Область притяжения. Выходные в Подмосковье становятся все более интересными для москвичей

В декабре стартовал проект «Зима в Подмосковье», в котором примут участие 15 городов области. Цель – познакомить туристов с ее достопримечательностями. Этой зимой здесь ждут на 20 процентов гостей больше, чем год назад, подавляющее большинство из которых составят москвичи. Ведь Подмосковье для нас — это не только дачи и лыжные трассы, это еще и повод расширить кругозор. Не удивительно, что туризм сейчас тут растет как никогда стремительно. Безусловно, поспособствует упомянутым процентам и недавнее открытие МЦД, чьи ветки соединили противоположные точки области с центром столицы. Зимой путешествовать «железкой» вообще комфортнее, тем более, что несколько раз в месяц от столичных вокзалов теперь отходят «усадебные экспрессы», которые везут любопытствующих в самые интересные и красивые исторические поместья области. А потом привозят обратно. Причем, если усадьба находится далековато от станции, до нее организуют автобусный трансфер. Таким образом можно попасть даже в те здания, в которые обычных путешественников по каким-то причинам не пускают. Туристические вагоны — еще одна примета нашего времени. Путешественники едут в отдельном вагоне электрички до всяких интересных мест, где их подхватывают экскурсоводы. Без сопровождения тоже можно — достаточно скачать бесплатный аудиогид, подготовленный ЦППК. Такие говорящие помощники сейчас действуют на маршрутах, отправляющихся из Москвы в Сергиев Посад, Новый Иерусалим, Дмитров, Тулу, Переделкино и Голицыно. Кстати, по данным Ассоциации туроператоров России, Подмосковье вошло в топ-5 осенних турнаправлений для москвичей, и особым спросом пользуются у них именно электрички. По статистике ЦПКК, количество путешествующих по городам области выросло за год больше чем на треть. Причем половину турпотока составляют одинокие москвички, которые предпочитают комбинированные путешествия (монастыри, усадьбы, фермы) и гастротуры. На втором месте — семьи с детьми. Если дотошно изучить туристическую карту области, выяснится, что свои интересности есть практически в каждом муниципалитете. Где-то стоят вековые усадьбы, где-то можно отведать улиток или устриц, где-то делают крафтовые сыры или привечают спортсменов-экстремалов… Правда, больше всего официальной информации есть по Сергиеву Посаду, Истре, Дмитрову, Клину, Солнечногорску, Коломне, Серпухову и Зарайску — просто потому, что тут создана уже практически вся инфраструктура для цивилизованного, комфортного отдыха. И отдых этот не только познавательный. — Ежегодно масса москвичей получают тут еще и санаторно-курортное лечение, — объясняет президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько. — Кроме того, не многие знают, но в соответствии с международными рекомендациями по статистике туризма ООН дачники тоже считаются туристами, потому что полностью подпадают под это определение: выезжают с постоянного места жительства в другое больше чем на сутки и не занимаются там оплачиваемой деятельностью. Не стоит сбрасывать со счетов и чисто гуманитарную пользу от турпоездок москвичей в Подмосковье. Ведь это новые эмоции, новые впечатления и новый опыт, а также смена обстановки, которая крайне полезна всем. Но вообще, я бы не стал так уж резко разграничивать столицу и область — у туризма свои границы, которые проходят не столько по контурам административно-территориальных образований, сколько в сознании людей. Например, зарубежные туристы вообще не очень понимают, где кончается Москва и начинается Подмосковье… К настоящему времени каждый из городов области обзавелся брендбуком — альбомом, в котором запечатлен его будущий (а кое-где уже и настоящий) образ: новые арт-объекты, пешеходные улицы, парки, рекреационные зоны, цвета, логотипы и графические элементы, которые будут использованы в городском оформлении, и т.д. По сути, это пошаговый план благоустройства в картинках, но — с сохранением неповторимого облика и индивидуальности. С этого лета, например, архитекторы и урбанисты активно работают над преображением Балашихи, Видного, Дубны, Яхромы и Хотькова. А из уже реализованных самой удачной пока считают переделку Клина. — По сути, мы стали первой экспериментальной площадкой этого проекта, — рассказывает Елена Кондрашина, директор МАУК «Клинское музейное объединение». — Началось все в 2014 году, когда Клин вообще не был туристическим городом. Обладая тремя прекрасными музеями — Чайковского, Менделеева и елочной игрушки, — мы не могли похвастаться большим турпотоком. Сейчас он исчисляется 690 тысячами гостей, прирастая с каждым годом. Когда разработчики бренд-концепции искали ту точку соприкосновения, которая объединит городское пространство и выделит его из череды многих, они опросили более 1200 жителей, пытаясь понять, с чем у них ассоциируется Клин. Большинство отвечали: «Чайковский». Но невозможно говорить о полноценном развитии территории, привязываясь только к одному «якорю». И тогда стали мы думать — что может быть больше Чайковского?.. Дальше логическая цепочка, по словам Кондрашиной, была такой: больше Чайковского только музыка. А что такое музыка? Это звук. И оказалось, что именно это понятие объединяет все остальные ассоциации, возникающие у людей в связи с Клином. Произведения Чайковского. Менделеев, который любил музыку и имел друзей-композиторов. Частый гость разных клинских усадеб изобретатель радио Попов, который летом 1899 года перестукивался из соседней деревни с Менделеевым морзянкой («Поздравляю вас с хорошей погодой!»). Старейшее в России стекольное производство. Перестук новогодних игрушек на елке. «Звучащие» имена поэтов, художников, музыкантов и ученых, которые тут жили. Звуковые ассоциации сопровождают даже местное пиво в зеленом стекле. Потом и само слово «Клин» разложили на звуковую волну, из чего родился визуальный бренд, а позже и слоган: «Клин звучит!» Дальше было уже проще. К привычным городским сувенирам, на которых теперь красуется «звучный» логотип, добавились наушники, медиаторы и рупоры. Музей-заповедник Чайковского обзавелся единственной в России звуковой скульптурой (она меняет мелодию и цвет в зависимости от того, как перемещаются посетители). В городе теперь проходит несколько музыкальных фестивалей (включая даже рокмаевку). И так далее, и так далее. Понятно, что не связанных напрямую с музыкой фишек тоже хватает — от многокилометрового велопешеходного маршрута, который проходит через все основные достопримечательности города, до антимузея, знакомящего с дачным бытом прежних времен (тут можно примерить винтажные наряды дачников прошлого, приготовить обед на керосиновой плите, поуправлять ручной дрезиной и много чего еще). По статистике, чаще всего гости области посещают Сергиев Посад с его лаврой, музей «Новый Иерусалим» под Истрой, кремли в Коломне и Дмитрове, а также усадьбы в Архангельском, Шахматове, Середникове и Вяземах. То есть места, история которых более-менее у всех на слуху. Задача туристической «перелицовки», которая идет сейчас, — показать туристам другие, не менее интересные точки на карте. Конечно, по количеству достопримечательностей на квадратный метр Подмосковью трудно тягаться со столицей. Но те же квадратные метры становятся преимуществом, когда речь заходит о красотах природы и тихой, милой провинциальности, в которых так приятно отключаться от сумасшедших ритмов переполненного мегаполиса. В общем, для многих из нас Подмосковье становится тем самым местом, которое соберет тебя за выходные заново и даст возможность с новыми силами ринуться в понедельник на штурм очередных рабочих вершин. Такая вот область притяжения. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Илья Уманский, руководитель комитета ассоциации туроператоров России по внутреннему туризму: — Конечно, Подмосковье — это регион, в котором в основном отдыхают москвичи. Не погрешу против истины, если скажу, что процентов 90 тамошних туристов приезжают из столицы. Поскольку Москва — город достаточно обеспеченный, у его жителей есть возможность ездить в турпоездки больше одного раза в году, поэтому отпуск они предпочитают проводить где-нибудь подальше, а вот Подмосковье в подавляющем большинстве случаев выбирают для туров выходного дня, причем часто это туры с ночевкой, а не просто однодневный выезд в тот или иной музей. Именно с этим связана и структура загрузки местных средств размещения — она пиковая в выходные и практически обнуляется на неделе. Из-за этого гостиницы, отели и пансионаты Московской области прилагают все возможные усилия, чтобы привлечь к себе корпоративного клиента и обеспечить тем самым загрузку еще и в рабочие дни. ЛИЧНОЕ ДЕЛО Бывает и так, что интерес к точке на карте рождают не административные старания, а усилия жителей мегаполиса, которые просто очень полюбили то, чем занимаются. Илья Кузьменков, главный редактор «радио ВЕРА», основатель Агропарка: — Земля, сельская жизнь — это такой феномен, который затягивает. Городскому человеку вечно чего-то не хватает: ты живешь в квартире, и тебе хочется квартиру просторнее, потом дачу, потом дом с прудом, потом еще чего-то большего. Моя семья шла тем же алгоритмом, но когда у нас появились первые две коровы, я вдруг понял, эта точка цели на горизонте куда-то переместилась, а вся предыдущая парадигма как-то потускнела. Все вдруг стало на свои места, и появилось ощущение правильности, законченности нашего проживания. Помню, как выбирал этот участок в Волоколамском районе: приехал и понял, что хочу тут остаться — в этих фантастических тосканских пейзажах, на этих холмах, в абсолютной тишине… С этим хотелось жить и взаимодействовать. Сейчас у нас 88 гектаров собственной земли и 50 коров дойного стада исконно русских пород. Когда я получил эту территорию, я понял, что в ответе за нее. Индустриальные объекты убили бы это место. Поэтому стал реконструировать старые коровники, которые там были. Не сам, конечно — помогала бригада из Иосифо-Волоцкого монастыря, каждый камешек вручную обрабатывали… И теперь, когда ко мне приезжают знакомые, они недоумевают: откуда у вас тут уникальная архитектура начала ХХ века? В 2013 году мы заложили тут целый каскад музеев сельской направленности — начиная с Музея молока и заканчивая Музеем наличников, начали потихоньку принимать туристов... Это место интересно еще и тем, что находится ровно посередине между упомянутым монастырем и Яропольцем, где расположена усадьба Гончаровых. И очень быстро пришло понимание, что недостаточно просто создать интересный объект, куда будут приезжать люди, нужно комплексное развитие места. Не своей земли внутри забора, а всей территории вокруг. Поэтому следующим вопросом стал вопрос о развитии собственно Волоколамского района как объекта туризма. Так появилась концепция агротуристического экополиса, которая в прошлом году получила грант на развитие. Первоначальное название было «Путешествие со вкусом во времени и пространстве». Мы хотим, чтобы человек, приезжая в наш район, мог на несколько дней погрузиться в гастрономическую, природную, культурную, историческую среду. Мы выбрали для жизни очень интересную землю, но ее нужно раскрыть, показать. Несмотря на то что концепция была принята совсем недавно, за это время поток туристов уже вырос на 40 процентов. И это — без серьезных материальных вложений, благодаря одной лишь синергии туробъектов и информационной работе неравнодушных людей. Наталья Басина, основатель хаски – деревни: — У нас все началось с личного увлечения. Купив дом за городом, мы приобрели двух сибирских хаски. Но поскольку заводчики совершенно не объяснили, что это за собаки, через год они у нас убежали. В процессе поиска, когда мы колесили по Одинцовскому, Рузскому и Можайскому районам, развешивая объявления (в общей сложности их было около 1,5 тысячи!), поняли, что в России с северными ездовыми породами творится настоящая катастрофа: только за месяц мы нашли порядка 40 потеряшек! Я по профессии юрист, совершенно далека была от темы зоозащиты, но пройти мимо не смогла — найденные собаки переезжали на наши 12 соток. Постепенно их число росло, нам становилось тесно, и мы решили полностью перебраться в область, продав квартиру в Москве. Когда приехали смотреть участок, я была сражена красотами местной природы. Оказывается, у нас в Подмосковье есть и сибирские леса, и южные степи, и чистые реки… В общем, сейчас у нас 16 гектаров огороженных полей, на которых совершенно свободно живут бывшие потеряшки и отказники — 80 собак, 30 коз, 10 черных вьетнамских свинок, куча гусей, кур… Выяснив, что у нас в России, по сути, нет экспедиционного туризма на собачьих упряжках (например, все, что делается в Подмосковье, ограничивается 250–500 метрами), мы решили этот пробел ликвидировать, чтобы не идти путем приютов, которые собирают деньги от общественности. Зимой путешествуем на упряжках, летом ходим вместе с собаками в походы — это командная, очень интересная и для людей, и для зверей работа. И видно, что гостям она по сердцу — многие приезжают к нам уже по 20-му разу. Несмотря на то что мы изначально ориентировались на прием туристов, то есть сразу начали создавать инфраструктуру, мы прежде всего делаем это для себя. Ну, и для гостей, ведь они кардинально преображаются при общении с нашими животными. Я и сама совершенно поменяла мировоззрение, это общение полностью меня перековало. Мы все сегодня носим какие-то маски и образы, но каждый раз я поражаюсь, как после общения с нашими собаками с людей слетают эти маски, они становятся по-настоящему искренними. И это, я считаю, главная отдача от нашего проекта. Кстати, мы хотели бы проводить фестивали, связанные с животными. Но, к сожалению, все еще актуальна проблема дорог. Кроме того, на многих землях сельхозназначения законом не предусмотрено занятие туризмом. И сегодня для многих это проблема. Хотя агро- и экотурзм сейчас развивается стремительно — люди устают от отелей «все включено», им хочется быть активным участником процесса, получать настоящие впечатления. И поэтому надо поднимать вопрос об изменении законодательства, чтобы адаптировать его к сегодняшним реалиям. Читайте также: Более 14 тысяч подъездов отремонтировали в Подмосковье с начала года

Область притяжения. Выходные в Подмосковье становятся все более интересными для москвичей
© Вечерняя Москва