Михаил Мальцев, "7 авеню": Нынешний кризис — шанс для отрасли гостеприимства
— Как вы оцениваете открывающиеся возможности для внутреннего туризма? — Нынешний кризис создает уникальную возможность для развития внутреннего туризма и позиционирования Самары, как курортного города. Для этого есть абсолютно четкие экономические предпосылки. Я следил за статистикой туризма начиная с 2009 года. Могу сказать, что внутренний туризм — та отрасль, которая в кризис начинает расти. Когда курс рубля слабеет, невыгодно выезжать, поэтому идет перераспределение потоков. По итогам кризисов 2008 и 2014 годов рост внутреннего туризма в последующие два года составлял порядка 12-15%. Нынешняя ситуация уникальная — если в 2009 и 2014 годах были только экономические предпосылки, то сейчас к ним добавился фактор, связанный с распространением коронавируса. То есть направление внешнего туризма практически полностью закрыто, и отложенный спрос люди будут реализовывать на внутреннем рынке. Собственно говоря, мы сейчас входим в период возможностей, которые нужно не упустить. Понятно, что отельеры, туркомпании будут это активно использовать, но в идеале стоит увязывать интересы их бизнеса с региональными, муниципальными программами. Нужно с помощью региональных усилий и регионального бюджета создать моду на посещение Самарской области. Я понимаю, что в правительстве идет секвестирование бюджета, и в первую очередь, к сожалению, будут урезаны затраты на продвижение туризма. С моей точки зрения, наоборот, инвестиции в это направление сейчас нужно было бы наращивать, чтобы простимулировать тот потенциальный спрос, который есть, привлечь туристов и получить отдачу уже в экономику непосредственно. Все понимают, что туристы — это небольшой инвестор территории, когда он приезжает, он финансирует и транспорт, и гостиницы, ресторанный бизнес и т. д. Получается определенный вклад, который при большом объеме туризма имеет весьма существенный показатель. Если увеличить турпоток в Самарскую область всего на 10%, это добавит в региональную экономику 2 млрд рублей. Поэтому, как я уже сказал, возможности появляются, мы их начнем реализовывать самостоятельно, но если это будет делаться целенаправленно, с поддержкой государства, эффект будет гораздо ощутимей. — Такой опыт, наверное, был получен во время чемпионата мира по футболу? — Да, все технологии по развитию туризма были откатаны именно тогда и именно комплексный подход позволил выстроить и транспортную логистику и размещение, устройство конкретных туристических зон, маршрутов, экскурсий, фанзон, событийных мероприятий. И этот опыт можно применять в любом масштабе, ведь технологии туризма одинаковые что при проведении крупных мероприятий, что при локальных. Туризм — это в первую очередь увязка транспорта и средств размещения. Эти две отрасли дают 80% оборота туристического потока. И третье, что обязательно нужно учитывать, это — цель приезда. Она может быть абсолютно разной. Чемпионат мира это, понятно, мировое событие, но необязательно проводить глобальное мероприятие, чтобы привлечь на территорию потенциальных туристов. — Как сейчас формируется поток туристов, посещающих Самарскую область? — Наибольший поток идет из близлежащих регионов. Лидирует Ульяновск, соседние области, на четвертом месте — Москва и Московская область. Связано это, прежде всего с удобной логистикой. Учитывая тот факт, что ключевым является удобство логистики, ее дешевизна, доступные средства размещения, понимаем, что нужно работать именно над мотивирующей целью приезда. Необходимо формировать календарь событий под существующую инфраструктуру и тем самым стимулировать приезд. Последний пример — программы, которые были реализованы нами вместе с туроператорами в Рождественские праздники. Гостиница "7 Авеню" тогда была полностью заполнена туристами, которых наши туроператоры привозили из разных регионов. Логика была такая, что под конкретное событие можно разработать уникальную программу, собрать группу и привезти ее. Люди останутся довольны, потому что они получили впечатления, положительные эмоции и с ними уехали. Еще один пример. Если взять середину нулевых годов — местом притяжения туристов был аквапарк. В этом году наблюдалась аналогичная ситуация, когда открылся океанариум. Начали приезжать из всех близлежащих регионов. Это примеры того, как на определенные целевые рынки выстраивать конкретные туристические продукты, которые будут востребованными. Но для этого нужно решить некоторые задачи. Стимулирование создания круглогодичных развлекательных центров, организация событий и поддержка гостиниц и транспорта в реализации комплексных туристских проектов. Чем хорош был чемпионат мира — определенные даты, конкретный календарь событий, понятные туристические потоки, продажа билетов — все было скоординировано, управлялось централизованно. И мы понимаем, что можно проводить любое мероприятие по этим технологиям. Главное Наследие ЧМ-2018 — это наработанные регионом технологии проведения международных событийных мероприятий. — Здесь, видимо, уместно говорить и о необходимости загрузки "Самара Арены"? На таком большом стадионе можно устраивать не только спортивные мероприятия. — Программа "Наследие ЧМ-2018" прорабатывается. И "Самара Арена" — это крупнейшая событийная площадка, которую можно задействовать. Созданы все необходимые условия для приема большого количества людей. Если раньше для фестиваля "Рок над Волгой" каждый год приходилось с нуля создавать инфраструктуру и это было основной статье расходов, то сейчас есть стадион — подготовленная площадка, способная принимать до 45 тысяч человек. "Самара Арену" точно надо использовать, но использовать правильно. Формировать календарь событий с привязкой к конкретным датам в периоды низкой загрузки гостиниц, разводить с форумами, проводимыми министерством экономического развития. — Какими факторами обусловлен сейчас и может быть обусловлен в будущем туристический спрос на Самару, Тольятти, Сызрань? — Туризм — понятие достаточно широкое, его нельзя рассматривать в целом, его надо разделять на направления и понимать, каким образом каждое работает. То есть, если мы говорим, например, про городские отели, то основным направлением здесь является деловой туризм. Приезжают на деловые встречи, конференции, форумы. Есть целая индустрия, которая занимается как раз организацией мероприятий в отдельных регионах и тем самым стимулирует развитие делового туризма. Это очень большой объем и каждый город в нем заинтересован. Очень хороший пример — Екатеринбург, который, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, очень хорошо прорабатывает эту тему. Они построили за средства регионального бюджета крупнейший конгрессно-выставочный комплекс, в котором проводятся десятки мероприятий международного уровня, к примеру, Иннопром. Приезжают десятки тысяч участников, большая часть из Китая. Соответственно, Екатеринбург получает статус деловой столицы Урала. Опять же местный аэропорт является международным транспортным хабом, перерабатывая потоки из Китая в Европу. Выстраивается транспортная логистика, которая позволяет перенаправлять потоки из того же Китая в свой регион. — В Самарской области есть подобные возможности? — Здесь вопрос в стратегии. Если у региона есть стратегия позиционирования делового центра, тогда нужно выстраивать необходимую инфраструктуру. Это, прежде всего, наличие качественных выставочных площадей от 15 тысяч квадратных метров для того, чтобы принимать выставки международного уровня. На сегодняшний день таких площадей в Самаре объективно нет, есть только проекты планировок, которыми предусмотрено строительство конгрессно-выставочного центра возле "Самара Арены". Но надо понимать, что без участия государства такой проект не привлекателен для инвесторов, и вероятность, что он будет построен за частные средства, близка к нулю. Второе направление, о котором стоит говорить в привязке к Самаре — это тема города-курорта. Есть стратегия города, где отражено такое позиционирование. Могу сказать, что за десять лет работы проехался по регионам России и убедился, что у нас действительно уникальный ресурс, который нужно развивать. Здесь основной задачей является создание минимально необходимой инфраструктуры, чтобы перетащить часть у устоявшегося зарубежного курортного направления в Самару. Показать, что на территории Самары реально можно организовать пляжный отдых. Сейчас инфраструктура для курорта не до конца подготовлена. Просто загорать на песке – это не совсем то, за что готов заплатить турист. В курортном направлении обязательно наличие пляжей, благоустроенных шезлонгами, теневыми зонами в привязке к конкретным отелям. Для этого администрации города достаточно сформулировать понятные условия для инвестирования в инфраструктуру, и отели Самары создадут настоящий курорт в городе. Если смотреть статистику, то пляжное направление — это порядка 65% всего туристического рынка. Взять даже небольшую долю от этого потока — задача одна из приоритетных. — Есть ли такая задача официально? — Задача есть. Насколько мне известно, в прошлом году губернатор давал поручение проработать создание теневых зон. И мы у себя в этом году будет прорабатывать тему курортного направления. Какие преимущества есть у Самары, и на чем мы будем делать акцент? Во-первых, уникальное ценообразование стоимость размещения в отелях, на сегодняшний момент просто беспрецедентно низкая. Во-вторых, город расположен удобно логистически. Есть много примеров, показывающих, что прежде всего географическое расположение губернии, вокруг которой в радиусе 500 километров проживают 20 миллионов человек, позволяет привлекать автомобильных туристов из соседних регионов. А в Приволжском федеральном округе концентрация автомобилей на тысячу жителей одна из самых высоких. Это позволяет сформировать вполне доступный продукт для семей с детьми. Мы также будем делать акцент на оздоровительных мероприятиях, думаю, эта тема тоже будет востребована. Мы уже начинаем работать с туроператорами, делая для них базу размещения, питания, прочих услуг. Создаем возможность делать надстройки для туроператоров — экскурсионные, развлекательные, гастрономические — и упаковывать это в какой-то свой продукт, чтобы продавать через турагентства. Но я считаю, что для Самары приоритетным является направление событийного туризма. — А мы сможем принять такое количество туристов? Гостиницы, стоянки, другие элементы необходимой инфраструктуры. — Есть, скажем так, реперные мероприятия, которые показывают, может ли Самара принимать большое количество гостей. Чемпионат мира показал, что регион может войти в топ-5 по туристической посещаемости, а "Рок над Волгой", показал, что регион может провести, в один день, фестиваль почти на 700 тысяч человек. Понятно, что в период таких событий была перегрузка инфраструктуры — транспортной и гостиничной. Но если правильно подходить к планированию событийных мероприятий, то все получается. Правильное планирование календаря событий, логистики — как раз задачи, которые решаются с помощью государственного регулирования. Чтобы сделать хороший календарь событий, нужно сконцентрировать все ресурсы регионального и муниципального бюджета на культуру, туризм и спланировать фестивали, в выходные летние дни, на несколько лет вперед. Мне очень нравится, как работает Сызрань. фестиваль "Сызранский помидор" проходит каждый год практически в одни и те же даты. И каждый год туроператоры, понимая, что это очень интересно для самарцев или тольяттинцев, заблаговременно начинают планировать маршруты. Причем, понимая, что фестиваль проходит два-три часа, они к нему добавляют экскурсионные программы. За несколько месяцев до мероприятия туроператор абсолютно четко знает, что оно будет, он на этом может заработать небольшие деньги. Показательно, что туристический электропоезд регулярно ходит только в Сызрань. Все это — благодаря системной работе администрации. Могу с уверенностью сказать, что если в Самаре, Тольятти, Сызрани в одни и те же даты финансировать календарь событий, к нам постепенно будут приезжать все больше из других регионов. — А Тольятти чем может привлечь туристов? — У нас уникальнейший регион. Говорю это не просто потому, что я долгое время проработал по этому направлению. Есть много факторов, имеющих очень серьезный потенциал. Если говорить о Тольятти, то снова приведу пример. Есть аналог этого города в Европе, это Вольфсбург, кстати, они города-побратимы. В чем его уникальность. Там — крупнейшее сборочное производство Фольксвагена. У них в 2000 году тоже был кризис, тогда просто вставал завод. Концерн с муниципалитетом приняли решение развить направление туризма, и построили возле автосборочного производства парковый комплекс, чтобы привлечь людей и показать им историю развития автомобилестроения, показать марки машин. Там есть детская развлекательная структура, есть возможность приобрести автомобиль на месте. То есть, покупка автомобиля превращается очень интересную и запоминающуюся историю для семьи. Это очень правильная тема, которая должна быть реализована в Тольятти. Город точно не уйдет от этой темы, если правильно планировать — экскурсии на АвтоВАЗ, концентрация развлекательной и парковой инфраструктуры должна быть привязана именно к бренду. Туризм — это по сути-то вещь рекламная. Люди, приезжая на территорию, узнают о территории, и они становятся лояльными покупателями. Могу свидетельствовать: сколько бы людей я не отвозил на АвтоВАЗ, они меняют свое отношения, увидев, как собирается на автоматизированной линии "Калина". Все очень современно, здорово и технологично. Видя масштабы АвтоВАЗа со смотровой площадки, понимают, что это город. Когда начинаешь рассказывать, что Автозаводский район был построен по уникальной градостроительной концепции, что за это была присуждена премия, у них меняется отношение. Оценивая Тольятти, не считая автозавода, который безусловно — бренд, надо говорить о Волге, о Жигулевском море, о расположенном напротив национальном парке. Переезжаешь через плотину и попадаешь на территорию биосферного резервата ЮНЕСКО — уникальнейшая вещь. И показателем здесь, на мой взгляд, было то, что сборная Швейцарии по футболу на чемпионате выбрала именно Тольятти для своей базы. Живя на территории, мы не понимаем ее значимости, оценить ее могут туристы. А они приезжают и говорят: у вас классно! Причем говорят это искренне. — Если мы говорим о возможности увеличении туристического потока, то нельзя не сказать про Самару. Вам не кажется, что на центральных улицах старого центра мало хороших закусочных и кафе? А если пройтись пешком по старым улицам вдоль Волги, то видишь очень много дореволюционных и очень симпатичных домов, которые явно требуют реставрации и ремонта. — Я с вами соглашусь. Но в период Чемпионата мира по футболу, когда улица Куйбышева была пешеходной, люди там с удовольствием гуляли. В период чемпионата эта тема развивалась сама по себе. Как только город получал туристический трафик, рестораторы сразу начинали расширяться за счет организации летних кафе. Надо выделить в городе зону туристических маршрутов. Соответственно, здесь должен быть определенный перечень предприятий — ресторанов и кафе, частных музеев, картинных галерей. Всего, что было бы интересно и туристам и жителям города, которые могли бы приехать погулять сюда с детьми из спальных районов. По сути, это должен быть творческий кластер. И это развитие нужно стимулировать по примеру создания особых экономических зон. Если льготные экономические условия создаются для промышленных предприятий, такие же условия можно сделать для малого и среднего бизнеса. Город может ввести режим экономического благоприятствования конкретному перечню гостиничных и ресторанных предприятий на туристических маршрутах, а для развития частных музеев предусмотреть субсидии. Вот тогда это будет работать. — Мне кажется, есть еще одно интересное направление для развития туризма — тема Ленина. — Да, много говорят про "красные маршруты", а у нас эта тема пока несколько замылена. Все регионы, особенно Ульяновская область, хотели получить потоки китайских туристов именно по этой теме, но надо понимать, что люди едут отдохнуть, и за это платят деньги. Даже если эта тема у них политически правильная, не всегда они рублем готовы за это проголосовать. И логистика не позволяет добавить к большому китайскому потоку третий город, потому что Россию китайцы узнают по Москве и Питеру. Учитывая ограниченность отпуска у китайцев, временной диапазон составляет от четырех до десяти дней, они за это время успевают посмотреть только два города. Третий город, прибавляет затрат, связанных с логистикой и переездами, создает дополнительный дискомфорт за счет транспортного плеча. И как бы ни пытались регионы Поволжья эту тему докрутить, она практически невозможна в реализации. Единственная перспектива в этой теме — это столица и плюс Волга. То есть Москва или Питер плюс круиз по Волге. Такая тема могла бы стать интересной, таким драйвером для поволжских регионов. Но, возвращаясь к теме Ленина, я считаю, что это хорошая история, которую уверен уже нужно включать в туристические программы и поддерживать музеи, посвященные эпохе СССР, прежде всего истории Куйбышева, как промышленного центра, второй столицы в годы Великой Отечественной войны. Хорошо, что стоит ракета, подаренная генеральным конструктором ЦСКБ "Прогресс" Дмитрием Ильичом Козловым, и там сделали музей. Но есть еще объекты, которые были показательными для СССР. Например, Ту-154, который собирался на "Авиакоре" и был самым массовым пассажирским самолетом такого класса в мире, уникальный самолет достойный памятного места в городе. Сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144 у нас пылится на аэродроме в Смышляевке, а этот красавец лайнер с двигателями Николая Дмитриевича Кузнецова точно нужно показывать. Это целая эпоха. Отличным решением было бы создание региональным правительством госпрограммы по запасной столице СССР, приуроченной к 100-летию создания Союза. Уверен туристический бизнес активно бы подключился к проекту, а в 2022 году Самарская область приняла бы сопоставимое с ЧМ количество туристов.