По родному краю: что тормозит развитие туризма в Сибири?

В 2019 году президент Владимир Путин и глава Русского географического общества Сергей Шойгу одобрили туристический проект «Открывая Сибирь». Когда поедем по сибирскому «Золотому кольцу»? Развитие внутреннего туризма – одна из задач, поставленных главой государства. Сибирь – уникальный и загадочный край, манящий к себе как россиян, так и иностранцев. Активисты РГО опросили больше 100 тысяч человек в разных регионах России на предмет интереса к Сибири. 95% респондентов ответили, что хотели бы здесь побывать. Каменья в золотой оправе Проект «Золотое кольцо Сибири» начали разрабатывать ещё в 2016 году. Как рассказала член федеральной комиссии Русского географического общества по развитию туризма, исполнительный директор Томского отделения Русского географического общества Юлия Калюжная, сегодня есть два разработанных специалистами туристических маршрута – Большое золотое кольцо Сибири и Малое золотое кольцо. Путешествие по Большому золотому кольцу рассчитано на 15 дней. В маршрут разработчики включили все 10 регионов Сибирского федерального округа. В каждом предлагается осмотреть от 3 до 10 объектов. Туристам предстоит преодолеть порядка 10 тысяч километров пути – самолётом, поездом и автобусом. Малое золотое кольцо рассчитано на семь дней и включает пять регионов. По словам полпреда президента в СФО Сергея Меняйло, в каждом регионе Сибири можно создать своё малое золотое кольцо – ведь достопримечательности и памятники природы есть везде. Так, например, Кемеровская область – это уголки нетронутой дикой природы, уникальные скалы-останцы Салаирского кряжа, «кладбище динозавров» и один из главных горнолыжных курортов страны Шерегеш. Алтайский край знаменит городом-курортом Белокурихой. Здешние радоновые источники известны не только в России, но и за рубежом. Иностранцы Белокуриху называют «сибирской Швейцарией». Заповедный Горный Алтай – страна самых высоких в Сибири горных хребтов. Многие памятники природы Горного Алтая занесены ЮНЕСКО в список Всемирного наследия человечества. Сюда едут любители горных восхождений, сплавов по бурным рекам, искатели мистики, исследователи загадочных явлений. Столица СФО – Новосибирск – не считается туристической меккой, а зря. Ведь здесь – самый большой в РФ зоопарк, знаменитый на весь мир Академгородок, огромное количество музеев и театров. В Новосибирской области есть горнолыжные курорты, озёра с лечебной водой, бескрайние охотничьи угодья и водоёмы, кишащие рыбой. Подтянуть сервис Единственное, что тормозит развитие туризма в Сибири, – проблемы с сервисом, транспортом и инфраструктурой, говорит Юлия Калюжная. Не хватает авиационных маршрутов. Например, между Улан-Удэ и Кызылом – больше двух тысяч километров, а самолёты не летают. Порой доходит до абсурда: чтобы попасть из одного сибирского города в другой, нужно лететь через Москву. Отчаянно не хватает аэропортов в Шерегеше и Белокурихе. По мнению представителей турбизнеса, если б в эти города можно было прилететь самолётом, поток туристов вырос бы в разы. В числе других проблем Юлия Калюжная отметила отсутствие сервиса на автотрассах – не хватает мотелей, маловато придорожных кафе. «Деревянные туалеты на междугородних дорогах – это неприемлемо», – возмущается Калюжная. А ведь проект «Открывая Сибирь» рассчитан не только на соотечественников, но и на гостей из-за рубежа, в первую очередь из Китая, Монголии и других азиатских стран. Если туризм в Сибири всё-таки будет развиваться, то на маршруты понадобятся экскурсоводы, в том числе и со знанием иностранного языка. Сейчас их нет. Но это, по словам Юлии Калюжной, решаемая проблема – отделение для подготовки гидов открыли недавно в Томском государственном университете.

По родному краю: что тормозит развитие туризма в Сибири?
© АиФ-Новосибирск