Ещё
Как избежать заражения коронавирусом в самолете
Как избежать заражения коронавирусом в самолете
Новости путешествий
"Я одинокий волк, и мне до фонаря"
"Я одинокий волк, и мне до фонаря"
Новости путешествий
Сколько стоит отметить 14 февраля в Париже
Сколько стоит отметить 14 февраля в Париже
Новости путешествий
В какие города нужно ехать с большими деньгами
В какие города нужно ехать с большими деньгами
Новости путешествий

Турбизнес получит неналоговый сбор 

Турбизнес получит неналоговый сбор
Фото: HotLine.travel
Электронная путевка: что с ней не так?
21 ноября в профильном Комитете выслушали замечания туроператоров к законопроекту, обязывающему участников рынка формировать электронную путевку уже с 1 апреля 2020 года. Вопросов у них стало даже больше: представители АО «Национальные туристические технологии», которое назначено оператором системы, на мероприятие не пришли. Редакция HotLine.travel выяснила, что известно об электронной путевке и почему проект закона считают обременительным для турбизнеса.
Дорогой софт, который всех не защитит
Для тех, кто не следит за новостями, напомним, что «Электронная путевка» — это государственная информационная система, обеспечивающая сбор данных о проданных турах. На ее создание в период 2015–2017 годов потратили около 500 млн рублей. Считается, что софт позволит соотносить полученные туроператорами суммы с размерами их финансового обеспечения в рамках договоров страхования ответственности, вовремя реагировать на перекосы и тем самым уберечь туристов от последствий громких банкротств. Но это в теории. Индикаторы риска, которыми мог бы руководствоваться регулятор, еще только предстоит придумать.
И самое главное — занесение в базу данных информации о заказчике тура, исполнителях, составе услуг и их стоимости не означает проведения реальной сделки. Чтобы выполнить декларируемую задачу защиты туристов, запись в системе должна создаваться одновременно с заключением электронного договора и подтверждением цепочки платежей по нему, но такой функционал почему-то не закладывался изначально.
Путевка, но не в жизнь
Заметим, что всей вышеприведенной информации уже два года. После того как осенью 2017-го Ростуризм провел тестирование электронной путевки, а туроператоры, потратив собственные деньги и время на стыковку, передали длинный список замечаний, стало ясно — функционал системы не соответствует ожидаемому. Что, впрочем, не помешало Ростуризму принять программу и заключить соглашение о передаче в эксплуатацию будущему оператору — АО «Национальные туристические технологии», 100% которого принадлежит концерну «Ростех».
Разработчик, , с тех пор успел обанкротиться, а Ростуризм вместе со всеми его проектами переподчинили от  к . Новые кураторы туризма в рамках линии правительства на отмену устаревших правовых норм («регуляторная гильотина». — Ред.) принялись за ревизию всей системы отраслевого регулирования. Дежавю: электронной путевке отводится всё та же ключевая роль в защите туристов, информационную систему снова наделяют не предусмотренным изначально функционалом. А в проектах документов министерства по «регуляторной гильотине», которые обсуждались в рабочих группах, электронную путевку предлагается наделить статусом бланка строгой отчетности. Это подразумевает не только переделку софта, на который уже истрачено полмиллиарда, но и внесение изменений в целый ряд федеральных законов.
Сейчас туроператоры и турагенты не обязаны заключать друг с другом, а также с туристами электронный договор. Отраслевой закон только предусматривает такую возможность. Чтобы отказаться от бумажной формы и перейти к электронной, все участники процесса, включая туристов, должны обзавестись цифровыми подписями, необходимо регламентировать и порядок обмена данными.
Схему перехода к новой правовой реальности туризма правительство разъяснило только 8 июня текущего года, когда премьер подписал два взаимосвязанных постановления. Так, документ № 747 содержит правила создания и работы единой системы электронной путевки, требования к ее заполнению, перечисляет функции компании-оператора. Постановление № 48 устанавливает правила обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом. В частности, обязывает участников рынка обеспечить туристов личными кабинетами, в которых они могли бы получать подписанный электронной подписью договор.
Парадокс в том, что уже осенью оба документа оказались в перечне избыточных норм регулирования: согласно проекту постановления от 5 ноября 2019 года, разработанному Минэкономразвития, их предлагают признать утратившими силу с 2021 года. О причинах можно только догадываться: видимо, эти нормативные акты планируется заменить другими, так как правила электронного документооборота не упрощают, а усложняют взаимодействие предпринимателей и потребителей.
Сюрприз от депутатов
Судя по материалам, обсуждавшимся на рабочих встречах с экспертами, Минэкономразвития планировало сделать электронную путевку обязательной в два этапа — с 2021 года для тех, кто занимается выездом, годом позже — для тех, кто работает в сфере внутреннего туризма. На этом фоне законопроект № 831599-7, который группа депутатов внесла в Госдуму 7 ноября, стал неприятным сюрпризом, так как он не вписывается в логику действий Минэкономразвития. Авторы документа считают, что обязательной электронная путевка должна стать уже с 1 апреля 2020 года, причем для всех сразу. И при этом платной, ведь оператора системы правительство наделило полномочиями по взиманию соответствующего сбора. Того факта, что рынок к этому объективно не готов, а правительство собирается отменить едва принятые регламенты работы информационной системы, похоже, авторы документа не учли.
Дайте доступ!
Тем временем оператор электронной путевки, АО «Национальные туристические технологии», ссылаясь на упомянутый законопроект, уже объявил о начале тестовой эксплуатации системы. Четкой информации о том, как присоединиться к тестированию, на сайте нет — все вопросы предлагают решать по электронной почте. На прошлой неделе ряд туроператоров получили приглашения на индивидуальные встречи, но очевидно, что для подготовки к переводу на новые правила регулирования этого недостаточно: сейчас в реестре числится 4468 компаний.
Туроператоры надеялись прояснить ситуацию 21 ноября на круглом столе, который организовал Комитет Госдумы по физической культуре, спорту и туризму. Однако этого не произошло. Представители АО «Национальные туристические технологии» на мероприятие не пришли, что еще раз наводит на мысли о несогласованности регулирующих воздействий на туризм.
В итоге туроператоры высказались, инициатор круглого стола, депутат опубликовал пресс-релиз, в котором обобщил замечания, но будут ли они учтены — непонятно. Ведь законопроект уже внесен в Госдуму, первое чтение назначено на 17 декабря.
Омбудсмен при Управлении уполномоченного по защите прав предпринимателей в Москве, глава «Персона Грата» считает, что главная проблема сейчас — это именно доступ к тестированию программы. «Надо понять, как она будет работать и в какую сумму обойдется эксплуатация и интеграция с действующими системами туроператоров и турагентов. Без проведения полноценного тестирования информационного модуля нельзя понять, насколько обременительным станет внесение данных. Туроператоры и турагенты должны получить доступ к интерфейсу. Ко мне как омбудсмену уже поступили обращения с просьбой взять ситуацию на контроль. Предприниматели опасаются, что в результате принятия этого законопроекта малый бизнес получит дополнительное обременение в виде обязательного неналогового сбора, который взимает коммерческая компания», — сообщил эксперт.
Отметим, что размер и порядок платы за пользование электронной путевкой должны быть определены отдельным постановлением правительства. Когда оно появится — неизвестно. Редакция продолжит следить за развитием событий.
Видео дня. Самолетам запрещают летать в Китай
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео