Ещё
Туристка спаслась из ловушки благодаря Tinder
Туристка спаслась из ловушки благодаря Tinder
Новости путешествий
Названы главные жалобы наших туристов в Турции
Названы главные жалобы наших туристов в Турции
Новости путешествий
Лучшие страны для пенсионеров
Лучшие страны для пенсионеров
Новости путешествий
Где боятся летать даже пилоты
Где боятся летать даже пилоты
Новости путешествий

Код вылета в Аэрофлоте: «Старые. Толстые. Страшные» 

Код вылета в Аэрофлоте: «Старые. Толстые. Страшные»
Фото: Уралинформбюро
Красивая форма, новые знакомства, путешествия по миру — манящая обертка профессии стюардов и стюардесс. За фасадом романтики и мифов — экономия на подготовке, десятки часов переработки, задержка зарплат и дискриминация по возрасту и весу. Неприглядную правду о своей работе предпочитают признавать не все бортпроводники, но армия недовольных растет. Корреспондент «Уралинформбюро» нашел собеседников, которые откровенно рассказали о том, что там «за облаками».
В небо с макета
Получить профессиональную прописку в небе сегодня не так сложно. Достаточно быть миловидным, по-настоящему здоровым и отучиться пару-тройку месяцев на спецкурсах. Потом авиакомпания приберет тебя к рукам.
С недавних пор подготовка бортпроводников ушла в теоретическую плоскость. Мало-мальская практика только на земле. То есть «поиграть в полет» новичкам дадут в макете самолета.
Опытная стюардесса Елена, сменившая две авиакомпании, говорит, что отработка навыков упростилась донельзя: «Считаю, что это неправильно. Отработать на земле в группе 20 человек ситуации, которые могут быть на борту — не реально. Может случиться непредвиденное, независимо ни от кого, это никак не проиграть. Но это делают все авиакомпании — дала добро».
Ветераны с ней согласны. Председатель Шереметьевского профсоюза бортпроводников Илона Борисова называет фатальной ошибкой сокращение стажерских часов в небе и перевод их в имитации на земле. Остроту реакций и профессиональный опыт земные тренировки не разовьют, убеждена она.
Нужно принять во внимание опыт еще советского периода, когда новый бортпроводник летал в составе экипажа дополнительным номером и проходил определенное натаскивание или стажировку. То есть на практике смотрел, как работают бортпроводники старшего возраста. Это — правильный подход к профессии, к сохранению кадров, к укреплению теоретических знаний, и к развитию возможностей в будущем", — убеждена профсоюзный лидер.
По ее мнению, подготовку кабинного экипажа необходимо отдать в руки государства, аттестовывать их со всей строгостью, тогда и бояться за непредвиденные ситуации не придется.
Красивые, но бесполезные?
Тренд, который не нравится опытным стюардессам — омоложение персонала. По их словам, дискриминация в отрасли цветет пышным цветом, хотя многие не решаются это признать. Вопрос об ущемлении прав на фоне возраста, внешности и веса многие считают неудобным, отвечают на него нехотя и, чаще всего, пространно. Не исключено, что боятся, а вот старой «небесной» гвардии терять нечего — они и говорят.
утверждает, что флагманом в моде на молодой и красивый персонал стал , другие авиакомпании быстро его подхватили.
Но так ли важны для стюардессы условные «90-60-90», если она безупречно выполняет работу и знает, как спасти жизнь в случае чего? Тем не менее, приоритеты расставлены.
"Акцент сдвинут с точки зрения обеспечения безопасности на внешнюю обертку: на то, как выглядит персонал в целом и прочее. Между тем в зарубежных авиакомпаниях имеется практика противодействия трудового коллектива. Это — действенная мера, таким образом работники вынуждают работодателя идти им навстречу. У нас в стране запрет на забастовки в гражданской авиации", — рассказывает Борисова.
И все же пару лет назад в «Аэрофлоте» прошла акция протеста в ответ на чистку кадров. Она получила кодовое название «Старые. Толстые. Страшные».
По сути это была дискриминация, когда бортпроводников по внешнему виду, по возрастному признаку разделили на группы. Определенные группы соответствовали определенным рейсам. «Неугодных» перевели на короткие рейсы по РФ — это сильно сказывалось на заработной плате, — вспоминает профсоюзный лидер. — В это время мы выиграли суд и впервые установили в России положение о дискриминации. До этого ни одному сотруднику не удавалось такое".
Увы, переломить ситуацию стюардессы не смогли. Почему? Есть стойкое убеждение, что ни одна судебная или властная инстанция по-настоящему за работника в таком споре не вступится.
Илона Борисова напоминает и об акции «Больничный лист», которая нынешней осенью случилась в «Аэрофлоте». По сообщениям СМИ и пабликов в соцсетях, в сентябре был повальный уход бортпроводников на больничный.
На вопрос о том, почему некоторые издания называют протест фейком, Борисова утверждает: «У „Аэрофлота“ заключены контракты с центральными СМИ на определенный способ подачи информации. Вы не найдете там отрицательных моментов в информации про компанию. Контракты не афишируются».
Клининг по-ямальски
В разговоре с экспертами и бывалыми бортпроводниками становится понятно, что система дает сбой во всех направлениях. сменил 5 авиакомпаний, в полетах провел 11 лет. Говорит, лишь единичные перевозчики не нарушают Трудовой кодекс: «Больше всего огрехов в компании „Ямал“. Яркий пример — большие переработки коллектива».
Ильин объясняет, что месячный максимум налета — 80 часов, с согласия работника — 90, но не больше: «Что делает работодатель? Он не записывает в летную книжку твой налет. Например, мой в 2015-16 годах составлял 130 часов в месяц, что никак нельзя провести по документам, это не отражалось в книжке. У нас крадут досрочный выход на пенсию».
Нарушение режима отдыха бортпроводников между полетами, сокращение отпуска и… запрет контактировать с бухгалтерией. Александр Ильин рассказывает, что узнать подробности своей зарплаты можно только через инструктора: «Инструктор говорит, у тебя все нормально, не нужна тебе детализация начислений. Доходит до смешного: ты точно знаешь, что тебя обманывают по зарплате, но помимо увольнения никакой правды ты добиться не можешь».
Ну, и «вишенка на торте» — нередко, по словам бортпроводников, их заставляют драить самолет после рейса. Перевозчик экономит на клининге.
Авиакомпании «Ямал» и  — в обеих уборка салона организована силами экипажа. В «Ямале» доплачивают по 300 рублей за уборку, минус 13%", — утверждает Ильин.
О проблемах в небе шла речь на недавнем «круглом столе» в . В Шереметьевском профсоюзе уверены, что их старания бесполезными не будут.
Люди всюду запуганы. Они бояться реализовывать трудовые права, как персонально, так и коллективно. Если сотрудники сумеют преодолеть свой страх, все получится", — подчеркивает Илона Борисова.
Дарья СКОРЫХ
Видео дня. «Воздушные дворцы», на которых летают богачи
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео