Проект Pacific Russia повысит привлекательность Приморья в круизном туризме в АТР

Интерес к Владивостоку, как к круизной дестинации, дал о себе знать при подготовке города к саммиту АТЭС-2012. Тогда число судозаходов было в пределах десяти. Но удержать достигнутые показатели не получилось. Необходим был системный подход - изучение рынка, наведение «мостов» с круизными компаниями и туроператорами, позиционирование города в этом сегменте рынка. Понимание такой работы пришло чуть позже. И результат не заставил себя ждать. Если в 2015 году Владивосток принял четыре круизных лайнера и пять тысяч пассажиров, то в нынешнем 2019 году было уже 17 судозаходов и почти 35 тысяч туристов. Более того, нынешний год ознаменовался несколькими важными событиями для Владивостока, что только укрепило его позиции в круизном сообществе. Город с присущим ему радушием и гостеприимством принял не просто «новичков» типа Westerdam или Maasdam, но и лайнеры-гиганты компании Royal Caribbean. «Пятитысячники» Spectrum of the Seas и Quantum of the Seas стали самыми крупными судами, которые когда-либо прибывали в Россию и, в частности, во Владивосток. Заход этих лайнеров стал возможен благодаря проведению дноуглубительных работ у причальной стенки морвокзала. И отрадно, что одна из крупнейших круизных компаний мира поверила в планы Владивостока по выполнению этих работ. Также в этом году у берегов Владивостока пришвартовались два круизных лайнера одновременно. Последний раз такое событие случалось около 20 лет назад. Во время ВЭФ-2019 у причала морвокзала пришвартовался морской круизный лайнер люкс-класса Costa Venezia – самый новый во флоте компании. На несколько дней он стал плавучим отелем. Проявление подобного внимания к приморскому городу со стороны компании Costa Cruises только подтверждает тот факт, что Владивосток стал серьезным игроком круизного рынка. В 2018 мировой объем морских круизных туристов составил порядка 28 млн. пассажиров. И здесь активный рост демонстрирует азиатский рынок. Ежегодный рост составляет в среднем более 15%. И на долю туристов из Китая приходится от 45% до 50% объема азиатского круизного рынка. В 2018 году в круизные туры отправилось почти 2,4 млн китайцев, около 400 тысяч тайваньцев, почти 270 тысяч японцев и 45 тысяч корейцев. Уже отмечена тенденция – первый круиз азиаты совершают в своем регионе, но потом вновь возвращаются к такому виду путешествий и далее делают выбор в пользу других стран и регионов. Туристы ищут впечатлений, круизные компании обновляют флот, операторы заинтересованы в новых маршрутах и расширении потребительской линейки. На сегодня круизы – это уже не просто приятное времяпрепровождение. При посещении тех или иных мест можно познакомиться с блюдами местной кухни, посетить семьи местных жителей, принять участие в творческих мастер-классах. Круизные компании уделяют большое внимание экологичности, используя принцип «не навреди» и активно участвуют в международных эко-программах. Делается ставка на молодых путешественников, есть прогноз на рост популярности многоцелевых круизов и т.д. И Владивосток как нельзя лучше вписывается в эти планы. Сегодня Владивосток является действенным представителем круизного диалога и полноправным членом круизного рынка в АТР. Последние годы Приморье активно участвует в различных отраслевых выставках, симпозиумах и форумах, связанных с круизным туризмом. И если на начальном этапе это было лишь «наведение мостов» - знакомство, обмен контактами и визитками, то сейчас это уже реализация проектов вместе с участниками рынка, разработка новых задач по усовершенствованию и расширению круизных маршрутов. Участие региона в Asia Cruise Leaders Network (ACLN), в составе которой 65 организаций и компаний из 9 стран, дает Приморскому краю дополнительный формат систематического общения с участниками рынка, прежде всего с круизными компаниями и портами в организации совместных маршрутов. «Но мы уже отошли от простого позиционирования Владивостока в качестве порта для судозахода. Этот этап нами пройден. И весьма успешно. Компании охотно рассматривают Владивосток, как город-порт, где хорошая инфраструктура для приемки круизных лайнеров, в т.ч. и гигантов, профессиональная команда по обслуживанию судна, широкий спектр экскурсионных предложений, удобная локация объектов посещения. Формирование графика судозаходов на следующий год идет полным ходом. Уже есть подтверждения от компаний Princess Cruises, Costa Cruises, Royal Caribbean. Но впереди у нас новые планы и задачи. Сейчас новый этап работы – разработка и продвижение проекта Pacific Russia as a Сruise Destination. Но один в поле не воин. Только консолидируя наши возможности, мы сможем привлечь и лайнеры, и туристов. Сейчас мы объединили усилия по продвижению региона с соседями по Дальневосточному округу – Камчаткой и Сахалином. Там тоже накоплен определенный опыт по приемке круизных судов, есть свои «фишки», и все это может лечь в основу интересной круизной программы с посещением портов на востоке России», – рассказывает генеральный директор ООО «Владивостокский морской терминал (ВМТ)» Валерий Нагорный. В августе на южнокорейском острове Чеджу проходила выставка-конференция ASIA CRUISE FORUM JEJU, где дальневосточники по инициативе ВМТ выступали на стенде уже единым фронтом. Этот союз представил презентационные материалы, где была объединена информация по портам заходов, их технические особенности, объекты посещения, возможности круизных маршрутов. Мероприятие показало, что интерес к дальневосточному рынку есть у коллег и соседей из стран АТР. На полях пятого ВЭФ стороны подписали соглашение о развитии круизного туризма. Наличие Транссиба, аэропорта, близость китайских провинций, большой номерной фонд КСР, достаточный турпоток позволяют рассматривать Владивосток, как начало или конец круизной линии. Главный козырь Камчатки, который способен привлечь гостей на полуостров, - природа. Среди объектов посещения - вулканы, медвежья рыбалка, фумаролы, горячие источники, гейзеры, водопады и т.д. Камчатка тоже готова стать началом и концом круизных маршрутов по Японскому морю, но для этого необходимо увеличить отельный номерной фонд и завершить строительство нового международного аэротерминала. Сахалин с его историей и природой готов принимать лайнеры регулярно, а не на чартерной основе, но здесь предстоит в самое ближайшее время решить задачу по строительству причала. Пока же высадка туристов идет тендер-ботами. В общем, стороны намерены помогать друг другу в обмене опытом работы с круизными операторами, судоходными компаниями и организациями, в проведении совместных исследований, семинаров и других мероприятий, а также в разработке межрегионального круизного бренда Pacific Russia и его продвижении на российских и зарубежных специализированных выставочных и презентационных мероприятиях. Побывавший недавно во Владивостоке мэр японского города Отару г-н Хазама Тосия проявил живой интерес к этому проекту. У этого города есть более чем полувековые побратимские отношения с приморским городом Находка, наработан богатый опыт в части приемки круизных лайнеров (прим: только в этом году с начала весны и до конца сентября город принял 29 судов) и этот багаж власти Отару готовы использовать в расширении контактов и активизации сотрудничества с Владивостоком в самых разных областях, в т.ч. и в туризме. «Недавно в Японии встречались с нашими коллегами, обсуждали рабочие моменты по формированию графика судозаходов на следующий год. Есть подтверждения по судозаходам лайнеров компании Costa. Здесь компания рассматривает возможность использования лайнеров с большим числом пассажиров по сравнению с 2018 и 2019 годами. Будут так же сформированы и чартерные круизы. Морские путешествия на японском рынке с заходом во Владивосток пользуются большим спросом. Для японских туристов характерны непродолжительные путешествия, и посещение российских портов в рамках проекта Pacific Russia – это доступный и привлекательный вариант», - пояснила Елена Флинтюк, первый заместитель генерального директора Владивостокского морского терминала. Сегодня Costa дополняет список «домашних портов» в Японии – к Йокогаме добавится Наха (Окинава). И компания здесь озаботилась – а будет ли это интересно российским туристам? Такая забота вполне понятна. В мае 2017 года во время первого визита во Владивосток судна Costa NeoRomantica капитан лайнера г-н Орацио Дайта отметил, что компания прилагает большие усилия для развития круизного маршрута между Японией, Республикой Корея и Приморьем. В нынешнем 2019 году лайнеры компании уже не просто заходили во Владивосток. Они здесь брали на борт туристов. По этому же пути пошла и компания Royal Caribbean. Т.е. Владивосток стал началом и концом круизных маршрутов. И это было интересно не только приморцам. В эти круизы ехали россияне из Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска, Нижнего Новгорода. И в следующем году Владивосток вновь станет городом, где можно начать или завершить круизный тур. Пока этим из российских портов мог похвастаться разве что Санкт-Петербург. И хотя доля туристов из России в общемировом сегменте круизного туризма составляет примерно 0,2%, но наш рынок является одним из самых быстрорастущих. И компании используют эту возможность. Есть интерес к круизам по Японскому морю и проекту Pacific Russia у представителей экспедиционного круизного бизнеса Европы и США. Правда, они больше интересуются северными направлениями, в частности круизами по Северному Морскому пути. Со стороны Европы такое желание высказали недавно представители Норвегии, посетившие Владивосток в конце октября. И Россия, и Норвегия являются постоянными членами Совета Баренцева региона, который способствует сотрудничеству в области экономики, торговли, науки и техники, окружающей среды, инфраструктуры, образования и культурных обменов, туризма. Сюда отлично вписывается по судозаходам Камчатка. А там уже в рамках Pacific Russia и до Владивостока рукой подать. Есть желание вписаться в эти круизы и у компании Lindblad Expeditions, специализирующейся на организации приключенческого туризма. Эти круизы интересны любителям дикой природы, фанатам наблюдения за животными – ледники, фьорды, киты, моржи, птичьи базары, белые медведи... Пока суда этой компании – частые гости у побережья Аляски. Но по словам Мишель Грейвз, представляющую круизную компанию Lindblad Expeditions, дальневосточное побережье России может быть не менее интересным и привлекательным. И компания рассматривает возможность разработки маршрутов и организации серии круизов по Дальнему Востоку России. «Вопрос взаимодействия между круизными портами и городами региона давно стоит на повестке дня. Создание деловой сети между круизными портами открывает новые возможности не только для сотрудничества, но и для развития дестинации. Все это нашло отражение в меморандуме, инициатором подписания которого явился морской терминал Владивостока. Идею охотно поддержали порты Канадзавы и Майдзуру. Есть понимание о совместной работе у портов Кангвона, Пусана, Сакаиминато и Ниигаты. Есть желание участвовать в этой работе и у порта Пхохан. Но это все порты Японского моря. Глядя на активность работы и разработку новых проектов, участником этой команды изъявил желание стать порт Йокогама, который считается портом Тихоокеанского побережья. Руководство порта заинтересовано в углублении отношений с портами Дальнего Востока и развитии маршрутной сети круизов», - отметила Елена Флинтюк. Несмотря на такой оптимизм, Восточная Азия испытывает нехватку круизных маршрутов и свежих идей. Даже большой китайский рынок и тот несколько замедлил рост. Эксперты утверждают, что это связано с тем, что компании предлагают фактически идентичный турпродукт, а лайнеры курсируют по одним и тем же маршрутам. Т.е. привлечение повторных туристов находится под вопросом. Поэтому свежие идеи только приветствуются. Это можно было ощутить во время работы Seatrade Cruise Asia Pacific. Эта выставка-конференция, посвященная круизной индустрии в Азиатско-Тихоокеанском регионе, создает условия для создания сетей в глобальном масштабе. Она ежегодно проходит в Шанхае. Более 1000 участников из 34 стран собираются вместе с влиятельными представителями отрасли и руководителями круизных компаний, чтобы обсудить и наметить новые пути развития отрасли. «Мы представили свою концепцию Pacific Russia, которая демонстрирует и перспективы, и потенциал российского рынка на примере судозаходов, когда лайнеры брали на борт во Владивостоке пассажиров. Всех – и туроператоров, и круизные компании - привлекает этот дополнительный сегмент, т.к. все заинтересованы в дополнительной клиентской базе. Созданный нами продукт Pacific Russia учитывает фактически все элементы – маршруты, инфраструктуру, клиентские рынки, - отметил Валерий Нагорный. – Следующие шаги – это формирование графика судозаходов. Компании не просто проявляют интерес. Многие, что называется, «на старте». Но пока все упирается в решение вопросов инфраструктуры на Сахалине. Чтобы проект Pacific Russia получил развитие, необходимы подвижки в решении этого вопроса. Как только с Сахалином будет ясность, то можно подключить и Курилы – организацию судозаходов на острова». Pacific Russia - новый тип круизных маршрутов, которой поможет объединить порты Дальнего Востока, Японии и Кореи в удивительное туристическое направление. Уже сейчас команда предлагает добрый десяток таких маршрутов с посещением разных портов Японии и Южной Кореи (на сегодня их около 20). Есть явная заинтересованность со стороны круизных компаний (и кто продает круизы, и кто фрахтует суда) к маршрутам Pacific Russia. Готовность демонстрирует китайский рынок. Для того чтобы туристы из северных провинций Поднебесной смогли отправиться в круиз из Владивостока, их необходимо доставить в город. Автомобильные пункты пропуска на границе с КНР загружены под завязку. И здесь можно и нужно задействовать авиаперевозчиков и международный аэропорт Владивосток. Более того, есть интерес к организации судозаходов и в Северную Корею. Власти страны отдают должное туризму, как одному из первых гуманитарных видов бизнеса. Кстати, в тамошних портах Вонсан и Раджин есть вполне приличная инфраструктура. И если такой вариант в будущем найдет претворение в жизнь, то ставки Владивостока с его портом, аэропортом резко поднимутся среди туристов и круизных компаний.

Проект Pacific Russia повысит привлекательность Приморья в круизном туризме в АТР
© SM News