Как французский гостиничный бренд попал в Россию и победил кризис

Как французский гостиничный бренд покорял Россию Одним из первых международных гостиничных операторов, вышедших на российский рынок, был Accorhotels. Бизнес сети в России долго стагнировал, но сейчас именно Accor стал едва ли не самым заметным игроком. Hotline.travel разобрался в истории продвижения бренда в России и выяснил, что помогло развить сеть с одного отеля до 48. Рожденный в СССР Первой гостиницей в России под брендом, принадлежащим Accor, стал Novotel в московском аэропорту Шереметьево. Интересно, что договор с «Аэрофлотом» о создании совместного предприятия, которое и должно было управлять этим объектом, подписывался ещё при СССР, в 1989 году. А открылся отель в 1992-м – уже в новой России. Проекту пришлось преодолевать невероятные сложности. Экономика страны пребывала в полном упадке, на месте невозможно было купить практически ничего из того, что постоянно необходимо для гостиницы. Всё, от продуктов до бытовой химии, везли из-за границы. Пришлось «импортировать» из Европы и дорогостоящих управленцев – в России тогда ещё не было специалистов с опытом руководящей работы в международных сетях. Хостес с тремя дипломами Кадровые курьёзы 1990-х В первых отелях международных брендов, открывшихся в нашей стране, было обычным делом, когда сотрудники с отличным образованием работали только на низовых позициях. В Novotel Шереметьево в начале 90-х все руководящие должности, начиная от начальника отдела, занимали иностранцы. Россияне могли претендовать только на рядовые позиции, так как не имели опыта работы в брендовых гостиницах. Это были люди со знанием языков, нередко – с двумя-тремя университетскими дипломами. Парадокс, но по уровню образования, да и общей эрудиции, они зачастую на голову превосходили своих руководителей. При этом трудились за очень скромные деньги. Так, из почти 500 сотрудников Novotel на 45 иностранных специалистов приходилось 90 % фонда зарплаты, россияне получали в несколько раз меньше. Правда, неплохим по тем временам бонусом была возможность относительно недорого покупать качественные продукты в супермаркете при отеле. Благодаря хорошему базовому образованию многие российские сотрудники быстро схватывали специальные знания и впоследствии сделали успешную карьеру. Так, руководитель отдела продаж отеля «Novotel Москва Центр» Ада Егорова выросла до генерального управляющего отеля SO/ Sofitel (Санкт-Петербург). Она стала первым генеральным менеджером-россиянином в отеле международного бренда. Непросто складывались и отношения с собственниками отеля: часто возникали споры и недопонимание, кто за что отвечает. Кроме того, гостиница оказалась слишком масштабной по тем временам – она предназначалась для авиапассажиров, но в начале 90-х пассажиропоток в Шереметьево не позволял поддерживать приемлемую загрузку почти 500 номеров. Финансовые показатели в первые годы были удручающими. Кстати, часть инвестиций в первый Novotel делала сама группа Accor. Компания потеряла почти все вложенные средства и на следующие десять лет утратила интерес к экспансии на российском рынке. В строительстве брендовых отелей одинаково заинтересованы и гостиничные операторы, и власти российских мегаполисов. Гендиректор AccorHotels в России и СНГ Алексис Деларофф с мэром Москвы Сергеем Собяниным. По новым правилам Решиться на второй отель в Москве помог случай. В 1999 году на Accor вышел собственник строящегося здания на ул. Новослободской. Изначально оно задумывалось как бизнес-центр, но после кризиса 98-го владелец счёл, что это не будет востребовано. И предложил организовать гостиницу. Так 12 сентября 2002-го, ровно через десять лет после первого Novotel, появился второй, на 225 номеров. Отныне Accor работал исключительно по договору управления, а все финансовые вложения делали инвесторы. «Проект выстрелил буквально со дня открытия. Номера продавались по самой высокой цене среди всех Novotel в мире – по этому показателю в 2003-2004 годах он опережал даже Novotel на Таймс-сквер в Нью-Йорке», – вспоминает генеральный директор Accor New East Europe Алексис Деларофф. Генеральный директор Accor Себастьен Базин любит удивлять. На открытии отеля «Молитор» он прямо в костюме пошёл поплавать в бассейне. Успех вдохновил на открытие в 2005-м третьего российского Novotel – в Санкт-Петербурге. А в Москве к этому времени стали массово закрываться большие гостиницы ещё советской постройки – «Интурист», «Россия» и другие. Это привело к дефициту мест размещения. Для международных гостиничных брендов середина 2000-х стала золотым временем в российской столице. Номера шли нарасхват по сумасшедшим тарифам: в 2006 году во время финала Лиги чемпионов в Москве Novotel в течение двух дней продавал комнаты дороже, чем пятизвёздочный Kempinski. Бренды города берут Скепсис головного офиса Accor в Париже относительно перспектив бизнеса в России сменился энтузиазмом. Был приглашён девелопер для совместной работы по расширению сети. Компания первой из международных гостиничных операторов вышла в регионы. К концу 2000-х гостиницы её бюджетного бренда Ibis появились в Казани, Омске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Калининграде. В некоторых городах открывали отели Mercure и Novotel. AccorHotels владеет десятками гостиничных брендов, в том числе такими, как Raffles. Сингапурский отель этой марки поражает гостей великолепием. В 2013 году Accor впервые опробовал новый для России формат – комбо-отель. Первый такой объект на 433 номера появился на ул. Бахрушина в Москве. Под одной крышей были открыты гостиницы брендов Mercure и ibis, а также апарт-отель для долгосрочного проживания Adagio. Формат оказался востребованным, и к Олимпиаде-2014 в Сочи был открыт второй комбо, состоящий из двух отелей разных ценовых сегментов – Pullman 5* и Mercure 4*. А сегодня в Москве у станции метро «Киевская» успешно работает самый крупный на текущий момент комбо-отель компании Accor на 700 номеров, включающий в себя отели брендов Novotel, ibis и Adagio. Кризис как возможности Вплоть до экономического кризиса 2008 года международные операторы были убеждены: хорошо зарабатывать в Москве можно только на отелях 5 и 4*. Accor первым решился в 2009 году предложить российской столице более бюджетный ibis 3* и не прогадал: гостиница в районе Павелецкого вокзала окупилась менее чем за пять лет. А 2015-й, год обвала рубля, стал для компании рекордным по числу открытых отелей – девять. Так Accor доказал рынку, что если выбирать востребованные гостиничные концепции, даже период экономического спада может стать отправной точкой для успешного развития бизнеса.

Как французский гостиничный бренд попал в Россию и победил кризис
© HotLine.travel