Туристов защитят от нечестных турагентов

В России, по разным оценкам, от 20 до 30 тысяч туристических агентств. Зачастую они обманывают граждан и исчезают вместе с деньгами, заплаченными за путешествие. Чтобы обезопасить россиян при покупке тура и сделать туристический рынок более прозрачным, кабмин предлагает создать федеральный реестр турагентов. Кто продаёт путёвки? Законопроект о создании такого реестра рассмотрели на заседании Комитета Госдумы по физкультуре, спорту, туризму и делам молодёжи 23 января. Если документ будет принят, то уже с 2021 года перед тем, как купить тур, можно будет заглянуть в список и проверить, насколько добросовестно работает выбранное вами агентство. В России уже действует единый реестр туроператоров, но их гораздо меньше, чем туристических агентств. На заседании кабмина 25 декабря прошлого года тогдашний глава Правительства Дмитрий Медведев сообщил, что подсчитать точное число турагентов невозможно. «По некоторым оценкам, их около 20 или 30 тысяч, и при этом они практически ни за что не отвечают», — констатировал он. К услугам таких организаций туроператоры прибегают для продажи путёвок. Чтобы продать туры, никаких специальных разрешений не надо — достаточно заключить договор с оператором. И порой такие компании занимаются мошенничеством. По словам зампреда Комитета Госдумы по физкультуре, спорту, туризму и делам молодёжи Сергея Кривоносова, периодически случается, когда туристы оказываются в неприятной ситуации. «Например, человек оплачивает турагенту стоимость путёвки, но не сразу перечисляет деньги туроператору, а затем турагент исчезает вместе с деньгами, а турист оказывается без путёвки и без денег»,— отметил депутат. Если появится реестр, то отношения между гражданами и турагентами станут более прозрачными, подчеркнул парламентарий. Операторы предоставят данные о своих агентах Законопроект, разработанный Правительством, предлагает внести изменения в Закон «О развитии туристской деятельности». Предусматривается, что данные о своих агентах будут включать в реестр сами туроператоры через Интернет. В случае расторжения соглашения с турагентами поправки в реестр должны быть внесены в течение трёх дней. Как пояснил «Парламентской газете» глава Комитета по физкультуре, спорту, туризму и делам молодёжи Михаил Дегтярев, наличие в перечне записи об агенте является подтверждением того, что у него заключён договор с оператором о реализации и продвижении турпродукта. «Турист, заглянув в этот реестр, сможет получить достоверную информацию о праве турагента на работу», — пояснил он. Сейчас документ направлен в регионы, а в середине марта в Госдуме запланирован «круглый стол», где эту тему обсудят с представителями индустрии. Причём, согласно проекту закона, вести реестр будет Минэкономразвития. Сейчас документ направлен в регионы, а в середине марта в Госдуме запланирован «круглый стол», где эту тему обсудят с представителями индустрии. В Минэкономразвития рассчитывают на скорейшее рассмотрение документа, так как создание федерального реестра турагентов — это одно из поручений президента Владимира Путина, которое он дал ещё в 2015 году по итогам Госсовета в Крыму. При этом очень важно найти баланс между интересами граждан и бизнесом, чтобы не произошло сбоев на туристическом рынке. Бизнес поддержал инициативу Бизнес-сообщество в целом поддерживает появление реестра, сказал президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько. Но законопроект, по его словам, довольно проблемный в правовом отношении. Есть несколько спорных вопросов. Например, сомнения у эксперта вызывает норма о том, что информацию в реестр будет предоставлять туроператор после того, как заключит с турагентом договор. «Туроператор может работать одновременно с тысячами агентств и не в состоянии провести мониторинг первичной информации, в том числе содержащейся в едином реестре, — констатировал он. — Получается, что сам турагент не отвечает за информацию, которая вносится в реестр». Поэтому в Российском союзе туриндустрии считают это неправильным. По словам Шпилько, законопроект может быть принят, но его нужно сбалансировать с точки зрения прав и ответственности участников рынка. Он также предложил усилить нормы по защите прав туристов. Например, включить в реестр информацию как о юридическом адресе турагента, так и о фактическом месте реализации услуги, чтобы человек точно знал, что он обратился к добросовестным продавцам.

Туристов защитят от нечестных турагентов
© Парламентская газета