А какая температура у турбизнеса «в среднем по больнице»?
Мнение владелицы турфирмы Екатерина Тропова, владелица вологодской турфирмы, поделилась с HotLine.travel своим мнением о том, что сейчас заботит участников турбизнеса? «В среднем по больнице» ситуацию в отрасли хочется назвать «истерический оптимизм»: вроде бы все понимают, что ничего особенно хорошего нас не ждет, но желание спасти свой бизнес и индустрию в целом пока что пересиливает панику. А самое, пожалуй, важное: нет никакого универсального сценария выхода из состояния «нервной неопределенности»: привычные алгоритмы принятия решений не работают, искать пути выхода надо, конечно, сообща, но при этом каждому по-своему: исходя из собственных экономических, кадровых и эмоциональных возможностей. Универсальной таблетки счастья для туристического бизнеса нет, и никто толком ничего не подскажет, потому что сам не знает. Жизнь без плана На этом фоне компании от мала до велика всё равно вынуждены поддерживать оперативную деятельность, продолжать общаться с туристами, партнерами и контрагентами. «Ситуация необычна именно тем, что невозможно составить более-менее определенные планы B, C, D... Очень много неизвестных, и новости, меняющие картину, появляются каждый день. Поэтому очень трудно говорить о конкретных предпринимаемых мерах. Мы, например, стараемся туристов уговаривать не делать возвратов, а переносить туры на другие даты, хотя бы на 2021 год. Причем сокращение персонала в офисах не особо поможет даже краткосрочно, а в долгосрочной перспективе сильно отбросит нас назад по качеству и другим параметрам»,– рассказали мне в одном из крупных туроператоров. Такое же мнение и у директора департамента информационной политики и коммуникаций Azur Air Анастасии Дюмулен: Туроператоры готовят программы по выживанию Международные туроператоры помимо решения проблем, связанных с возвращением домой застрявших за границей клиентов и пересмотром соглашений с контрагентами, заняты формированием «антикризисного турпродукта»: переключаются на максимально бюджетные, но при этом отличные от стандартных внутрироссийские туры. Кто-то даже готовит «программы по выживанию», полагая, что именно они будут пользоваться спросом. «Я склонен верить, что будущее туротрасли за «мономагазинами», – это как место авторынков заняли брендовые автосалоны. Возможно, данный кризис этому поспособствует и уберет мелких игроков и тех, кто запустился только в 2019 году с желанием быстро и легко заработать. Не исключаю, всё, что происходит, нам только на руку», – рассуждает мой знакомый основатель турфирмы. С другой стороны, при наличии четкой концепции, понимания плана действий и хоть какой-то финансовой подушки молодым туроператорам, вероятно, сейчас как минимум не хуже всех: с ними еще не успело случиться ничего вроде устойчивой клиентской базы, которую можно потерять, огромных кредитов, по которым теперь нужно платить проценты, и т. д. Часть планов корректируется, другая переносится на несколько месяцев вперед. В тех компаниях, где нет большого штата и устоявшихся годами должностных инструкций, происходит перераспределение обязанностей между сотрудниками для оптимизации рабочих процессов: например, если нет необходимости готовить договор прямо сейчас – займись в освободившееся время поиском новых партнеров для кросс-промо. Турагентства – между двух сценариев Представители туристических агентств и вовсе оказались, как на фронте, между двух огней – туроператорами, которым тоже ничего непонятно, и туристами, которые относятся к ситуации с разной степенью серьезности: пока одни отменяют все планы на путешествия вообще, другие до последнего пытаются улететь хоть куда-то. «У нас есть два сценария: можно считать, что мы все умрем, увольнять сотрудников и вешать на офис амбарный замок, или считать, что к июню всё восстановится», – рассуждают в турагентствах. В рознице многие уверены: часть туроператоров уйдет с рынка и даже при оптимистичном сценарии агентствам придется восстанавливать клиентскую базу, поскольку доверие туристов к отрасли будет подорвано. Но ситуация на рынке турагентских услуг неоднородная: для отдельных компаний нынешний кризис стал последней каплей, сподвигнувшей оставить этот слишком стрессовый бизнес. Тем, кто и так был ориентирован на внутрироссийский рынок, не так страшно: отважный турист продолжает, хоть и менее уверенно, покупать путевки на лето в Москву и Санкт-Петербург – признался один из моих собеседников. А вот тем компаниям, у которых был значительный объем продаж на зарубежном рынке, придется ждать дольше, в лучшем случае, до начала июля.