Как владельцы «Натали Турс» чуть не создали конкурента «Трансаэро»

История несбывшейся мечты Есть у отечественного турбизнеса истории, по которым можно снимать фильмы. Одна из них приключилась в 2001 году. Тогда туроператор «Натали Турс» был на пике формы, а его владельцы решились на невероятный по тем временам шаг – купить авиакомпанию. Но всё пошло не так… Осколки и глыба Как многие помнят, своих крыльев в начале двухтысячных ни один туроператор не имел. Рынок перевозок представлял собой мешанину из огромного количества компаний. То были большие и малые осколки советских авиаотрядов, по названиям которых можно было изучать географию, частные «стартапы» с двумя-тремя самолётами в парке, а также авиаремонтные заводы и НИИ, которые тоже имели свою технику и пытались зарабатывать на перевозках. Уже существовала «Трансаэро», но после кризиса 1998 года компания переживала не лучшие времена – ей пришлось расстаться с большей частью техники и маршрутов. Над всем этим глыбой возвышался «Аэрофлот», который то допускал к себе заказчиков из туризма, то наглухо закрывался от них после прихода очередной команды эффективных менеджеров. Сориентироваться в этом многообразии было непросто. Туроператоры кучковались вокруг авиаброкеров, которые помогали выстроить работу с авиакомпаниями, но добавляли в процесс элемент неожиданности. То и дело возникали скандалы, когда очередная «лошадка» ссаживала пассажиров из-за того, что деньги за проезд почему-то не передали. Казино вместо неба Те, кто в туризме давно, помнят, что нормальную авиакомпанию с прогнозируемым качеством перевозки и вменяемым руководством в начале двухтысячных надо было ещё поискать. И вот как раз такой компанией была AJT Air (название образовано из первых букв имен основателей – Артур, Джеффри и Тимур). К 2000 году перевозчик работал уже восемь лет и завоевал хорошую репутацию. Компания располагала парком из четырёх Ил-86 и одного Ту-154, поэтому идеально подходила под нужды туроператоров на массовых направлениях. Ил вмещал до 350 пассажиров, что по тем временам было конкурентным преимуществом. Боингов и аэробусов сопоставимой вместимости в России было мало, и эксплуатировались они тогда только «Аэрофлотом». Тем не менее даже у AJT дела шли с переменным успехом. В 2000-е перевозчик вступил с долгами, которые оценивались в 15 млн долларов. Из трёх основателей в компании остался только один – Тимур Карчава. К тому моменту он увлёкся другим бизнесом – казино при отеле «Националь» – и особого интереса к авиации уже не испытывал. Сделка века История умалчивает, на каких условиях в AJT вошли новые собственники в лице основателей «Натали Турс» Наталии и Владимира Воробьёвых. Известно только, что сделка произошла в 2001 году и позволила Тимуру перевести всё внимание кредиторов на новых владельцев. Наталия и Владимир Воробьёвы, можно сказать, опередили время – попытались одними из первых совместить туроператорскую деятельность с авиабизнесом. Но вскоре стало ясно, что казавшийся логичным альянс тянет компанию ко дну. «Натали Турс» тогда была одним из главных игроков на рынке выездного туризма, контролировала львиную долю турпотоков в Испанию. Так что могла себе позволить инвестиции. Тем более что момент, как казалось, был выбран удачный. В 2000-м в «Аэрофлоте» в очередной раз поменялась коммерческая политика. Сотрудничать с туроператорами компания резко прекратила, и вопрос поиска качественной перевозки стал ещё более злободневным. С этого момента началось сближение «Натали Турс» и AJT. Компания загружала их борты на испанском направлении, так что предложение Тимура поучаствовать в бизнесе было воспринято благосклонно. Контроль над перевозчиком сулил новые возможности, синергию, имидж, наконец! По словам экс-президента «Натали Турс» Владимира Воробьёва, финансовое состояние авиакомпании казалось тяжёлым, но с кредиторами удалось договориться. Примерно за год долг уменьшился с 15 до 10 млн долларов. Не шуметь Всё шло отлично, если бы не проблемы, которые валились с неба. Сначала с одним из Ил-86, который вёз на гастроли музыкантов, чуть не произошла авиакатастрофа. Затем вне игры фактически оказались и остальные самолёты. В Европе вступили в силу ограничения по шумам, из-за чего задействовать Ил-86 на своём главном, испанском направлении туроператор «Натали Турс» уже не мог. Какое-то время самолёты советского производства ещё допускались к полётам в Хорватию, Турцию и Египет, но ни одна из этих стран тогда не представляла большого интереса для владельцев «Натали Турс». Воробьёвым стало ясно: покупая авиакомпанию, они недооценили риски и, самое главное, не разработали чёткую стратегию действий. Проблема заключалась не только в европейских регламентах по шуму. Какими бы удобными и надёжными ни были самолёты советского производства, они не выдерживали конкуренции с зарубежной техникой по экономичности. Производство отечественных самолетов, двигателей, комплектующих умирало. Надо было ввозить иномарки и играть по общим рыночным правилам. Но для этого необходимы совсем другие инвестиции и колоссальные лоббистские усилия, связи в нужных кругах. Ведь ввоз иностранной авиатехники тогда облагался 30 %-ной пошлиной. А льготы были только у «Аэрофлота» и «Трансаэро». В руки Мавроди Кто знает, если бы собственники «Натали Турс» тогда решили рискнуть, история турбизнеса могла бы быть иной. «Имея свою авиакомпанию, реально было в 2001 году выйти на Турцию и Египет. Старые игроки этого направления испытывали последствия кризиса 1998 года, а новые ещё только занимали места. Ниша оказалась свободной», – считает Владимир Воробьёв. И продолжает: «Но тогда мы настолько хорошо себя чувствовали в Испании, что могли позволить себе заниматься тем, что нравится, и встречаться с теми людьми, с которыми хотелось общаться. Возможно, в этом была наша ошибка». Прикинув все за и против, Владимир и Наталия Воробьёвы избавились от авиакомпании, которая вдруг стала обузой. Контроль над AJT в августе 2003 года передали в руки авиаброкера Александра Мавроди (не путать с основателем «МММ» Сергеем Мавроди). Он имел репутацию специалиста по авиабизнесу, но даже ему не удалось ничего сделать: в сентябре 2003 года сертификат AJT был отозван. Теперь уже навсегда.

Как владельцы «Натали Турс» чуть не создали конкурента «Трансаэро»
© HotLine.travel