Ещё

Национальный туристический рейтинг-2019 

Национальный туристический рейтинг-2019
Фото: Век
Исследование посвященное развитию внутреннего и въездного туризма, туристической привлекательности российских регионов, их туристическому потенциалу и популярности среди отечественных и иностранных туристов.
2019-й год ознаменовался рядом значимых для отрасли событий и кадровых решений.
7 февраля был назначен новый руководитель . На смену Олегу Сафонову пришла 33-летняя , до этого занимавшая должность начальника департамента по сопровождению крупных международных мероприятий в Управлении Президента РФ по общественным связям и коммуникациям.
Новый руководитель ведомства, переехавшего весной вслед за  в одну из башен «Москва-Сити», начала формировать команду и работать над новой стратегией развития туризма. В течение года лишились своих постов заместители главы Ростуризма и . Были назначены несколько советников. За развитие туризма в регионах стала отвечать , до этого работавшая на руководящей должности в туроператоре TUI и несколько лет возглавлявшая Агентство по туризму Сахалинской области. Ожидается, что кадровый состав Ростуризма значительно обновится.
Не задержался на своей должности и назначенный в марте 2019 года директор Департамента туризма Минэкономразвития РФ Илья Клочков. Сейчас исполняет обязанности руководителя департамента Антон Бетин, финансист, советник министра экономического развития РФ.
По инициативе главы Ростуризма Зарины Догузовой в октябре на очередном заседании Наблюдательного совета Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма „ТУРПОМОЩЬ“ было принято решение об усилении контроля со стороны Наблюдательного совета за использованием средств ассоциации, а ее директор ограничен в полномочиях и суммах, которые он может тратить на свою деятельность.
В апреле 2019 года вице-премьер провела первое заседание Координационного совета по развитию туризма при  в новом составе. Помимо чиновников и представителей туриндустрии в него также вошли члены корсовета по детскому туризму, который в этом году прекратил свою деятельность. Затем было еще несколько встреч. 4 декабря в ходе заседания корсовета первый заместитель министра экономического развития сообщил о планах субсидирования обеспечивающей инфраструктуры в регионах. С 2020 года туристическая программа войдет в госпрограмму „Экономическое развитие и инновационная экономика“. На инфраструктуру комплексных инвестпроектов из бюджета будет направлено в 2020 году 4,8 млрд рублей, в 2021 году — 10 млрд рублей и в 2022 году — 9,8 млрд рублей.
20 сентября распоряжением председателя правительства РФ  была утверждена „Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года“ — документ, которого ждала туротрасль с начала года.
Стратегией предусматривается комплексное развитие и благоустройство туристских территорий, включая развитие туристской, коммунальной и транспортной инфраструктуры, строительство и реконструкцию объектов магистральной инфраструктуры, формирование туристского продукта с учетом природного, культурного, этнического разнообразия регионов России.
Указанные в стратегии целевые показатели развития туризма, которые власти намерены достичь к 2035 году, достаточно амбициозны: рост объема туристской индустрии с 3158 млрд рублей до 16 306 млрд рублей; увеличение более чем в два раза количества внутренних туристских поездок на одного жителя России; увеличение экспорта туристских услуг с 8,9 млрд до 28,6 млрд долларов США; увеличение инвестиций в сферу туризма в три раза.
В ближайшее время ожидается утверждение программы мероприятий по реализации данной стратегии.
Также 17 декабря правительством РФ был внесен законопроект о совершенствовании правового регулирования деятельности экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников. Согласно законопроекту услуги экскурсовода (гида) и гида-переводчика на туристских маршрутах будут оказываться гражданами России, прошедшими аттестацию. Аттестация будет проводиться раз в пять лет органом государственной власти субъекта Федерации в сфере туризма, на территории которого экскурсоводы и гиды-переводчики предполагают оказывать такие услуги. Принятие закона позволит навести порядок в этой сфере услуг, где появилось много недобросовестных „гидов“. Это особенно актуально для гидов-переводчиков, работающих с китайскими туристами, где зачастую работают иностранцы без соответствующего образования и квалификации.
Еще одной хорошей новостью для рынка стало решение премьер-министра РФ Дмитрия Медведева утвердить правила предоставления субсидий и грантов предпринимателям на развитие внутреннего и въездного туризма из средств федерального бюджета. Сумма такого гранта не должна превышать 3 млн рублей.
Новые правила вступят в силу с 1 января 2020 года. На получение грантов смогут претендовать только российские юридические лица и индивидуальные предприниматели. Гранты предоставляются в рамках подпрограммы „Туризм“ госпрограммы „Экономическое развитие и инновационная экономика“ в целях реализации мероприятий, направленных на увеличение объема туристских услуг, числа ночевок, а также на приобретение туристского оборудования, модульных гостиниц, катеров, мототехники, микроавтобусов. Также деньги будут выделяться на разработку новых туристских маршрутов и реализацию социальных проектов в отрасли, в том числе создание безбарьерной среды.
Как отмечается в документе, предприниматели должны представить свои проекты по развитию туризма на конкурс в Ростуризм, а специально созданная комиссия определит победителя. Ведомство обязано проводить подобный отбор не менее одного раза в год. При этом победитель должен вложить в свой проект собственные средства — не менее 30% от объема запрашиваемого гранта. Сколько бюджетных средств будет заложено на эту программу на 2020 год, пока неясно.
Одним из тормозов развития въездного туризма эксперты чаще всего называют сложности при оформлении визы в Россию. Несколько лет назад на Дальнем Востоке был начат эксперимент по введению электронной однократной визы для иностранцев. Сегодня оформить электронную визу для посещения Дальнего Востока могут граждане 19 стран: Алжира, Бахрейна, Брунея, Индии, Ирана, Катара, КНР, КНДР, Кувейта, Марокко, Мексики, ОАЭ, Омана, Саудовской Аравии, Сингапура, Тайваня, Туниса, Турции и Японии. Эксперимент был признан удачным и в этом году распространился на Калининградскую и Ленинградскую области, а также город Санкт-Петербург. При этом список стран, из которых могут приехать гости по бесплатной визе, получаемой в упрощенном порядке на сайте Консульского департамента , был значительно расширен — до 53 стран. Он включает вышеперечисленные государства и почти все европейские страны, за исключением Великобритании.
Видимо, чтобы закрепить успех и стать одной из самых открытых стран для въездного туризма, в июне этого года президент РФ  подписал поручение премьер-министру, главам МИД, и  обеспечить введение с 1 января 2021 года единой электронной однократной визы для въезда иностранцев на всей территории России. Рынок воспринял это решение с ликованием, спрогнозировав последующий рост въездного турпотока на 20–30%.
В сфере выездного туризма в этом году не обошлось без потрясений. Новость, пришедшая в сентябре из Великобритании о банкротстве старейшего туроператора Tomas Cook, взбудоражила участников рынка. Правда, для его российской „дочки“, туроператора „Интурист“, все закончилось благополучно. Довольно быстро „Интурист“ приобрела турецкая ANEX Tour и пообещала сохранить это старейшее название. Еще одна российская туркомпания, „Библио-Глобус“, 1 октября сообщила о расторжении договора купли-продажи доли с международной компанией Thomas Cook Group в связи с невозможностью исполнения ими своих обязательств и полностью вернулась к своим прежним владельцам — Юлии и Александру Туголуковым. Таким образом, история с продажей крупнейшего российского туроператора англичанам окончилась ничем.
В связи с обострением антироссийских настроений и экстремистскими выступлениями в Грузии Владимир Путин подписал указ, запрещающий авиакомпаниям с 8 июля осуществлять перевозки из России в эту страну. Кроме того, президент рекомендовал туроператорам на время запрета полетов не продавать путевки в Грузию. Днем позже грузинская сторона закрыла прямые рейсы своих авиакомпаний в Россию. Так что сейчас воздушное сообщение между двумя странами полностью прекращено.
По оценкам , финансовые потери российских перевозчиков из-за запрета полетов составили 3 млрд рублей. В свою очередь, глава Национального банка Грузии Коба Гвенетадзе заявил, что республика с июля по декабрь потеряла 300 млн долларов (около 19 млрд рублей) из-за отмены прямого авиасообщения с Россией.
В декабре Ростуризм опубликовал список туроператоров, кому полагается субсидия за увеличение числа иностранных туристов. На эти цели было заложено 573 млн рублей. Всего из 123 заявок были удовлетворены 110 на общую сумму 322 млн рублей. Поскольку по условиям конкурса необходимо было подтвердить именно размещение интуриста, то львиная доля победителей отбора — гостиницы. Некоторые из них получили десятки миллионов рублей из федерального бюджета. И хотя, как видится, задача по размещению туристов выполняется, трудно себе представить, что именно гостиницы привлекают иностранных туристов в Россию, „обеспечивая их прирост“.
Что бы ни говорили власти об импортозамещении в туризме, россияне все равно едут отдыхать за границу, а крупнейшие туроператоры зарабатывают именно на вывозе наших граждан в другие страны. Рекордсмен по приему россиян по-прежнему Турция. Около 6,7 млн человек посетили республику в январе–октябре 2019 года — это абсолютный рекорд, превышающий показатель прошлого года на 16,9%.
Арсен АРИСТАКЕСЯН
Генеральный директор „Рейтинг“, руководитель проекта „Национальный рейтинг“
Мы видим, что туристическая отрасль России растет из года в год. Если взять хотя бы две цифры — доходы отелей и гостиниц, то мы увидим, что в 2017 году они заработали 485 млрд рублей, а в 2018 году — уже 584 млрд Плюс 100 млрд рублей за год! Рост 20%. Неплохая цифра, не правда ли? Конечно, в 2018 году проходил чемпионат мира по футболу и гостиницы заработали на болельщиках. Но наши данные за 9 месяцев 2019 года показывают, что доходы коллективных средств размещения выше, чем за аналогичный период прошлого года. То есть тенденция сохранилась. Какой еще рынок растет такими темпами?
Ситуация с иностранными туристами еще интереснее. Рост числа постояльцев в отелях, приехавших к нам из других стран, вырос в 2018 году по сравнению с 2017 годом аж на 44%, с 8 млн до 11,5 млн человек. И в этом году динамика на увеличение числа гостей также сохраняется.
Поскольку российские власти сделали упор на развитие въездного туризма, увеличивая таким образом доходы от экспорта услуг, мы с коллегами из журнала „Отдых в России“ приняли решение провести отдельное исследование, посвященное оценке популярности регионов у иностранных туристов, которое вышло в июне этого года и называлось Национальный рейтинг въездного туризма-2019. Это исследование оказалось не менее интересным, чем наш главный проект — Национальный туристический рейтинг.
Вместе с тем мы слышим из регионов голоса наших экспертов, которые, как правило, критически оценивают то, что делается властями на местах. В этом, как нам видится, слабость и недоработка ответственных, а точнее сказать, безответственных за развитие отрасли.
Генеральный директор журнала „Отдых в России“, член Экспертного совета при Комитете по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи
Это уже наш пятый Национальный туристический рейтинг, можно сказать, юбилейный. За прошедшие годы мы не раз убеждались, что разработанная нами методология уникальна и включает в себя все главные компоненты отрасли туризма и гостеприимства. И это не просто рост „туристического потока“, о котором обычно говорят чиновники. Это очередная попытка посмотреть со стороны на то, что происходит с туризмом в отдельно взятом регионе.
Добывая информацию о туризме и отдыхе в России, мы отмечаем для себя еще одну проблему. Это мизерное количество материалов о том, что происходит в туристической отрасли регионов. Возникает вопрос: а чем тогда занимаются многочисленные региональные пресс-службы, комитеты информационной политики, их начальники, пресс-секретари, специалисты? Складывается ощущение, что туризм для них что-то инопланетное, ненужное, второстепенное.
Помню, однажды я спросил министра по туризму одного из регионов: „Может, мне обратиться в Управление по информационной политике вашей администрации и они помогут с размещением информации?“ Вы бы видели ужас в ее глазах. „Ни в коем случае этого делать нельзя!“ — вот такой был ответ. В ряде регионов туризм находится просто в загоне. Чиновники, которым поручено развивать туризм, боятся лишний раз позвонить в пресс-службу, тем более попросить о чем-то.
Конечно, мы видим, что ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Но на это уходят годы. Годы упущенных возможностей.
Недавно я подсчитал, что побывал уже в 40 российских регионах. План на ближайший год-два — побывать во всех. Хотелось бы, чтобы такой план был у каждого гражданина, ведь не знать свою страну, свою историю, географию, народы, живущие здесь, их традиции — стыдно. А задача властей — обеспечить людям возможность путешествовать по своей стране.
Методология Национального туристического рейтинга-2019
Критериями для оценки развития туристической отрасли российских регионов, их туристической привлекательности и туристического потенциала, популярности среди отечественных и иностранных туристов являются:
1. Уровень развития гостиничного бизнеса и инфраструктуры:
— Число коллективных средств размещения (гостиниц) в регионе.
— Число мест в коллективных средствах размещения региона.
Данные за 2018 год предоставлены .
2. Значимость туристической отрасли в экономике региона:
— Число турфирм, работающих в регионе.
Данные по количеству юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за 2018 год предоставлены Федеральной службой государственной статистики.
— Доля занятых в сфере туризма и гостеприимства от общего населения региона.
Данные по среднесписочной численности работников коллективных средств размещения и турфирм за 2017 год предоставлены Федеральной службой государственной статистики. Процент рассчитывается путем деления общего количества работников на все население региона и умножается на 100%.
3. Доходность отрасли туризма и гостеприимства региона:
— Доходы коллективных средств размещения.
Данные за 2018 год и 1-е полугодие 2019 года предоставлены Федеральной службой государственной статистики.
— Объем платных туристических услуг населению (услуги туристических агентств, туроператоров и прочие услуги по бронированию и сопутствующие им услуги).
Данные за 2018 год и январь–октябрь 2019 года предоставлены Федеральной службой государственной статистики.
— Оборот общественного питания.
Данные за 2018 год предоставлены Федеральной службой государственной статистики.
4. Популярность региона у туристов, приезжающих на несколько дней:
— Число граждан РФ, размещенных в коллективных средствах размещения.
— Число ночевок в коллективных средствах размещения.
Данные за 2018 год и январь–сентябрь 2019 года предоставлены Федеральной службой государственной статистики.
5. Популярность региона у иностранцев: численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения.
Данные за 2018 год и январь–сентябрь 2019 года предоставлены Федеральной службой государственной статистики.
6. Туристская уникальность: количество памятников и достопримечательностей, внесенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, в том числе объекты .
Данные предоставлены из Единого государственного реестра объектов культурного наследия по состоянию на ноябрь 2019 года.
7. Уровень преступности: состояние преступности на 100 тыс. населения.
Данные за 2018 год предоставлены Министерством внутренних дел РФ. Показатель рассчитывается на 100 тысяч населения. Формируется на основе данных формы федерального статистического наблюдения 4-ЕГС „Сведения о состоянии преступности и результатах расследования преступлений“.
8. Интерес к региону в интернете как к месту отдыха: количество запросов в поисковых системах об отдыхе в регионе.
Рассчитывается по количеству запросов в период с 1 декабря 2018 года по 30 ноября 2019 года в поисковой системе по ключевым словам: „Отдых в + наименование региона“.
9. Продвижение туристического потенциала региона в информационном пространстве: количество публикаций и сообщений в СМИ.
Рассчитывается по количеству публикаций в СМИ за период с 1 декабря 2018 года по 30 ноября 2019 года, в том числе на индексируемых новостных ресурсах, по ключевым словам: „Туризм в + наименование региона“.
По сравнению с прошлогодним исследованием методология рейтинга претерпела небольшие изменения. Так, составителям в этом году пришлось отказаться от критерия „Уровень развития санаторно-курортной отрасли региона“ ввиду отсутствия актуальных статистических данных по некоторым субъектам РФ.
В соответствии с принципами работы ЦИК „Рейтинг“ в исследовании учитывались мнения и оценки представителей экспертного сообщества — в данном случае специалистов медиагруппы „Отдых в России“, в которую входят журнал о внутреннем и въездном туризме и сайт „Отдых в России“, несколько туристических порталов, глянцевый журнал и сайт для англоязычной аудитории „Tourism & Leisure in Russia“.
По каждому из критериев на основе анализа открытых источников и ведомственной статистики за 2018–2019 годы были подготовлены от одной до трех таблиц и проведено соответствующее ранжирование. Первое место в каждой таблице давало 8,5 балла. За каждое последующее место снималось по 0,1 балла. Так, 14 промежуточных таблиц образовали сводную таблицу, где по сумме общих баллов, с учетом экспертной оценки, были определены лидеры и аутсайдеры Национального туристического рейтинга.
По сложившейся традиции журналистами медиагруппы „Отдых в России“ были опрошены представители туриндустрии и органов власти, которых попросили сравнить предыдущий, 2018 год и уже подходящий к концу 2019-й, озвучить основные тренды отрасли, рассказать о наиболее заметных и значимых проектах и высказать свое мнение: что, на их взгляд, мешает более динамичному развитию внутреннего и въездного туризма?
Итоги Национального туристического рейтинга-2019
Итак, в первую группу рейтинга — „золотую двадцатку“ — вошли регионы с 1-го по 20-е место включительно.
Состав „бронзовой“ группы рейтинга почти не поменялся по сравнению с прошлым годом. Лидером группы в этом году стала Республика Мордовия, на один пункт улучшившая свою позицию. Несмотря на прошедший чемпионат мира по футболу, республиканские власти, по всей видимости, так и не смогли на полную использовать этот ресурс: в информационном поле республики практически не видно.
Российские регионы участвуют в традиционных туристических выставках в Москве: это „Интурмаркет“ и MITT (в марте), „Отдых“ (в сентябре). Некоторые могут себе позволить отправить делегацию за границу и принять участие в зарубежных выставках. И хотя многие экспоненты говорят о низкой эффективности таких расходов, выставки с их деловой программой по-прежнему являются одним из основных каналов общения представителей власти и бизнеса из разных регионов и стран.
Так, например, событием стало участие Республики Мордовия в международной туристской выставке MITT 2019. Его обеспечил республиканский Центр поддержки экспорта в рамках содействия экспортоориентированным организациям. На стенде были представлены ведущие региональные компании в сфере туризма.
Идущая следом Чеченская Республика также улучшила свои показатели. Здесь глава республики лично принимает участие в продвижении региона: в ноябре встретился с блогерами, которые приехали делать сюжеты про туризм и отдых. Он назвал сферу туризма сложной, но приоритетной для региона, сообщив, что власти будут ее развивать. Глава республики отметил, то за девять месяцев этого года гостями Чечни стали 162 тысячи человек.
В августе в Стамбуле при визовом центре открылся чеченский туристический информационный центр Visit Chechnya. Это уже второй из четырех центров, соглашение по которым было подписано на Петербургском международном экономическом форуме. Первый был открыт в Париже, следующие должны появиться в Берлине и Берне.
Летом совместно с министерством Чеченской Республики по туризму запустили первый мобильный гид, с помощью которого туристы могут узнать о наиболее интересных местах и маршрутах республики.
Со следующего года в Чечне появится новая услуга для туристов — обзорные вертолетные экскурсии над горами и городами. Для этого компания предоставляет 5-местный вертолет Eurocopter. Маршрут вертолетной экскурсии выбирают сами туристы. Стоимость полета — 100 тысяч рублей, или 20 тысяч рублей с человека.
Следующий, 2020 год объявлен в Чечне Годом туризма. Республика впервые примет участие в выставках в Азии, Индии и Сингапуре.
В Адыгее на заседании координационного совета по туризму глава республики заявил, что необходимо бороться с теневым сектором в данной сфере. Среди самых распространенных примеров он назвал занижение доходов и численности работников со стороны предпринимателей.
Также глава республики назвал пять мест в Адыгее, где можно хорошо провести время гостям и местным жителям. В этот список вошли туристические зоны „Майкоп“, „Долина реки Курджипс и предгорье“, „Каменномостский — Даховская“, „Левобережье Кубани“ и „Лагонаки“. На этих территориях власти будут более активно развивать туризм и создавать инфраструктуру. Так, в Майкопе обустроят набережную и лесопарковую территорию Мэздах. Это обойдется в 163,5 млн рублей. В долине реки Курджипс построят спа-комплексы с использованием термальной и минеральной воды. На участке „Каменномостский — Даховская“ создадут этнодеревню, в зоне „Лагонаки“ планируется развивать горнолыжный туризм.
Также в республике прошли традиционные популярные события: гастрономический фестиваль адыгейского сыра, уже девятый по счету, собравший 15 тысяч гостей, этнографический фестиваль „День черкесской груши“ и другие.
Этим летом в Магаданской области отметили 80-летие областной столицы. В краю золотоискателей состоялся традиционный турнир по промывке самородного золота „Старательский фарт“. Его победителем стал врач из поселка Дукат, который с помощью лотка намыл за 15 минут 2,04 грамма золота.
В кабинетах чиновников идет обсуждение концепции развития туризма Магаданской области на 2020–2025 годы, которая должна появиться в ближайшее время.
В нее войдет и новый туристический логотип региона, который выбрали жители путем голосования. По задумке автора логотипа , символ является стилизованной буквой „М“, в очертаниях которой легко угадываются горы — основной рельеф местности — и эвенский орнамент. Знак дополнен тремя точками — солнцами. В эвенской культуре этот узор трактуется как символ начала дня. Кроме того, он обозначает редкий оптический феномен, характерный именно для севера — гало, при котором в небе можно увидеть „ложные Солнца“ — отражение Солнца реального в кристалликах льда в атмосфере.
Препятствием для развития въездного туризма в Магаданской области является особый пропускной режим — иногородние и иностранные туристы вынуждены получать специальные разрешения для посещения популярных с туристической точки зрения островов — Завьялова, Талан и Недоразумение. На острове Завьялова, расположенного в 58 км от Магадана, идет реализация проекта компании „Экспедиция-тур“: предприниматели завезли сюда из Арктики овцебыков, планируют построить турбазу. Этот вопрос также требует решения.
Генеральный директор АО „Курорты Северного Кавказа“
Для „Курортов Северного Кавказа“ 2019-й был продуктивным годом. Турпоток на „Архыз“, „Ведучи“ и „Эльбрус“ вырос на 20% — это главный показатель развития. Мы также открыли новые объекты инфраструктуры на северном склоне „Архыза“, провели капитальный ремонт канатной дороги на „Эльбрусе“, обустроили трассу „Ведучи“ всесезонным покрытием. Сделали первые шаги к строительству новых канатных дорог на всех трех курортах. Запустили новые сервисы для отдыха на „Архызе“: онлайн-магазин, шаттлы, дополнительные кассы, Wi-Fi и многое другое.
Правительство России в этом году сделало большой шаг для развития туристической отрасли страны. Была принята Стратегия развития туризма до 2035 года, где горнолыжный туризм стал приоритетным направлением отдыха. Теперь важно подготовить качественную дорожную карту для развития отрасли — Концепцию развития горнолыжного туризма. Вместе с Союзом горнолыжной индустрии, экспертным сообществом и руководителями горных курортов страны в декабре мы сформировали обращение в Минэкономразвития РФ с предложениями в концепцию. Речь о господдержке организаций, инвестирующих и эксплуатирующих горнолыжные комплексы, нормативно-правовой базе, правилах поведения на курортах и склонах, популяризации зимнего туризма, в том числе в СМИ. Особе внимание мы уделили детям — будущим лыжникам и сноубордистам.
В этом году произошло несколько знаковых для нас событий. Мы в два раза увеличили зону катания на „Архызе“ и встретили миллионного посетителя канатных дорог. На „Ведучи“ открыли первые трассы для горного велосипеда, пригласили их протестировать мировых гонщиков Лоика Бруни и Флорана Пайе, которые высоко оценили инфраструктуру байк-парка как на „Ведучи“, так и на „Архызе“. На „Эльбрусе“ встретили юбилейный сезон — прошло 50 лет с момента запуска здесь первой канатной дороги. Более того, заключили ряд перспективных для компании соглашений о сотрудничестве с зарубежными и отечественными партнерами: MND Group, TechnoAlpin, Fischer, Kässbohrer Geländefahrzeug AG, , , „Кант“, „Спорт-марафон“ и т.д.
»Архыз» мы строили с нуля. За семь лет здесь появились четыре современные канатные дороги и порядка 25 км горнолыжных трасс. 32 резидента ОЭЗ — компании малого и среднего бизнеса — выступают инвесторами в коммерческую, гостиничную и развлекательную инфраструктуру курорта. Общий объем осуществленных инвестиций — 1,68 млрд рублей, заявленных — 12,5 млрд рублей. «Архыз» — это наглядный упакованный кейс по созданию и развитию всесезонного комплекса.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВСКИЙ
Генеральный директор Круизного центра «Инфофлот» (г. Москва)
По сравнению с прошлыми годами уходящий период можно назвать годом равновесия. Это означает, что российский рынок обошли стороной крупные потери в туроператорской среде и другие негативные факторы, преследовавшие отрасль последние пять лет. Для «Инфофлота» год сложился удачно. В первую очередь за счет увеличения числа надежных партнеров-туроператоров и туристических агентств (на 10%). Продажи по российским круизным продуктам у нас в целом выросли на 10–12%, а турпоток удалось обновить на 15%.
Этот год стал знаковым для российской судостроительной отрасли России и круизов. Впервые за несколько десятков лет в стране был построен и спущен на воду пассажирский теплоход «Мустай Карим». Тема обновления круизного флота в России набирает обороты. Крупнейшие круизные операторы, в числе которых компания «Созвездие» (наш приоритетный партнер), вкладывают миллионы рублей в модернизацию теплоходов. Это новый тренд, вызванный оживлением потребительского спроса по отношению к сервису высокого уровня.
Однако мы видим и недоработки — это слабая информированность россиян о круизном отдыхе. Сейчас популяризацией круизов занимаются только сами операторы. Успех в этом направлении может быть достигнут в результате совместной работы с государственными структурами, отвечающими за развитие туризма в стране. По данной тематике необходимы федеральные PR-проекты и глобальное продвижение отрасли на всероссийском уровне.
Круиз — это большой комплекс туристских услуг, и одна из его главных составляющих — экскурсии. Поэтому создание новых круизных причалов и стоянок даст круизным операторам возможности для развития маршрутов, их обновления и увеличения турпотока. В этой связи хотелось бы подчеркнуть позитивный опыт Ленинградской области — рекордсмена по развитию инфраструктуры для круизных путешествий. За последние два года в регионе были открыты причалы на Ореховом острове, сданы пристани в Старой Ладоге и Свирьстрое, запущен причал в Невской Дубровке.
Председатель Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья (г. Москва)
В 2019 году по сравнению с предыдущим годом мы наблюдаем положительную динамику как в целом по туристической отрасли, так и в оздоровительном сегменте. В среднем мы отмечаем ее рост не менее чем на 7–8%. Постепенно российский рынок оздоровительного туризма начинает меняться, появляются интересные проекты, которые ориентируются на новые целевые группы. В связи с этим изменяется набор услуг и качество сервиса, что привлекает молодую активную аудиторию, которая ранее отдавала предпочтение зарубежным курортам.
Благодаря тому, что государство стало активно включаться в продвижение туристических брендов на территории всей страны, стали расти потоки внутреннего и въездного туризма. Национальные проекты, направленные на сохранение здоровья населения и увеличение продолжительности жизни, также вносят свои коррективы в развитие медицинского и оздоровительного туризма в нашей стране. Поддержка предприятий, которые внедряют для сотрудников спортивно-оздоровительные программы, способствует развитию корпоративного сегмента в здравницах.
На наш взгляд, со стороны государства необходимо усилить меры поддержки предприятий в части развития корпоративного направления. Важно выделить отдельную подпрограмму с грантами и дополнительными стимулирующими мерами для предприятий и проектов, направленных на популяризацию спортивно-оздоровительных программ для работающих граждан. Это привлечет дополнительный туристический поток на наши курорты и в здравницы.
В этом году Дмитрий Медведев утвердил «Стратегию развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года». В ней сделан акцент на создании качественного конкурентоспособного туристического продукта как для внутренних туристов, так и для иностранных гостей. Важно, что основные индикаторы в данной стратегии — это экономические показатели, по которым планируется увеличить вклад туристической отрасли в ВВП с 3 до 7%.
Из наиболее ярких проектов я бы хотела отметить создание в Башкортостане единственного в России геопарка под эгидой ЮНЕСКО. Инициатором этого проекта выступил санаторий «Янган-Тау», один из лидеров рейтинга «ТОП-100 российских здравниц». Сегодня наши коллеги ведут серьезную научную работу, разрабатывают новые туристические маршруты и рекреационные зоны на территории геопарка. Заявка на получение международного статуса была одобрена советом ЮНЕСКО в сентябре 2019 года, а окончательно утвердить данное решение должны в апреле 2020 года.
Директор туркомпании «Юнион» (г. Саранск)
В целом 2019 год сложился удачно, без катастроф и потрясений. Спрос на туры внутри страны вырос в среднем на 10% по сравнению с прошлым годом. Важную роль в развитии внутреннего туризма сыграла транспортная доступность туристических центров и регионов. Большим достижением года стало субсидирование региональных перевозок внутри страны. Но, на мой взгляд, список субсидированных направлений нужно еще расширять. В целом туристический потенциал России и интерес к нему нашего потребителя необычайно высок. Однако по-прежнему далеко не каждый турист может позволить себе перелет в Барнаул, Горно-Алтайск, в Иркутск, Петропавловск-Камчатский.
Что касается нашего региона, то здесь мы не отметили никаких положительных тенденций в развитии турбизнеса. Несмотря на то что после чемпионата мира по футболу в Саранске обновлена практически вся инфраструктура, мы по-прежнему в последней десятке в рейтингах по развитию туризма страны. Наша компания разработала туристический маршрут «Зов Торамы», в который инвестировали деньги. Сертифицировали маршрут несколько раз представители-эксперты от федеральных туроператоров. Также мы предлагали разработать в регионе новые туристические маршруты, но нам отказали, а за свой счет, без поддержки местных властей, мы не имеем возможности это осуществить.
Немаловажным событием в сфере внутреннего туризма стало открытие продаж железнодорожных билетов в Крым. Это простимулировало раннее бронирование данного направления. Мы ждем завершения строительства трассы «Таврида», что, по прогнозам, должно привлечь туристов, путешествующих на собственном транспорте. Для меня значимым событием явилось открытие продаж на рейсы теплохода класса люкс «Мустай Карим» круизной компании «Водоходъ».
Видео дня. В чем разница между Северной и Южной Кореями
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео