Монастырь Шедруб Линг – как живут уральские буддисты на горе Качканар

В 250 километрах от Екатеринбурга есть уникальное место – единственный на Урале буддийский монастырь Шедруб Линг, расположенный на вершине горы Качканар, на высоте 843 м над уровнем моря (самая высокая точка горы – около 870 метров). Монастырь был основан как место практики и реализации для тех, кто желает приобщиться к буддизму, но его двери открыты абсолютно для всех. Некоторые туристы проводят здесь свой выходной по нескольку раз в год, ведь каждый сезон придаёт этому месту своё очарование. Есть и те, кто остаются в монастыре дольше – от двух-трёх дней или недель до нескольких лет, с целью практиковать буддизм или просто поразмыслить о смысле жизни, отрешившись от суеты мегаполиса. Игорь Каленёв Игорь Каленёв – организатор экскурсий по Уралу и опытный гид – водит на Качканар группы туристов в походы выходного дня. Некоторое время он сам жил в монастыре, принимал участие в его строительстве и является участником буддийской общины Шедруб Линг. О монастыре он узнал в 2014 году и решил съездить туда с друзьями. «Во время подъема на Качканар попали под сильный ливень, а на середине нашего пути хлопьями повалил снег – в октябре, что само по себе необычно, – вспоминает Игорь Каленёв, – В монастырь пришли, когда стемнело. Нас встретил дежурный, угостил ужином, нам предложили баню. Наутро отправились осматривать храмовый комплекс и скалу Верблюд. Меня поразило, как гармонично буддийские постройки вписываются в природный ландшафт. Первое впечатление – удивительное спокойствие, умиротворение, непривычная тишина и невероятно красиво. Люди приветливые, доброжелательные, открытые для общения». Шедруб Линг / Фото: Виктор Соколов Игорь стал посещать монастырь, когда появлялось свободное время, и подружился с участниками общины. Ретрит Ламы Игоря Лопатина / Фото: Буддийская община Шедруб Линг «В 2014 году увидел объявление, что в Шедруб Линг приезжает лама Игорь Лопатин, чтобы провести занятия по медитации «Шаматха», – рассказывает Игорь Каленёв. – У меня был отпуск, я собрал рюкзак и приехал. В монастыре провёл неделю, занимаясь практикой и работая». Обычно в монастыре Шедруб Линг одновременно проживает от 5 до 10 человек, обращаться в буддизм никого не агитируют, каждый сам определяет свою цель нахождения здесь. Но распорядку дня обязаны следовать все. В воскресенье вечером основатель монастыря лама Докшит распределяет обязанности на неделю. Один отправляется дежурить по кухне, другой – убирать территорию, третий – заниматься приготовлением бани и стиркой, четвёртый – кормить собак и так далее. Все мужчины носят на гору дрова и хворост, занимаются строительством и ремонтом, женщины работают на кухне. Волонтёр Юля из Перми / Фото: Буддийская община Шедруб Линг Подъем для всех – в 6 утра. Затем – 40-50 минут индивидуальной практики, с 7:00 – общая практика в Алтарной комнате. Индивидуальная практика – только для тех, кто принял Прибежище, приехав сюда с именно с этой целью. Волонтёры, далёкие от буддизма, во время практики работают – убирают снег или занимаются другой хозяйственной деятельностью. В 8:00 – завтрак, после которого лама Докшит раздаёт задания на день. В 11:00 дежурный по столовой звонит в колокольчик, призывая всех на чай. После чаепития можно полчаса пообщаться, отдохнуть и опять за работу. Волонтёры и туристы из Перми / Фото: Буддийская община Шедруб Линг Обед и короткий послеобеденный отдых – с 14:00 до 15:00. С трёх часов дня – работа, в 16:30 – полдник, и снова совместный труд. Следующий час индивидуальной практики – вечером с 7 до 8, затем ужин. В 11 ночи – отбой. Каждый занят в течение целого дня – таковы правила. «Отдыхали вечером после восьми, кто-то предпочитал проводить досуг в одиночестве, остальные общались, читали книги, обсуждали «Ламрим» и другие буддийские тексты, слушали истории ламы Докшита или играли в игры, например, в «Крокодила». В интернете никто не сидел – мобильная связь была очень плохая, телефон ловил только в двух местах – в столовой у окна и в секретном месте на улице». Болеслав из Перми и Костя из Качканара / Фото: Буддийская община Шедруб Линг Стороннего финансирования у монастыря нет. Продукты, стройматериалы, бензин для электрогенератора – всё это жители общины покупают сами, а что-то приносят в дар туристы. Как правило, перед поездкой люди звонят в Шедруб Линг и спрашивают у дежурного, что необходимо монастырю в настоящий момент. Дары – дело добровольное, каждый сам решает, везти на гору подарки или нет. Часть средств уральские буддисты выручают от продажи сувениров – делают магнитики, плетут мандалы и продают туристам. На эти деньги приобретаются необходимые продукты, стройматериалы и бензин. Лама Докшит / Фото: Группа ВКонтакте «Экскурсии в буддийский монастырь Шедруб Линг» С первых дней основания монастыря, с 1995 года, здесь постоянно живёт только один человек – лама Докшит (в миру Михаил Санников, бывший офицер диверсионной группы), создатель этого уникального места. Подробнее о необычной личности Ламы Докшита и истории основания Шедруб Линга наше агентство расскажет в одном из следующих материалов. За время существования Шедруб Линга, здесь побывали путешественники со всего мира. Из бортового журнала монастыря можно узнать, что в разное время в монастыре проживали туристы из Америки, Европы, Кубы. Например, здесь жил молодой француз, приехавший в Россию со своей собакой – горной пиренейской овчаркой. Собака ощенилась, француз оставил пять щенков монастырю. Животные выросли и до сих пор работают в упряжке. Туристка и питомцы монастыря / Фото: Группа ВКонтакте «Экскурсии в буддийский монастырь Шедруб Линг» «В монастыре я познакомился с известным фоторепортёром Амосом Чапплом, который побывал в десятках стран мира, – говорит Игорь Каленёв, – Амос родился в Новой Зеландии, сейчас проживает в Чехии с супругой-петербурженкой и постоянно путешествует. Об уральском буддийском монастыре он узнал из соцсетей и приехал сюда на неделю, чтобы проникнуться его атмосферой. Я разговаривал и с ним, и с другими людьми, повидавшими множество стран, – все они были потрясены красотой горы Качканар и той гармонией, что составляют ансамбль храмовых построек с уральской природой». Амос Чаппл / Фото: Буддийская община Шедруб Линг По словам Игоря Каленёва, пожить в Шедруб Линге может любой человек без психических отклонений и без проблем с законом. Приехать сюда можно в любое время суток – двери монастыря не имеют замков и всегда открыты. «О своём визите лучше предупреждать – тебе предоставят спальное место и пищу. Главное – соблюдать правила монастыря, придерживаться установленного распорядка, выполнять поручения настоятеля. Практика дхармы – по желанию. Её обязательное исполнение – только для тех, кто получил Прибежище от ламы Докшита», – поясняет Игорь Каленёв. Туристы на фоне Будды из пенопласта / Фото: Виктор Соколов У подножья горы, в деревне Косья, уже несколько лет проживают ученики ламы Докшита. Практикующие буддисты, они не являются монахами и живут в деревне со своими семьями. Занимаются хозяйством, работают, принимают туристов, а ещё – планируют создать в Косье буддийское поселение, с небольшой, но современной гостиницей, буддийским парком и полноценной инфраструктурой. Первые шаги уже сделаны – участники общины поставили в деревне монгольскую юрту, в которой туристы могут выпить чаю перед восхождением, приобрести сувениры и пообщаться с буддистами. Юрта обогревается, и, при желании, гости могут в ней переночевать. Туристы в монгольской юрте / Фото: Группа ВКонтакте «Экскурсии в буддийский монастырь Шедруб Линг» «Я давно провожу экскурсии, например, этим летом возил туристов на гору Иремель на границе Челябинской области и Башкирии, а к весне разрабатываем ещё несколько направлений. Но гора Качканар – это самый любимый маршрут, – признаётся Игорь Каленёв. – Здесь – моё сердце, моя душа. Атмосфера, природа, история этой горы очень многое для меня значат. И я стремлюсь, чтобы люди получали от моих экскурсий максимум пользы и удовольствия, внутреннюю перезагрузку, жизненную энергию и новую интересную информацию». Туристы на скале Верблюд на вершине горы Качканар / Фото: Виктор Соколов Буддийский монастырь Шедруб Линг построен силами единомышленников ламы Докшита и волонтёрами без применения техники, фактически голыми руками. В 2020 году жилые помещения монастыря должны быть снесены, так как мешают развитию качканарского горно-обогатительного комбината. Но уральские буддисты не сдаются, а продолжают строительство и по-прежнему принимают в гостях многочисленных туристов. По итогам переговоров с ГОКом, буддистам разрешили оставить культовые постройки – статую Будды и ступы сносить не будут. Подробности о взаимодействии Шедруб Линга и качканарского ГОКа, а также о том, какими методами осуществлялось строительство монастыря и как функционируют его коммуникации на высоте более 700 метров над уровнем моря, вы узнаете из следующих материалов нашего агентства. Туристы на фоне тайги / Фото: Виктор Соколов «У горы Качканар – богатейшая история, одна из версий её происхождения – падение метеорита, а ещё здесь когда-то было святилище древних народностей манси, – рассказывает Игорь Каленёв. – Это место могло бы стать популярным туристическим объектом для жителей России и иностранцев, если бы идею поддержало государство. Тем более, Шедруб Линг доступен для всех – подъём в гору несложный, природа, вековые кедры, скальные останцы – уникальны, а само место не имеет аналогов на нашей Земле». Зимняя сказка на горе Качканар / Фото: Виктор Соколов Шедруб Линг: осенние красоты единственного буддийского монастыря на Урале Фото превью и видео: Виктор Соколов

Монастырь Шедруб Линг – как живут уральские буддисты на горе Качканар
© Уральский меридиан