет ли раздут тихоокеанский «туристический пузырь»?
Тихоокеанские островные государства изо всех сил стараются возобновить туризм и укрепить свою пострадавшую от карантина экономику, поскольку осторожный оптимизм по поводу контроля над COVID-19 распространяется по всему региону. Соглашения о возобновлении поездок разрабатываются всеми странами мира, но это особенно важно для островов Океании, где туризм составляет от 20% до 90% ВВП. Французская Полинезия, где находятся всемирно известные туристические острова Бора-Бора и Таити, готова стать первой в мире, кто полностью отменит пограничные ограничения. Французское правительство планировало открыть регион для путешественников из всех стран с 15 июля при условии, что они пройдут тест COVID-19 за три дня до прибытия и готовы пройти еще один тест через четыре дня после прибытия. Пограничный контроль является одной из областей, в которых Франция по-прежнему определяет политику в отношении автономии Французской Полинезии. Поэтому решение местных властей разрешить свободный въезд вызвало большой переполох во французских властных кругах и заняло недели напряженных переговоров между Парижем и Папеэте; как мы видим, французская власть уступила Французской Полинезии. 19 мая Французская Полинезия была объявлена свободной от коронавируса. Сам регион, как ни странно, первоначально занимал изоляционистскую позицию, но недавняя схема французского правительства, предложившего щедрые налоговые льготы инвесторам в туризм, несомненно, развернула позицию региональных властей на 180 градусов. Также, конечно, сыграла свою роль угроза экономического краха в регионе, в котором туризм составляет 20% ВВП, а в двух других важных отраслях из-за пандемии сложилась угрожающая ситуация: доходы от рыболовства упали на 50%, то же самое произошло и с сельским хозяйством. Потенциальная проблема заключается в поиске партнеров для обслуживания маршрута, поскольку коммерческие рейсы медленно восстанавливаются. По-видимому, заинтересована в этой идее Япония, но рейсы из аэропорта Нарита, расположенного недалеко от Токио, в Папеэте, как ожидается, не отправятся до сентября: по просьбе местного туроператора Министерство туризма Французской Полинезии заявило, что требуется больше времени для проведения новых маркетинговых исследований. Франция предлагает шесть еженедельных рейсов. Тем временем Air Tahiti Nui сохранила свой слот в Международном аэропорту Лос-Анджелеса с прямыми рейсами, которые начнутся 20 июля. Но Французская Полинезия надеется получить преимущество первопроходца в восстановлении туризма, удовлетворяя также сдерживаемый спрос со стороны азиатских рынков. В других частях обширного Тихоокеанского региона страны возлагают свои экономические надежды на включение в более медленные многосторонние решения и проявляют все большее нетерпение. По поводу планируемого транстасмановского «туристического пузыря» между Австралией и Новой Зеландией министр экономики Фиджи Айяз Сайед-Хайюм высказался так: «Неоправданно для Фиджи, чтобы нам уделялось меньше внимания в любых региональных поездках. Полное восстановление нашего искалеченного сектора услуг, особенно нашей жизненно важной туристической отрасли, невозможно до тех пор, пока сохраняются существующие ограничения на поездки». Дейв Шарма, известный депутат от правящей партии Австралии в австралийском парламенте, видит стратегическую возможность в углублении экономических связей в регионе, где Канберра уже много лет ведет дорогостоящую борьбу за мягкую силу с Китаем. «Стратегическая конкуренция не замедлилась, — сказал он. — И в наших собственных национальных интересах быть наиболее предпочтительными партнерами для стран, когда они больше всего нуждаются. Нам нужно сохранить преимущество, которое мы имеемнаселению в течение четырех дней до их второго теста». Другие недостатки включают в себя возможность заражения вирусом путешественников во время длительного перелета. Ограничения на поездки сильно ударили по Океании не только из-за того, что перекрылся кислород туристической отрасли, но и потому что острова зависят от импорта большей части продовольствия, топлива и других жизненно важных товаров. Транспортным компаниям, чтобы уменьшить минус, в который они ушли, пришлось увольнять сотрудников. Fiji Airways уволила 775 сотрудников — более половины своей рабочей силы. В Вануату 70% работников сферы туризма потеряли работу. Недавнее исследование компаний Островов Кука (территория Новой Зеландии) прогнозирует 90%-ное падение доходов из-за экономических последствий ограничений на поездки в период пандемии. Некоторые тихоокеанские лидеры выразили надежду, что включение в туристический пузырь с Австралией и Новой Зеландией, который может открыться к сентябрю, поможет облегчить некоторые из проблем. «Суровая правда заключается в том, что если это затянется надолго, мы так или иначе придем к вам за помощью, — сказал Флетчер Мелвин, председатель целевой группы частного сектора Островов Кука, обращаясь к правительству Новой Зеландии. — Наша община хочет помощи, а не подачки — мы бы предпочли иметь новозеландские туристические доллары, чем ее деньги в виде помощи из метрополии». Но Новая Зеландия и Австралия неохотно рассматривают возможность включения тихоокеанских соседей. Австралия указала, что тихоокеанские рабочие, возможно, смогут поехать в Австралию на работу, но в настоящее время вопрос о поездках в обе стороны еще не рассматривается. Пока де-факто путешествия через Тихий океан возобновлены, но до сих пор в основном ограничиваются репатриацией граждан или поездками между общинами с существующими тесными связями. Что касается Французской Полинезии, первые рейсы будут только для путешественников из Европы, Соединенных Штатов и Новой Каледонии (еще одной заморской территории Франции в Тихом океане). Автор: Роман Мамчиц