В гармонии с природой и… самими собой

Пока мы суетимся на улицах, толкаемся в транспорте и ничего не успеваем, их жизнь размеренна и спокойна и проходит в гармонии с природой. Наши герои - старообрядцы, сторонники дораскольного православия, но далеко не только из-за веры избрали они путь одиночества... НЕ ЛЫКОМ ШИТ… К знаменитой таежной отшельнице-староверке Агафье Лыковой мир давно приходит сам. То в виде студентов-исследователей (а девушки-то в джинсах!), то в лице военных, то журналистов с фото- и видеокамерами, прилетающих на вертолете. Не первый год Агафья Карповна и сама «вооружена» спутниковым телефоном, по которому при особой нужде связывается с Большой землей. Осенью этим устройством ей пришлось воспользоваться и для разговоров… с племянником! Когда-то предки Агафьи оставили мир - из деревни Лыково в Тюменской области они перебрались в красноярскую тайгу. Там-то и разыскал ее молодой родственник-однофамилец Антон из Челябинска, деды которого оказались выходцами из той же деревни. - Я сначала ей письмо написал, спросил разрешения позвонить, но только потом узнал, что сделать это просто так не получится. С обычного сотового на спутниковый телефон не позвонить, - рассказывает он. Оказалось, молодой старовер Антон тоже не лыком шит и в своем стремлении встретиться с теткой Агафьей готов идти до конца: он решил раскошелиться и купить такой же телефон, чтобы иметь прямую связь с отшельницей. Созванивались несколько раз. И как только услышал «приезжай», бросил все. Договорившись с администрацией губернатора Кемеровской области, которая планировала рейс в самый, наверное, известный таежный тупик, примчался за две тысячи километров, а уже вскоре спускался с борта вертолета на берегу реки Еринат. Обнялись с Агафьей по-родственному и потом часа два общались, рассматривали фотографии и удивлялись, как же хитра оказалась судьба. Он не звал ее с собой на Урал, знал, что откажется, как отвергала все приглашения ехать в цивилизацию. И потому попросил лишь сводить его на место, которое и держит ее в тайге. - На могиле Карпа Осиповича мы вместе помолились, и ей, мне показалось, было от этого очень радостно, - делится он. ХОЗЯИН ТАЙГИ Уральскому манси-старообрядцу Евсевию Анямову - это имя он получил при крещении, хотя родители его назвали просто Степан - редко приходится молиться с кем-то. К тому же в отличие от Агафьи помянуть своих предков на могилах он не может - языческую веру в сознательном возрасте представитель коренного малочисленного уральского народа добровольно забыл. Теперь покойные родители для него, так же как и родные братья, и все, с кем он одной мансийской крови, - еретики. Все они над ним посмеиваются, считают чудаком-богомолом, а он все больше сторонится их - читает православные книги, много молится и при случае уединяется в лесу. Бывает, его отшельничество растягивается на несколько месяцев. Он один из тех, кто сумел сохранить трезвый рассудок и в отличие от своих соседей по мансийскому поселку Ушме на Северном Урале, полюбивших белых людей за то, что у них всегда есть с собой «огненная вода», занимается тем, к чему привык с юности. Он живет охотой и рыбалкой, а в последнее время еще и туристов водит по таежным достопримечательностям. Но все это лишь до осени, когда начинается у него сначала подготовка к промыслу, а затем и сама охота. Евсевий берет с собой икону, большой запас постной еды, в основном хлеб, грибы и ягоды, и на снегоходе уезжает на несколько месяцев в свои зимовья - избушки, расставленные на десятках километров его угодий. Там он хозяин тайги, знающий о том, как ловить и бить оленей и соболей, там ему комфортно. Вечерами, когда в тишине и полумраке избушки, освещаемой лишь восковыми свечами (для староверов это дело принципа), он выделывает шкурки, оставаясь одним на десятки километров, много рассуждает сам с собой о Боге, о православной дораскольной вере, которую принял всей душой и сердцем. Весной он приезжает в город, чтобы продать не без труда доставшиеся ему шкурки. В Екатеринбурге он обязательно приходит в храм, где служит его духовный отец и где он может поприсутствовать на богослужении. Но вскоре уезжает обратно готовиться к следующему сезону. Для этого ему надо преодолеть более 500 километров - сначала на поезде до северного города Ивделя, затем на попутке до сгоревшего десять лет назад и так толком и не восстановленного поселка Вижай, а дальше еще километров пятьдесят - на чем придется. Иногда даже пешком… СИБИРЯКИ ЖИВУТ ОБЩИНОЙ Они приветливые и общительные, с радостью принимают гостей, стараются помочь - приглашают переночевать, делятся продуктами, лекарствами. Жители села Катазы на левом берегу Малого Енисея старообрядцы, но не из тех, кто руки не подаст и воды из своей кружки чужому пожалеет. Их уединенный образ жизни - не дело принципа, скорее дань уважения предкам. Но это на руку туристам, которые частенько проплывают здесь с весны до глубокой осени. - Раньше на этом месте стояло одноименное реке Катаза село, здесь жили наши деды и прадеды, пришедшие из Центральной России, но при советской власти оно пришло в упадок, последняя семья уехала отсюда в 1963 году, - рассказывает староста поселка Александр Пермяков. - Здесь мой отец родился, а я с детства жил в Новокузнецке. Но однажды мне захотелось возродить село моих предков. Недавно катазцы отметили его 30-летие, а живет тут сейчас более 50 человек. На призыв вернуться туда, где когда-то жили отцы и деды, отозвались потомки и других известных фамилий, некогда населявших прибрежье Енисея. Среди них были люди разных профессий, поэтому сейчас сибиряки живут самодостаточной общиной - молятся в своей часовне, у них есть своя школа, свой медик-травник, а вот магазина, почты и других атрибутов цивилизованного поселка нет. Все больше охотятся да рыбачат - все, как положено в таежной местности. Проплывающим мимо туристам, а «ходят по воде» здесь люди подготовленные, опытные, старообрядцы продают дело рук своих, но особенно хорошо идет у туристов настойка на маральих рогах. Тех, кому нужен отдых, размещают в специально построенных домиках - на этом и на продаже продуктов они и зарабатывают как могут. - У нас есть надувной аэрокатер на 300 лошадиных сил, вертолетная площадка, потому как иначе к нам не добраться, - говорит Александр. - Мы построили приют для путешественников. Когда стоит большая вода или плывут неопытные люди, мы помогаем им обойти опасные места и перевести дух. А потом, когда гости соберутся с силами, провожают их, но даже не думают о том, чтобы отправиться в цивилизацию вместе с ними. Говорят, им в этой тиши и глуши хорошо. Максим Гусев. Фото автора и Андрея Шаляпина, ADOBE STOCK

В гармонии с природой и… самими собой
© Мир новостей