Деньги за отмененные туры и авиабилеты – к 2022 году: а бунтов не будет?
В Германии на государственном уровне приняли удобный для турбизнеса механизм компенсаций тем, чьи туры и авиаперелеты не состоялись из-за пандемии коронавируса. Специалисты называют решение беспрецедентным, ведь в столь сложной ситуации найден компромисс между интересами путешественников и предпринимателей. Возможно ли такое в России, где представители власти продолжают повторять: бизнес должен отдать деньги? Сила лобби Вкратце об идее. Немецкое правительство дало своим туроператорам и авиакомпаниям право на отсрочку до 2022 года выплат за аннулированные из-за пандемии коронавируса туры и авиабилеты. Причем деньги нужно будет возвращать лишь тем, кто до конца 2021-го не воспользуется специальными депозитными ваучерами, которые можно обменять на новые авиаперелеты, турпакеты или отдельные услуги лицензированных участников туррынка. Такое решение позволит гармонично учесть интересы клиентов и бизнеса. Примечательно, что, принимая эти меры, власти Германии даже идут против законодательства ЕС. Ведь оно обязывает рассчитываться с путешественниками, чьи поездки не состоялись, в течение двух недель. Кстати, сходные меры уже утверждены и во Франции, только срок действия ваучеров там поменьше – 18 месяцев. Наблюдатели полагают, что такой же путь в перспективе выберут и другие европейские страны. Тот факт, что в условиях нынешнего коллапса в индустрии путешествий Европа решается отойти от собственного законодательства, вероятно, объясняется мощнейшими лоббистскими усилиями крупных туристических концернов. Например, того же международного холдинга TUI Group, который в середине марта предупредил, что из-за массового закрытия стран вынужден резко сократить масштабы деятельности – по пакетным турам, на круизном и гостиничном рынках.. Без ощутимой и срочной господдержки в такой ситуации не обойтись. Невозможно требовать и срочно расплатиться с клиентами – этого не выдержит даже самый устойчивый бизнес. Вспомним аргументы, приведенные членом правления страховой компании ERV Юлией Алчеевой в ходе видеомарафона в поддержку турбизнеса #Tourbusinеss_no_stress: «Если все вкладчики одновременно заберут из самого надежного банка свои деньги, он разорится. Так же и туроператоры: когда туристы настаивают на аннуляциях заказанных туров, вероятность банкротства вырастает в геометрической прогрессии». Не наш путь? В России пока выбран иной вариант компенсаций путешественникам, чьи поездки не состоялись из-за пандемии коронавируса, – принят закон, позволяющий распечатать фонды персональной ответственности туроператоров при «Турпомощи». Средства там скопились немалые – около 2 млрд руб., однако хватит ли их на всех – вопрос открытый, ведь, по данным из разных источников, возврат может потребоваться примерно 1 млн граждан. Проблема еще и в том, что совершенно непонятно, как быть с теми, кто покупал авиабилеты или туры по России, – они-то точно не смогут претендовать на деньги Ассоциации туроператоров в сфере выездного туризма. Вспомним и слова депутата Госдумы Михаила Дегтярева, который пообещал туристам 100 %-ное возмещение денег, и вовсе не в отдаленной перспективе. Согласятся ли теперь граждане ждать год, а то и больше, если предложить им отсрочку выплат по европейскому образцу? До социальных бунтов, конечно, вряд ли дойдет. «Люди на отдых не последние деньги тратят», замечает участник обсуждения в Фейсбук-сообществе «Трэвел Президиум» Мария Субботина. Однако, если перенести возмещение, то «туристы нам ежедневно мозг ложкой выедать будут до 2022 года», – не скрывает эмоций Ольга Скороход. По частной инициативе Отметим, у нас в стране всё же появился пример компенсаций по схеме, аналогичной той, что принята в Германии и Франции. Лоукост-перевозчик «Победа» стал учитывать суммы, ранее внесенные пассажирами за места на рейсах, которые пришлось отменить, в личных кабинетах клиентов на сайте авиакомпании. До 1 июня 2021 года эти средства можно использовать для перебронирования авиабилетов на новые вылеты. Тем же, кто такой возможностью не воспользуется, после указанной даты обещано автоматически вернуть деньги на банковские счета. «Пока это только частная инициатива, хорошо бы, чтобы она была закреплена законодательно», – комментирует гендиректор «Русского Экспресса» Тарас Кобищанов. Европейский вариант компенсаций считает весьма рациональным и руководитель «Музенидис Трэвел» Александр Цандекиди: «Если бы по такому пути пошли и у нас, это успокоило бы туристический рынок».