«Почему-то опыт мне подсказывает, что скидки возможны, но очень экономные»: с чем туристический рынок выйдет из пандемии

Сергей Ромашкин, директор туроператора «Дельфин», отдает должное руководству страны за меры поддержки и готов подтвердить это публично. 14 мая он стал участником марафона #tourbussines_no_stress и пояснил ведущей проекта, Татьяне Дмитровой (медиахолдинг «БАНКО»), позицию: «Скорость, с которой принимаются решения, гораздо важнее, чем качество этих решений». Работая 25 лет на трудной ниве внутреннего туризма, Ромашкин привык рассчитывать только на себя, и тот факт, что с марта по май мнение правительства трансформировалось с отрицания проблем в экономике до признания, разработки и реализации пакета помощи, вдохновляет предпринимателя. «Я знаю московскую компанию, она платит сотрудникам за простой 20 тыс. руб. Если к этим деньгам прибавить 12 тыс. МРОТ, обещанного президентом, получается 32 тыс. Применительно к старым зарплатам – это копейки, но учитывая, что многие лишились доходов подчистую, такая помощь ощутима», – говорит Сергей Ромашкин. Эксперт ожидает, что внутренний туризм станет доступным раньше, чем выездные направления: «Г-н Кондратьев (губернатор Краснодарского края. – Ред.), разрешивший постепенно открываться санаториям, стал нашим Гагариным. Он почти сказал: “Поехали!“ С этим “почти” уже можно работать». Правда, более 80% продаж приходится не на санатории, а на отели. Руководитель «Дельфина» предполагает, что Роспотребнадзор найдет приемлемое решение до начала лета, чтобы заработали все объекты, доказавшие свою безопасность. Но эти условия окажутся более жесткими, чем те, к которым привыкли наши туристы. «И если люди пойдут на пляж в маске, а там ее снимут, наверное, это тоже вариант. Прежней жизни больше не будет, и какая-то адаптация курортной отрасли под новые требования должна произойти», – говорит Сергей Ромашкин. Позицию курортных отелей он считает неопределенной: «Бессмысленно обсуждать, по каким ценам невозможно продавать». Некоторые страны заранее обещают промотарифы, спецпредложения. Но в России такое вряд ли случится. «Почему-то опыт мне подсказывает, что у нас скидки возможны, но очень экономные, 5–10%», – уверен эксперт. Объяснение этому – востребованность российских курортов у туристов. Как только объекты размещения заполнятся, тут же начнут повышать тарифы. Демпинг со стороны туроператоров, способный опустить ценовую планку по примеру международных направлений, маловероятен. Новым игрокам, которые вынуждены приостановить деятельность из-за закрытия границ, вряд ли удастся вмешаться в конкурентную борьбу на внутреннем рынке. Ромашкин рассказывает: в марте некоторые компании прощупывали ситуацию, но потом вынуждены взять паузу. Возможно, они попробуют в начале июня еще раз выйти на разговор с местной индустрией, но она вряд ли пойдет на уступки. Поэтому в «Дельфине» не ожидают, что конкуренция со стороны крупного турбизнеса дестабилизирует работу туроператора. По прогнозу Сергея Ромашкина, все игроки должны остаться на местах и сократить обороты согласно снижению спроса. А вот увеличение доли агентств, заинтересованных в продажах туров на внутренних направлениях, очень вероятно. «Россия не так страшна, здесь можно отдыхать. Турагентам и туроператорам хватит места», – заключает эксперт. Полное интервью с Сергеем Ромашкиным в ходе видеомарафона #tourbusiness_no_stress смотрите и обсуждайте в комментариях на YouTube-канале «Полезно познакомиться с Татьяной Дмитровой». Но прежде примите участие в опросе!

«Почему-то опыт мне подсказывает, что скидки возможны, но очень экономные»: с чем туристический рынок выйдет из пандемии
© TourDom