«Российские туристы защищены»

В этом году впервые проходит конкурс «Мастера гостеприимства». Как вы его оцениваете? — Конкурс удался, но отдельные вещи требуют отшлифовки. Идея хорошая. Возможно, нужно чуть меньше шоу, по моему субъективному мнению. По сути, это формирование кадрового резерва отрасли, причем во всех направлениях: ресторанный бизнес, отели, туристические маршруты, реклама, IT-продукты для туриндустрии. Хотелось больше деловой части, выявления профессиональных компетенций участников, их умения показывать проекты. Что можете сказать о составе и уровне подготовки участников конкурса? — Есть интересные участники. К сожалению, не получилось послушать всех. Проекты разные и по уровню проработки, и по уровню подготовки участников. Есть несколько идей, готовых к тиражированию уже сейчас. Есть интересные задумки, которые можно доработать. Все очень неплохо, но нет предела совершенству. В чем важность и особенность конкурса «Мастера гостеприимства»? — Думаю, это будет понятно в следующем году. Конкурс продолжается, и социальные лифты сразу сложно оценить. Но концептуальная задумка хорошая. На ваш взгляд, как этот конкурс может повлиять на развитие внутреннего туризма в России? — Все будет зависеть от того, как будут реализованы идеи, заложенные в концепцию конкурса, в дальнейшем. Какие проблемы существуют в развитии внутреннего туризма? Как они решаются? Что еще можно сделать? — Проблем много. Большинство из них остаются актуальными десятилетия. Это кадровый голод, который сохраняется. Это нехватка продвижения идей. Это отсутствие инфраструктуры. Все это объективно понятно любому туристу, который побывал за границей и понимает, каково это – не задумываться о трансфере и других мелочах. У нас пока эти вопросы не проработаны. То есть нужны кадры – главный ресурс развития отрасли. Существуют же факультеты сервиса и туризма при университетах. Они, что, не справляются? — Вузы совершенствуются, как могут, но выпускники отраслевых факультетов оторваны от жизни. Их надо дополнительно обучать. И зачастую это большой разрыв. Вузы стараются, привлекают практиков. Когда мы говорим о формировании туристического продукта, работу транспортников, IT, быстро сделать не получается. И не всегда сами выпускники видят себя в этой отрасли, которая в них нуждается. Что удалось сделать в развитии туризма? — Впервые за 25 лет есть материальная поддержка и по выездному, и по внутреннему туризму. Государство готово поддержать компании, которые занимаются развитием регионов, – это прорыв. Какие самые популярные направления российского туризма вы бы выделили? — Люди в основном отдыхают летом и на море. Популярность Крыма и Краснодарского края непоколебима. Но сразу за ними следуют Санкт-Петербург и Москва, в первой пятерке. Это показывает, что экскурсионные маршруты наших двух столиц вызывают не меньший интерес, чем просто отдых на море. Затем следуют остальные регионы с большим отрывом. Я опираюсь на цифры статистики. Почти 16 млн туристов – Краснодарский край, около 7 млн – Крым, 7 млн Санкт-Петербург, Москва говорит, что у них 17 млн, но я сомневаюсь в этой цифре. Почти 2 млн туристов собирает Татарстан, Иркутская область и Бурятия в совокупности – 2 млн, Вологодская область – 3 млн, Алтайский край и Республика Алтай – тоже порядка 3 млн, Ставропольский край – 1,6 млн. Это показывает весь диапазон востребованных маршрутов – море, экскурсии по столицам, культурно-познавательный и активный туризм и санаторно-курортное лечение. Какие направления внутреннего туризма, на ваш взгляд, сегодня недооценены? — Бурятия и Иркутская область. Они собирают 2 млн туристов в совокупности. Эти регионы обрамляют Байкал. Это уникальное место. Неповторимое там все – от пейзажей до ощущений, которые возникают. И «неповторимая» инфраструктура. Вокруг не скажу, что помойка, но близко к этому. Самые недооцененные, без нормальных вложений. Дорого лететь, и ты живешь за 3 тысячи рублей в сутки с туалетом во дворе. Это огромный разрыв по услугам в мировом туристическом рынке. Я не смогу назвать другой регион еще более недооцененный, чем Байкал. Можно ли развивать туристические направления в каждом регионе или лучше сосредоточиться на нескольких крупных местах, вроде Золотого кольца, Сочи, Крыма и так далее? — Хороший, почти философский вопрос. Объехав больше сорока регионов, могу сказать, что туризм следует развивать в каждом регионе. Но не надо рассчитывать, что обязательно надо привлекать туристов из Москвы и Санкт-Петербурга. Все хотят к себе богатых жителей столиц. При этом у каждого региона вокруг есть соседи, которые хотят на выходных куда-то выбраться, что-то новенькое посмотреть, от леса до детского парка, зоопарка, усадьбы. И в каждом регионе есть что предложить соседям. Наладить информационный поток – и это шаг к развитию туризма. Что касается внешнего туризма, то какие направления сегодня самые популярные у россиян и как менялись предпочтения россиян за последние годы? — Предпочтения не менялись. Это море и качественный пляжный отдых. Турция, Греция, Испания, Италия, Кипр, Болгария, Хорватия. Сюда же добавлю неожиданно Финляндию и до недавнего времени Китай. Десятка самых востребованных стран обычно не меняется. Иногда в хвосте этой десятки появляются Вьетнам, Таиланд, Доминикана, Куба, Арабские Эмираты. Но это все равно в основном отдых на море. В прошлом году ряд источников фиксировали рост числа обанкротившихся туроператоров. Связано ли это с неким глобальным кризисом туристической отрасли либо причины в разных случаях разные? — Не хотела вас расстраивать, но многих из обанкротившихся туроператоров не знает никто. Поэтому их закрытие на рынок вообще никак не повлияло. Что касается бума, то за прошлый год закрылось более 300 юридических лиц, которые занимались туроператорской деятельностью, и никто от этого не пострадал. Я не вижу кризиса в этой отрасли. Говорили, что с 2014 года рынок проходит укрупнение, естественный отбор: мелкие организации не выдерживают конкуренции и уходят с рынка. Как показали последние годы, в подавляющем большинстве случаев это происходит безболезненно для потребителей. Что можно посоветовать туроператорам, чтобы этого избежать? — Не существует никаких универсальных рецептов. Если компания дошла до финансового кризиса, тому есть причины. Банкротство компании – не преступление. Это как смерть – у всего есть начало и конец. Главное, чтобы от этого не страдали туристы. Что можно посоветовать гражданам, чтобы избежать риска? Как сегодня российские туристы защищены? — Туристы защищены абсолютно. Поскольку процесс естественного отбора активный, с каждым годом компании, которые остаются на рынке, продолжают работать, автоматически это означает их большую надежность. Фото: ФедералПресс / Арина Карташова

«Российские туристы защищены»
© РИА "ФедералПресс"