Почему Ростуризм против оператора электронной путевки

Редакции TourDom.ru стали известны некоторые подробности о подоплеке недовольства Ростуризма в отношении оператора системы «Электронная путевка» – АО «Национальные туристические технологии» (НТТ). Для тех, кто не следит за событиями вокруг этого проекта, напомним, что несколькими днями ранее глава ведомства Зарина Догузова заявила СМИ, что система не готова технически, имеет «ряд существенных уязвимостей и недоработок, а также не соответствует требованиям информационной безопасности». И вообще не решит стоящих перед отраслью задач до того, как Ростуризм доработает нормативную базу. А еще раньше, 1 апреля, глава Федерального агентства высказалась за перенос сроков внедрения проекта: не время обременять бизнес новыми административными и финансовыми барьерами. Заочная пикировка проявила напряжение, зревшее в отношениях двух структур после того, как почти два года назад в правительстве решили, что «ключами» от электронной путевки должен владеть не Ростуризм, а Ростех (НТТ – часть этой корпорации). В прошлом году НТТ, наконец-то получив от правительства официальное подкрепление полномочий оператора системы, начало готовить почву для запуска проекта. В Госдуму был внесен законопроект, в соответствии с которым уже с 1 апреля пользование системой стало бы обязательным условием работы туроператоров. Но авторы натолкнулись на неожиданно сильное сопротивление со стороны тех, кто утверждал – бизнесу забыли дать время на подготовку. Компания заключила соглашения о тестировании с крупнейшими туроператорами, но до регионов дойти не успела. В итоге профильный комитет Госдумы оказался завален протестами от ассоциаций и отложил рассмотрение документа на весну. Хотя поддержка правительства у проекта уже есть – 1 апреля система получила положительный отзыв главы аппарата Дмитрия Григоренко. Теперь НТТ сделало ответный ход. По данным редакции TourDom.ru, оператор электронной путевки вчера направил письмо министру Минэкономразвития Максиму Решетникову с разъяснением ситуации. Аргументы такие: «Ростуризм ввел систему электронных путевок в постоянную эксплуатацию в декабре 2017 года, однако фактически система сразу легла на полку». За длительный период Ростуризмом не проводились технический аудит и тестирование системы независимыми экспертами, специализирующимися на защите информации и персональных данных. Источники, близкие к НТТ, и раньше утверждали: продукт, на который при прежнем хозяине Ростуризма Олеге Сафонове было затрачено более 500 млн руб., достался оператору в нерабочем виде, не соответствующим ни потребностям рынка, ни законодательству, с ошибками – как в программной части, так и в плане информационной безопасности. Структура начала устранять недостатки и сейчас находится в завершающей стадии этой работы. По данным TourDom.ru, в группу разработчиков электронной путевки входят порядка 30 специалистов. Комментируя позицию Ростуризма в отношении НТТ, собеседники TourDom.ru одной из причин называют недовольство ведомства потерей контроля над ключевым рыночным инструментом. Если электронная путевка действительно оцифрует и обелит турбизнес, то вокруг нее будет формироваться новая экосистема отрасли. И именно НТТ достанутся лавры того героя, который действительно смог защитить туристов от возможных банкротств туроператоров, а также других неприятностей и форс-мажоров, обостряющих требования к достоверности информации. Пока же критика Ростуризма в адрес оператора электронной путевки находит горячее одобрение в турбизнесе. Играет свою роль и то, что участники рынка рефлекторно негативно реагируют на любые вмешательства и нововведения со стороны непонятных им структур, не ожидая от них ничего хорошего. Кроме того, недоверие вызывает недостаток информации о том, как электронная путевка будет внедряться в практику работы турфирм и какую пользу она им принесет. Однако наблюдатели считают, что откладывать переход на новые условия работы больше нельзя. По мнению вице-президента объединения предпринимателей «Опора России» Алексея Кожевникова, систему «Электронная путевка» целесообразно внедрять именно сейчас, на «упавшем рынке», чтобы иметь возможность спокойно наладить взаимодействие с туроператорами и доработать функционал. В том, что это нужно делать, он не сомневается: пандемия обнажила недостатки существующей модели туристического рынка, его непрозрачность как для государства, вынужденного по крупицам собирать информацию о находящихся за границей туристах, так и для самих туристов. Они не понимают, куда «растворились» деньги за несостоявшиеся туры (сумма неоказанных туруслуг оценивается в 80–90 млрд руб.). Очевидно, что такая ситуация не выгодна и участникам рынка, туроператорам и турагентам, так как подрывает к ним доверие и сужает возможности господдержки. Спасать бизнес, где работают «вчерную», государству неинтересно, отсюда и жесткие требования к желающим получить субсидии. Электронная путевка по идее способна решить эти проблемы, но при условии, что функционал системы будет соответствовать поставленным задачам. Такого же мнения, судя по всему, придерживаются и в правительстве. Как указано в официальном отзыве на законопроект, опубликованном на сайте Госдумы 1 апреля, документ в целом поддерживается, но переход к электронной путевке целесообразно сделать поэтапным. В первую очередь подключить крупных туроператоров выездного туризма, далее – остальных «с учетом их финансовых и технологических возможностей». При этом ответственность туроператоров и турагентов за невнесение данных в систему должна быть разграничена. В пресс-релизе, поступившем в редакцию, сообщается, что софт поступил в компанию «в том виде, в каком ею обладал Ростуризм на момент передачи». Проведенный аудит выявил ошибки и недостатки как в самой программе, так и по части информационной безопасности. Их устранение завершается. «Работа над системой ведется почти в круглосуточном режиме. В рабочую группу входят специалисты по программированию, системному администрированию и защите информации (всего порядка 30 специалистов). Оператором системы уже развернут центр обработки данных (ЦОД) и проведены мероприятия по обеспечению информационной безопасности в соответствии с требованиями нормативных актов ФСТЭК России», – сообщает НТТ. О возможных сроках внедрения системы сообщается только следующее: «Интеграция с системами туроператоров и тестовая выгрузка данных, как следует из опубликованной ранее информации, начнется после аттестации системы в статусе государственной». «Шпилька» в адрес Ростуризма, вставлена, разумеется, не просто так.

Почему Ростуризм против оператора электронной путевки
© TourDom