Ключом от гостиничных номеров может стать QR-код в телефоне

В номерах может стать меньше шампуней, там, где постояльцам предлагали тапочки и халаты, перестанут это делать, считают эксперты. Зато низкие цены привлекут гостей. Какими станут гостиницы после эпидемии коронавируса, разбиралась «Парламентская газета». Отель недалёкого будущего В Петербурге, одном из самых популярных туристических направлений мира, безлюдно. Музеи и театры закрыты, экскурсионные автобусы стоят на приколе. А вот гостиницы работают, хоть и почти пустые. «Антикоронавирусное» постановление правительства Петербурга от 13 марта ограничило отели лишь в одном: нельзя кормить постояльцев в ресторанах и кафе. Еду разрешено только доставлять в номер. А селить гостей можно. Да и город, как и вся Россия, закрыт лишь для иностранцев - поездки между регионами не запрещены. Так что на сайтах бронирования по-прежнему можно заказать гостиницу на любую дату. Заказов только мало. В Российской гостиничной ассоциации (РГА) полагают, что турпоток в Петербург начнёт подрастать сразу после окончания эпидемии, но восстановится только через два-три года. И эти пару лет гостиницам придётся жить по-новому. Сколько туристов приезжало в Петербург (млн чел.) 2015 год — 6,5 2016 год — 6,9 2017 год — 7,5 2018 год — 8,2 2019 год — 10,4 (По данным комитета по развитию туризма) Вице-президент РГА Алексей Мусакин пояснил «Парламентской газете», что, поскольку даже после окончания пандемии коронавируса и открытия границ многим станет не до путешествий, завлечь туристов можно будет только большими скидками. А значит, отели начнут экономить на всём. «В гостиницах станет меньше персонала, один человек будет совмещать несколько функций, — дал свой прогноз Алексей Мусакин. — То, что сейчас принято в хостелах, придёт в солидные отели». Всё, что только можно, по мнению эксперта, отдадут на аутсорсинг — клининг, охрану, инженерное обслуживание. Даже официантки станут «приглашёнными». Ведь если что-то случится, отель просто расторгнет договор с компанией, и увольнять никого не надо. Постояльцы тоже ощутят экономию: в номерах станет меньше шампуней, гелей для душа, тапочек и прочих «закладок». И вообще гостиничные стандарты серьёзно изменятся в сторону упрощения. Туристов будут стимулировать заказывать номера напрямую или через системы бронирования, а не через турфирмы, чтобы не делиться с ними доходом. Исчезнут стойки ресепшн — вместо них появится электронная регистрация, а ключом от номера станет QR-код в телефоне. Отели стремительно начнут отказываться от банкнот, все расчёты только по картам: приём, хранение и инкассация наличных денег — это дорого. Распродажа продуктов По данным РГА, загрузка российских гостиниц в конце марта составила 8-10 процентов. И она продолжает падать, стремясь к нулю. Денег нет даже на налоги и зарплаты. А ведь надо ещё оплачивать услуги ЖКХ, отапливать здания - даже без постояльцев. По словам Мусакина, 60-70 процентов затрат — это персонал. Сейчас государство обещает меры поддержки, но лишь тем предприятиям, которые сохранят людей и зарплаты. А увольнений, по мнению отельера, избежать будет трудно. Или, как минимум, отпусков за свой счёт. Зато снизились расходы на продукты, средства для уборки номеров и стирки. По сравнению с прочим это копейки, но и на них уже экономят: «Все скоропортящиеся продукты отели распродали сотрудникам», — рассказал эксперт. «Подождите хотя бы месяц!» Заксобрание Петербурга сейчас рассматривает пакет преференций для отелей: им хотят вдове снизить налог на прибыль, а авансовые платежи отменить. Правда, это касается лишь малого и среднего бизнеса. Большим отелям придётся пока подождать — у них должен быть и свой запас прочности. «Всему туристическому бизнесу сейчас надо встать на паузу, — уверен председатель комиссии Заксобрания по промышленности, экономике и предпринимательству Алексей Макаров. — Подождать, пока ситуация нормализуется, хотя бы месяц». Российская гостиничная ассоциация вместе с Российским союзом туриндустрии уже составила список мер для спасения отрасли и отправила его в Правительство РФ. Их суть — «помогите с деньгами». Речь идёт об отмене или отсрочке уплаты налогов и сборов, о субсидиях на зарплату персоналу, об отмене платы за лицензии и сертификаты. Просят отельеры и субсидии для банков: по их мнению, раз гостиницам нечем платить проценты по кредитам, их должно оплачивать государство. Всему туристическому бизнесу сейчас надо встать на паузу. Подождать, пока ситуация нормализуется, хотя бы месяц. «Меры поддержки оказываться будут, — заверил Макаров. — И на федеральном, и на региональном уровне, в Петербурге — точно. Какие именно — сейчас это решается». Смольный уже готовит второй пакет антикризисных мер, он будет нацелен на помощь крупным городским предприятиям, составляющим основу экономики. Попадут ли в их число большие гостиницы, станет ясно, когда законопроект внесут в Заксобрание.

Ключом от гостиничных номеров может стать QR-код в телефоне
© Парламентская газета