о необходимости развития отрасли

«У нас огромная, более того, извините за пафос — великая страна, с великой историей и географией. У нас есть Байкал и Алтай, седой Каспий, синее Чёрное и строгое Балтийское моря. Древний большой Урал с его первобытными стоянками, рудницкими легендами и прочими «хозяйками Медной горы». Великие реки — от Волги и Печоры до Лены и Колымы. У нас есть отличные горнолыжные склоны, и не только пафосная Красная Поляна, но и вполне «народные» кавказский Домбай и сибирский Шерегеш». Что особенно любопытно: системный кризис, вызванный пандемией COVID-19, как, собственно, и предсказывалось вменяемой частью экспертного сообщества, отнюдь не порождает новых проблем ни в экономике, ни в политике, ни в общественной жизни. А вот «застарелую», не раз уже обсуждаемую и, если хотите, «отодвигаемую за не самой большой срочностью» проблематику, старые болячки, напротив, — «обнажает» иногда даже слишком хорошо. Вот казалось бы — столько раз уже обсуждали ситуацию в нашем «внутреннем туризме», прямо скажем, в стране далеко не самую однозначную, и — «никогда такого не было, и вот опять». Нет, конечно, у этой российской отрасли есть и очевидные успехи — тот же образцовый круглогодичный «сочинский туристический кластер», после Олимпиады получивший вполне заслуженный статус международного курорта. Или, помимо неповторимого исторического ландшафта, неприметно прирастающая крайне привлекательными как для зарубежных, так и для «внутренних» туристов проектами типа парка «Зарядье» Москва. Или, скажем, заведомо выставочный, несмотря на некоторую обшарпанность, Санкт-Петербург. Но «средняя туристическая температура по больнице» всё равно остаётся, скажем так, слегка пониженной. Несмотря на Крым. А между тем «большой туристический мир» снова преподнёс нам весьма неожиданный сюрприз: просто взял, скотина эдакая, да и помер. Ну, по крайней мере, куда-то в неведомом направлении отошёл: может, конечно, и вернётся, но никто не знает когда. И с этим тоже придётся что-то довольно быстро решать… Впрочем — давайте по порядку. На состоявшемся вчера, в понедельник, заседании президиума координационного совета по борьбе с распространением коронавируса Михаил Мишустин призвал граждан нашей страны не торопиться планировать зарубежные поездки. И тут ничего не нужно даже особо придумывать в качестве «хорошего повода»: это банально необходимо для того чтобы минимизировать риск повторного завоза инфекции. Более того. Если эта всеми медиками обещанная «вторая волна» мир всё же накроет, то даже не обязательно, чтобы она «накрывала» в данной ситуации саму территорию России: спросите у той же Марии Захаровой, чего стоил российскому МИД предыдущий, уже состоявшийся «вывоз припозднившихся отдыхающих». И неслучайно тот же Мишустин тоже специально на этом акцентирует внимание слушателей. И подчёркивает, что ежели что-то подобное повторится, то только «за свой счёт». За государственный больше обратно в Россию не повезут. То есть людям, планирующим, несмотря на все возможные «коронакризисы», прямо в эти дни свой отдых за рубежом, нужно предельно чётко понимать: запрещать им никто ничего не будет (и это, на наш взгляд, — абсолютно правильно, плюс ко всему нам ещё раз показывают, что мы всё-таки живём в по-настоящему свободной стране). Но вот все риски, связанные с этим отдыхом, потенциальный турист должен полностью, будучи досконально информированным об этих рисках и их последствиях, взять исключительно на себя. И это тоже более чем справедливо — нужно откровенно признать. Тут есть другая проблема. Если с обеспеченными «индивидуальными» туристами тут всё более или менее понятно: в большинстве своём это взрослые и самодостаточные люди, способные нести ответственность за свои риски своими собственными деньгами, то что в данной конкретной ситуации делать с туристом «массовым», то есть с нами, с большинством граждан Российской Федерации, это большой вопрос. Потому как тут одного «карантина по прибытии за свой счёт» для многих вполне достаточно, чтобы понять: таким массовым направлениям, как Турция, Болгария, Тунис, да и Испания с Италией (в большинстве своём) — можно смело давать отбой. И это было бы, возможно, исключительно проблемой вышеуказанных стран (хотя наиболее привлекательные из них всё равно открываются только «внутри ЕС»), если б мы — в том числе и правительство, кстати, — могли немедленно, пусть и с определёнными потерями в качестве, но это предложение хотя бы чем-нибудь заменить. Но тут, к сожалению, как раз с «массовыми направлениями» — будем откровенны — у нас всё далеко не так весело, как хотелось бы. Всё просто: тот же Сочи, единственный в нашей стране, если можно так сказать, «сертифицированный» курорт мирового уровня, — и так под завязку в сезон заполнен, несмотря даже на то, что в Турции отдых аналогичного класса обойдётся российскому туристу всё же прилично дешевле. Это, кстати, к вопросу о «туристическом патриотизме» и вечных жалоб либерал-экономистов про «неправильный русский народ»: правильный у нас народ, даже в таких мелочах. Не в этом дело. Дело в том, что людям, выходящим сейчас из кризиса из-за пандемии, по которым он не сильно шандарахнул финансово, всё равно нужно будет куда-то ехать, хотя бы на уровне «вывезти детей летом к морю»: поверьте, именно на это деньги у людей найдутся всегда. И кстати, правильно, что найдутся: в нашей стране, увы, в силу известных обстоятельств большинство семей понимает, что на детях экономить нельзя ни в коем случае, даже в таких вот откровенно «кризисных» обстоятельствах. Тут вопрос не в этом, вопрос в другом: выдержит ли, простите, всю эту замечательную «массовость» наш рынок туристических услуг. Не попытается ли привычно, в условиях легко прогнозируемого дефицита, сыграть не «в долгую», а максимально разогнать цены, допустим? Или вообще припомнить любимую поговорку советского ещё общепита «Жри что дают, пока вообще дают». И если уж (сразу оговоримся — на наш взгляд, абсолютно правильно) премьер Мишустин, которому сейчас можно только посочувствовать — и наследство не самое простое, и кризис ещё этот, — обращается к гражданам своей страны, по сути, с просьбой хотя бы в этом году отдохнуть по возможности в России (а другой возможности у большинства просто не будет), то он же должен и как-то взбодрить своих собственных профильных специалистов. Потому как для этого самого «отдыха в России» в нашей стране в последние годы делалось всё же, будем справедливы, больше, чем обыкновенно. У нас огромная, более того, извините за пафос — великая страна, с великой историей и географией. У нас есть Байкал и Алтай, седой Каспий, синее Чёрное и строгое Балтийское моря. Древний большой Урал с его первобытными стоянками, рудницкими легендами и прочими «хозяйками Медной горы». Великие реки — от Волги и Печоры до Лены и Колымы. У нас есть отличные горнолыжные склоны, и не только пафосная Красная Поляна, но и вполне «народные» кавказский Домбай и сибирский Шерегеш. И самое главное — у нас есть люди, которые за всё это готовы платить: только сделайте так, чтоб у них не было проблем на отдыхе, чтобы был качественный сервис и всё было более или менее хорошо. И они и так, без всякого «коронакризиса», будут путешествовать по своей великой и очень интересной стране. И вот только не надо в этом случае опять уповать «на бизнес»: у бизнеса задача простая — денег побольше заработать, а не это вот всё. Неслучайно в той же Испании именно государство обустраивало выжженные клочки земли в океане, строило инфраструктуру, завозило песок (из Сахары!) на каменистые неуютные пляжи и только потом запустило туда бизнес, чтоб построил отели: и так у них получился курорт Канарские острова. Проекты такого масштаба (а у нас их не на одни «Канары» хватит) вообще способны поднимать только крупные, как правило, государственные структуры. Чтобы просто было понятно, о чём идёт речь: согласно опубликованной в прошлом году UNWTO (всемирная туристическая контора при ООН) официальной статистике, для сравнения, за 2018 год российские туристы только вбелую вывезли из страны и потратили $34,5 млрд. И если кто понимает в русских туристах и умеет считать: «шопинг и рестораны» — это ещё примерно столько же, только умножить на два. Подчёркиваем: не какие-то там страшные «олигархи». Обычные русские туристы. Те самые, которых наши юмористы высмеивают, типа с криком: «Таги-и-ил». И не учитывать подобного рода факторы при ответственном отношении к собственной экономике, думается, что и без всякого COVID-19, вообще-то никак нельзя. Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.