Ещё

Как владельцы «Натали Турс» чуть не создали конкурента «Трансаэро» 

Как владельцы «Натали Турс» чуть не создали конкурента «Трансаэро»
Фото: HotLine.travel
История несбывшейся мечты
Есть у отечественного турбизнеса истории, по которым можно снимать фильмы. Одна из них приключилась в 2001 году. Тогда туроператор «Натали Турс» был на пике формы, а его владельцы решились на невероятный по тем временам шаг — купить авиакомпанию. Но всё пошло не так…
Осколки и глыба
Как многие помнят, своих крыльев в начале двухтысячных ни один туроператор не имел. Рынок перевозок представлял собой мешанину из огромного количества компаний. То были большие и малые осколки советских авиаотрядов, по названиям которых можно было изучать географию, частные «стартапы» с двумя-тремя самолётами в парке, а также авиаремонтные заводы и НИИ, которые тоже имели свою технику и пытались зарабатывать на перевозках. Уже существовала , но после кризиса 1998 года компания переживала не лучшие времена — ей пришлось расстаться с большей частью техники и маршрутов.
Над всем этим глыбой возвышался , который то допускал к себе заказчиков из туризма, то наглухо закрывался от них после прихода очередной команды эффективных менеджеров.
Сориентироваться в этом многообразии было непросто. Туроператоры кучковались вокруг авиаброкеров, которые помогали выстроить работу с авиакомпаниями, но добавляли в процесс элемент неожиданности. То и дело возникали скандалы, когда очередная «лошадка» ссаживала пассажиров из-за того, что деньги за проезд почему-то не передали.
Казино вместо неба
Те, кто в туризме давно, помнят, что нормальную авиакомпанию с прогнозируемым качеством перевозки и вменяемым руководством в начале двухтысячных надо было ещё поискать.
И вот как раз такой компанией была AJT Air (название образовано из первых букв имен основателей — Артур, Джеффри и Тимур).
К 2000 году перевозчик работал уже восемь лет и завоевал хорошую репутацию. Компания располагала парком из четырёх Ил-86 и одного Ту-154, поэтому идеально подходила под нужды туроператоров на массовых направлениях. Ил вмещал до 350 пассажиров, что по тем временам было конкурентным преимуществом. Боингов и аэробусов сопоставимой вместимости в России было мало, и эксплуатировались они тогда только «Аэрофлотом».
Тем не менее даже у AJT дела шли с переменным успехом. В 2000-е перевозчик вступил с долгами, которые оценивались в 15 млн долларов. Из трёх основателей в компании остался только один — Тимур Карчава. К тому моменту он увлёкся другим бизнесом — казино при отеле «Националь» — и особого интереса к авиации уже не испытывал.
Сделка века
История умалчивает, на каких условиях в AJT вошли новые собственники в лице основателей «Натали Турс» Наталии и . Известно только, что сделка произошла в 2001 году и позволила Тимуру перевести всё внимание кредиторов на новых владельцев.
Наталия и Владимир Воробьёвы, можно сказать, опередили время — попытались одними из первых совместить туроператорскую деятельность с авиабизнесом. Но вскоре стало ясно, что казавшийся логичным альянс тянет компанию ко дну.
«Натали Турс» тогда была одним из главных игроков на рынке выездного туризма, контролировала львиную долю турпотоков в Испанию. Так что могла себе позволить инвестиции. Тем более что момент, как казалось, был выбран удачный.
В 2000-м в «Аэрофлоте» в очередной раз поменялась коммерческая политика. Сотрудничать с туроператорами компания резко прекратила, и вопрос поиска качественной перевозки стал ещё более злободневным.
С этого момента началось сближение «Натали Турс» и AJT. Компания загружала их борты на испанском направлении, так что предложение Тимура поучаствовать в бизнесе было воспринято благосклонно. Контроль над перевозчиком сулил новые возможности, синергию, имидж, наконец!
По словам экс-президента «Натали Турс» Владимира Воробьёва, финансовое состояние авиакомпании казалось тяжёлым, но с кредиторами удалось договориться. Примерно за год долг уменьшился с 15 до 10 млн долларов.
Не шуметь
Всё шло отлично, если бы не проблемы, которые валились с неба. Сначала с одним из Ил-86, который вёз на гастроли музыкантов, чуть не произошла авиакатастрофа. Затем вне игры фактически оказались и остальные самолёты. В Европе вступили в силу ограничения по шумам, из-за чего задействовать Ил-86 на своём главном, испанском направлении туроператор «Натали Турс» уже не мог. Какое-то время самолёты советского производства ещё допускались к полётам в Хорватию, Турцию и Египет, но ни одна из этих стран тогда не представляла большого интереса для владельцев «Натали Турс».
Воробьёвым стало ясно: покупая авиакомпанию, они недооценили риски и, самое главное, не разработали чёткую стратегию действий.
Проблема заключалась не только в европейских регламентах по шуму. Какими бы удобными и надёжными ни были самолёты советского производства, они не выдерживали конкуренции с зарубежной техникой по экономичности. Производство отечественных самолетов, двигателей, комплектующих умирало. Надо было ввозить иномарки и играть по общим рыночным правилам. Но для этого необходимы совсем другие инвестиции и колоссальные лоббистские усилия, связи в нужных кругах. Ведь ввоз иностранной авиатехники тогда облагался 30%-ной пошлиной. А льготы были только у «Аэрофлота» и «Трансаэро».
В руки Мавроди
Кто знает, если бы собственники «Натали Турс» тогда решили рискнуть, история турбизнеса могла бы быть иной.
«Имея свою авиакомпанию, реально было в 2001 году выйти на Турцию и Египет. Старые игроки этого направления испытывали последствия кризиса 1998 года, а новые ещё только занимали места. Ниша оказалась свободной», — считает Владимир Воробьёв. И продолжает: «Но тогда мы настолько хорошо себя чувствовали в Испании, что могли позволить себе заниматься тем, что нравится, и встречаться с теми людьми, с которыми хотелось общаться. Возможно, в этом была наша ошибка».
Прикинув все за и против, Владимир и Наталия Воробьёвы избавились от авиакомпании, которая вдруг стала обузой. Контроль над AJT в августе 2003 года передали в руки авиаброкера Александра Мавроди (не путать с основателем «МММ» ). Он имел репутацию специалиста по авиабизнесу, но даже ему не удалось ничего сделать: в сентябре 2003 года сертификат AJT был отозван. Теперь уже навсегда.
Видео дня. Россияне скупили все билеты в Турцию
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео