Войти в почту

Турагент: «Мы сами загнали себя в яму»

Петицию турагентов с призывом к правительству спасти турбизнес, опубликованную на сайте change.org, за два дня подписали более 10 тыс. человек. Схожая по теме резолюция, размещенная в группе Radio Travel на Facebook, нашла уже более 500 сторонников. Какие аргументы приводятся в поддержку этих обращений, о чем говорят противники того, чтобы просить помощи властей, и каково мнение эксперта, разбирающегося в работе государственной машины? Чем кормить детей? В своих обращениях к правительству и госведомствам турагенты просят признать ситуацию, сложившуюся на туррынке из-за коронавируса и обвала рубля, форс-мажором. Кроме того, установить для туротрасли налоговые каникулы на год, разрешить возвращать деньги туристам за несостоявшиеся поездки не в полном объеме, а с вычетом ФПР (фактически понесенных расходов), или же вовсе замораживать средства на депозитах до нормализации обстановки. Есть и другие предложения, например, по снижению банковских процентов за проведение платежей. Наиболее эмоционально в поддержку петиций высказываются руководители и сотрудники турагентств. Вот настоящий крик души от Ольги Веселовой, представительницы одной из туркомпаний Нижневартовска: «Не могу вернуть свою комиссию. Оплачено за офис, налоги… Туры не реализуются. А у меня дети и родители инвалиды – я единственный кормилец в семье». Комментарий поддержали лайками десятки участвующих в обсуждении петиции на change.org. «7 лет работаю турагентом. Возникшая ситуация грозит мне банкротством», – добавляет Марина Соколова. Представители туррозницы не зацикливаются только на собственных проблемах из-за ситуации на рынке, напоминают и об интересах всех граждан страны. «Это не только наша судьба, а и миллионов наших соотечественников. Жизненно необходимо, чтобы к проблемам отрасли не остались безучастны руководители страны», – пишет Александра Гридинина. «Если государство активно не подключится к решению проблемы, множество людей останутся без работы», – беспокоится Вячеслав Константинов. Показательна реакция туристов, которым, по логике, сиюминутно невыгодно, чтобы некоторые предложения турагентов были услышаны: например, об удержании ФПР за отменяемые туры. «Подписываю петицию, потому что заинтересована в своем отдыхе и отдыхе моих детей», –пишет Жанна Курилкина. «Часто пользуюсь услугами туркомпаний. Мы все только проиграем, если им придется уйти с рынка», – добавляет Елена Шорина. А Марина Алексеева, называющая себя самостоятельным путешественником, призывает поддержать и организованный туризм: «Нельзя топить бизнес, на нем держится вся экономика». По мнению Михаила Берадзе, за туристические компании должны вступиться все путешественники, рассчитывающие в будущем на достойный туристический сервис и адекватные цены. «В случае массовых банкротств турбизнесу грозит монополизация. А в отсутствие здоровой конкуренции всех нас ждет снижение качества услуг и удорожание туров – прощайте, скидки». Высказывают поддержку и предприниматели, не связанные с туризмом. «Разорение одной отрасли повлечет неизбежные проблемы и в других, по цепочке», – дальновидно замечает Alexey Verhovtsev. Мы сами перестали уважать свой труд В самой турагентской среде позицию коллег, уповающих на помощь государства, разделяют далеко не все. Так, Сергей Карпов (свою компанию он не указал) пишет в комментарии: «Мы сами загнали себя в яму, когда пошли на поводу у туристов и стали работать на пределе рентабельности. Мы топили друг друга скидками, а теперь пишем: помогите! Мы сами перестали уважать свой труд, давая дисконт от и без того скромной комиссии в 6 %. Никто нам не поможет, пока не перестанем просить и унижаться». Есть и те, кто считает требования к властям избыточными и невыполнимыми. «Забыли добавить просьбу об отмене арендной платы и услуг салонов красоты для менеджеров», – иронизирует один из турагентов. «Любая отрасль не отказалась бы от подобных преференций. Предлагать надо то, что действительно осуществимо», – полагает Ирина Беляева. Скепсис юристов Основатель ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов уверен: вряд ли во властных структурах примут во внимание резолюции турагентов в соцсетях или петиции на интернет-площадках наподобие change.org. «Вес имеют обращения от крупных организаций, желательно межотраслевых: РСПП, «Опоры России», «Деловой России», а не от «группы товарищей», – говорит юрист. И всё же, не будем отрицать, вдохновляющий пример самоорганизации, продемонстрированный розничными туркомпаниями, наверняка пойдет на пользу самим участникам туррынка. Ведь все сейчас как никогда нуждаются во взаимной поддержке, пусть даже и эффект от нее по большей части психотерапевтический.

Турагент: «Мы сами загнали себя в яму»
© TourDom