Молодые россияне собрались в крымской бухте. Что из этого вышло?

В Крыму стартовал первый посткарантинный форум всероссийского масштаба «Таврида». Проект выступил в роли МЧС для творческих людей из регионов, оставшихся без работы во время эпидемии коронавируса. «Таврида» существует шесть лет, считается «русским Burning Man». Чтобы снизить риски заражения, число форумчан, собравшихся в живописной крымской бухте Капсель, сократили до минимума. Подробности — в репортаже «Ленты.ру». Эти пустынные склоны знакомы любителям крымских диких пляжей бывшего СССР. Именно дикари сформировали здесь за прошедшие десятилетия особую атмосферу свободы, разительно отличавшуюся от атмосферы столетних санаториев и даже «Артека». Сейчас территория в 200 гектаров в бухте Капселя огорожена для арт-кластера «Таврида». Среди местных жителей нашлись те, кто относится к этим переменам положительно. «Когда почти у всех появились машины, люди стали оставлять здесь просто горы мусора. Такого, конечно, не было, когда сюда с туристическими рюкзаками приезжали, а теперь тут порядок», — говорит Анастасия Петровна. Она живет неподалеку и подрабатывает в арт-кластере. Действительно, с экологией стало получше. Вместо разбитых бутылок и ржавых мангалов — необычные арт-объекты, которые с окружающим пространством в конфликт не вступают и даже создают ощущение какой-то дополненной реальности. «Такое впечатление, что этот дядька тут сидел всегда», — делится впечатлениями юная туристка, фотографируясь возле инсталляции «Человек, смотрящий в море» — восьмиметрового каркаса человеческой фигуры, созданного из 4500 деталей Сергеем Паукером-Бравиным. Рядом с ней возникает ощущение, будто бы ты зритель или участник какой-то постановки, и действие вот-вот начнется: прозрачный великан встанет и пойдет в море. Не зря же Паукер-Бравин еще и сценограф. Главной визитной карточкой «Тавриды» стали семиметровые маски-лица, которые вошли в фотоподборку издания The Guardian за 2019 год. Полюбился людям и пятнадцатиметровый «Маяк археологов», при строительстве которого была обнаружена «капсула времени» с запиской к потомкам, оставленная партией советских археологов. Тавридянам особенно понравилась фраза «Хочу быть первым и буду». Она стала девизом для участников прошлогоднего форума. Те, кто приехал в Капсель в минувшую субботу, тоже чувствуют себя первопроходцами — это первое масштабное офлайн-мероприятие после периода полной самоизоляции, в условиях, когда коронавирус еще не побежден и опасен. «Форум разрешили буквально за две недели. Мы бегали и собирали медицинские справки, сдавали тесты, быстро собирались, — рассказала «Ленте.ру» одна из участниц форума, поэтесса Злата Маркина. По ее словам, всех других участников без конца тестировали по пути в арт-кластер. Здесь им также регулярно измеряют температуру. Маски, санитайзеры — всего этого в «Тавриде» хватает с избытком. Мероприятия по возможности проводятся на воздухе. Форум можно назвать представительным, но никак не массовым. Тут собрались творческие люди из всех регионов страны, от Крыма до Камчатки, но всего их не больше сотни в одной смене. «Таврида» стартовала задолго до июля, а точнее, она практически не прекращалась с тех пор, как была проведена впервые в 2015 году. Познакомившиеся в крымской бухте люди в своих регионах круглогодично создавали всевозможные творческие и волонтерские проекты. Ездили в детдома, помогали пожилым людям, как, к примеру, рэпер Тема Куба. В нынешнем году этой «теневой» стороне жизни тавридян — дизайнеров, fashion-фотографов, музыкантов, художников, архитекторов, актеров и режиссеров, оперных певцов, хореографов и танцоров, поэтов и прозаиков — дали новый импульс. Проект #Мывместе возник в условиях коронакризиса, когда творческая деятельность почти полностью замерла. Для удобства возникавшие в его рамках активности привязывали к актуальным датам: Дню Победы, Дню защиты детей и так далее. Так, крымчанка Дарья Кузьмина в рамках этого проекта нарисовала граффити к 9 Мая. «Решили принести новое видение. Не рисовали традиционные ленточки, ордена», — рассказала она «Ленте.ру». Организаторы предоставили краску и главное — возможность легально нанести рисунок, что для представителей этого художественного жанра случай нечастый. Организацией всех этих акций на местах занимались региональные резиденты «Тавриды». Для них и провели первую смену, а вернее, первую «антишколу». Это чем-то похоже на летний лагерь для школьников в глубинке, который несколько лет назад создали в рамках экспериментального проекта «Учитель для России». Его главной задачей было разрушить традиционные представления ребят о школе со всей ее обязаловкой и скучными уроками в четырех стенах. Под видом «каши из топора» — конструкций из картона, с помощью которых изменили привычный антураж кабинетов и коридоров, TED-лекций в исполнении самих учеников и прочих штук — провели мощный образовательный интенсив, куда дети шли сами, несмотря на каникулы. В «Тавриде» обошлось без картона, и собрались тут люди постарше — от 18 до 30 лет, но и они понимают, с чем призвана бороться «антишкола». «В принципе, то, о чем я узнаю здесь, мне доводилось слышать прежде. Но здесь мы изучаем истории конкретных реальных людей и их проектов. Никакой теории — только практика», — рассказал «Ленте.ру» певец из Хабаровска Владимир Бабенко. Здесь нет строгих границ, очерченных звонками, но без расписания все же не обошлось. При этом никаких обязательных занятий — личный график формируешь сам. Так, Володя любит с утра пораньше искупаться в море, а затем уже позавтракать и идти на встречи с интересующими его экспертами: «Здесь собраны лучшие умы и энергия. Можно обсудить свою личную проблему после занятия». До октября планируется провести десять таких смен, появятся три новые «антидисциплины», которых не было в прошлом году: индустрия моды, классическая и джазовая музыка, организация региональной арт-резиденции. Первыми стали мотивационные занятия, где, конечно, обсуждалась пережитая всеми самоизоляция. Эксперты делились тем, с какими проблемами они столкнулись и как их решали. «Наш фестиваль "Вербатимфест" слетел, а у меня на руках — куча невозвратных авиабилетов для участников, приобретенных на грантовые деньги, — рассказала Мария Конотоп, работающая в воронежском частном театре. — Приходилось звонить в авиакомпании. Звонила в грантовый фонд, в Росмолодежь. Половина денег не вернулась до сих пор». Ей и ее труппе удалось выжить только благодаря утроенной активности в интернете. Они выкладывали в сеть свои постановки, провели серию мастер-классов по режиссуре и хореографии. «Все проекты "Тавриды" — в них мы тоже приняли участие, и она помогла нам очень, — отметила Мария. — Мы не спали и работали на аудиторию. Нам стали донатить, покупали сувенирку, платили за спектакли, которые мы выкладывали онлайн. Мы эту денежку раздавали артистам. Чувствовали, что наш театр кому-то нужен». В этом году участники «Тавриды» смогут претендовать на премию для молодых деятелей современного искусства. Ее по решению экспертного жюри получит один участник в каждой из десяти смен «антишколы». Победитель сможет рассчитывать на контракт с продюсером, интеграцию в крупные российские и международные арт-проекты, стажировку в ведущих культурных проектах, ну и, конечно же, на денежную выплату, предназначенную для того, чтобы воплотить творческую инициативу автора в жизнь (до полутора миллионов рублей). По данным организаторов, за все время грантовой поддержки «Тавриды» было выделено более 246 миллионов рублей, но главное — на форумах в Крыму были придуманы сотни культурных и IT-проектов, реализованных затем в разных регионах России. Так, участник «Тавриды» Даниил Чащин стал номинантом «Золотой маски» — Российской национальной театральной премии. Короткометражный фильм «Интервью» форумчанина Ивана Соснина был представлен на Международном Каннском кинофестивале. Одним из самых необычных стал проект «СЛОВОGRAPHICA» Петра Скляра — это сборники иллюстраций к русским пословицам и поговоркам, которые издаются как на русском, так и на английском языке. Однако для большинства участников «Тавриды» наградой стала сама возможность побывать здесь, выступить перед публикой, пообщаться с коллегами вживую. «Я устал смотреть в темноту [в объектив камеры]», — говорит Артем Азаров (Тема Куба), отменивший свой первый гастрольный тур из-за эпидемии и переместивший всю свою активность в интернет. Арт-резиденция с годами приобретает черты полноценного современного санатория, дома отдыха или продвинутого пионерского лагеря. Постояльцев размещают в деревянных домиках со всеми удобствами по двое. «Дом новый и внутри пахнет деревом. Кондиционер, холодильник. Рядом газончик, который каждый день поливают», — описал здешние бытовые условия Владимир Бабенко. Организаторы и не скрывают, что к 2022 году «Таврида» станет круглогодичным стационарным образовательным центром для молодых деятелей культуры и искусств. Обсуждается даже коллаборация с «Артеком». Таким образом, с былой туристической негой придется распрощаться в пользу более комплексного формата работы и бытовых удобств. Тут стоит отметить, что «Таврида» это не только про молодых и творческих. Что для форумчан недельное погружение — то для обслуживающего персонала «Тавриды» ежедневные трудовые будни. Теперь и для них построят комфортное жилье, а еще (да-да!) коллектор и канализационно-насосную станцию, которая станет обслуживать все близлежащие населенные пункты. Однако береговая линия останется открытой. По этому поводу есть официальное соглашение мэрии Судака, АНО «Центр развития культурных инициатив» и Совета министров Республики Крым. Для всех будет доступен и благоустроенный пешеходный бульвар с автопарковкой. Так что родители молодых творческих деятелей и любой другой турист смогут, как и прежде, беспрепятственно купаться в бухте и отдыхать на пляже, только уже под фонарями, чтобы все-таки было культурно.

Молодые россияне собрались в крымской бухте. Что из этого вышло?
© Lenta.ru