Турция или перевал Дятлова. Станет ли округ новой туристической жемчужиной?
В последний год тема развития туризма в округе не сходит с полос газет и телеэкранов региональных изданий и телекомпаний. Проводятся круглые столы, конференции, общественные обсуждения, нанимаются эксперты, разрабатываются программы и так далее. Цель – сделать Югру привлекательным местом для россиян. И все-таки, с какими проблемами сталкивается туристическая отрасль региона, какие события смогут заменить мировой биатлон, и зачем вообще к нам должны приезжать – в материале «АиФ-Югра». Реальная история Однокурсник мужа живет в Москве, о Югре молодой человек знает только потому что здесь есть снег, нефть и биатлон. Он поклонник этого вида спорта, сам к тому же ведет активный образ жизни - любит кататься на сноуборде и лыжах. Мужчина захотел увидеть Ханты-Мансийск именно тогда, когда здесь снег и соревнования по биатлону. Сказал, что будет покупать билеты и пропал почти на месяц. Позже выяснилось, что от идеи посетить северный край он отказался. Объяснил просто: «Стал заказывать билеты на сайте, на период биатлона, дешевых не оказалось, а так как поедем всей семьей, то сумма получилась приличная, плюс надо гостиницу, что-то поесть. А еще хотелось в тайгу и на зимнюю рыбалку. Подумали с женой и решили отложить деньги Турцию». Таких историй – множество. Несмотря на привлекательность округа для туристов, россияне и жители других государств приезжать к нам не спешат. В качестве причин указывают ценовую политику авиакомпаний, удаленность территории, большие затраты на «все посмотреть». А в последние несколько лет округ лишился и главной своей брендовой «фишки» - мирового биатлона. Конечно, не по своей воле. «Сегодня, к сожалению, немногие туристы едут в Югру целенаправленно. Потенциальных клиентов отпугивает цена авиаперелета. Тот же москвич лучше слетает в Италию, чем к нам. Обойдется ему это дешевле. В регионе понимают эту проблему, поэтому разрабатывают новые региональные перевозки», - рассказал генеральный директор туристско- транспортной корпорации «Спутник» Василий Сочилин. Представитель Нижневартовска стал одним из тех, кто обсуждал точки роста туриндустрии на встрече губернатора ХМАО с представителями, работающими в этой сфере, которая состоялась накануне. Как заманить туриста? Но туристы в Югру все равно едут. По информации заместителя губернатора округа Алексея Забозлаева, только в прошлом году регион посетили более полумиллиона человек. Большая часть из них - деловые туристы. Однако, если взять Национальный рейтинг въездного туризма за 2019 год, то Югра в нем занимает скромное 66 место, расположившись между Чувашией и Кабардино-Балкарией. В исследовании нас опередили Тюмень, Челябинск и даже Ямал. Не говоря уже о Свердловской области. Ситуацию должны исправить новые предложения. Как раз сейчас идет разработка эксклюзивных туристических маршрутов. Например, в ближайшем будущем появится тур к знаменитому перевалу Дятлова. В Нижневартовске откроют парк, где можно познакомиться с оборудованием по добыче нефти, а Сургут ждет мультимедийный исторический парк. На трассе Сургут – Ямал, где в сутки проходит более 18 тысяч автомобилей, планируют построить авто кемпинг. Так же ведется работа по брендированию межмуниципального маршрута «Удивительная Югра». Еще одно направление туристической отрасли – медицинский туризм, говорят эксперты. К нам должны приезжать за высокотехнологичной медицинской помощью. Также сегодня, как выяснилось, ведется подготовка инвестиционного проекта по созданию инфраструктуры: двух отправных туристических баз экстра-класса на восточном склоне Приполярного Урала. Туризм как отрасль в Югре на подъеме Фото: АиФ/ Алена Таскаева «Для округа остаются перспективными такие направления, как этнографический, событийный, деловой, экологический, спортивный туризм. С этого года мы также обсуждаем медицинское направление. Туризм как отрасль у нас на подъеме. Уже сейчас ежегодно он приносит окружной казне более 5 миллиардов рублей», - сообщил заместитель губернатора Алексей Забозлаев. Сумма внушительная. По данным Сбербанка, россияне, приезжающие в округ, оставляют здесь около 3,5% от всего валового расхода туристов по стране. Больше тратят только в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодарском крае. Сами представители туристической отрасли, говоря о тенденциях, называют общие, российские проблемы. «У нас мало пакетных туров, но их везде плохо покупают, потому что время изменилось, сейчас огромное количество сервисов для бронирования, - рассказала директор турфирмы Татьяна Алферова». - У туроператоров во всем мире большие проблемы с этим, Россия столкнулась с подобным позднее, чем другие страны». Придорожный сервис, а есть ли он? На встрече с губернатором округа представители туриндустрии озвучили немало проблем. Среди них эксперты выделяют состояние придорожного сервиса: существующих объектов недостаточно не только для нужд массового туризма, но и для обычных межмуниципальных поездок. Поясним. Отправляетесь вы, например, на собственной машине по маршруту Нижневартовск - Ханты-Мансийск. В пути проведете до 7-9 часов. Опытные автомобилисты запасаются едой, так как придорожные кафе оставляют желать лучшего. То же самое можно сказать и о туалетах. Не на каждой заправке вам откроют заветную дверь. «Актуален вопрос автобусного парка. Экскурсионных автобусов в Югре недостаточно. Причем если в Ханты-Мансийке все хорошо, то, например, в Когалыме или Нижневартовске их нужно больше», - говорит руководитель туристической фирмы Василий Сочилин. «Каждый вложенный в туристическую сферу рубль он должен быть увеличен в два или три раза, чем больше будет вложено, тем больше получит наш город, регион и страна. На уровне региона идет разработка новой концепции развития туристической сферы. Та которая действовала с 2013 года требует изменений. Требуются большие маркетинговые исследования, чтобы понимать какое направление будет востребовано», - считает директор «Туристско-информационного центра» окружной столицы Анна Линкер. Решение части этих проблем уже известно. Так, для повышения удобства дальних поездок в округе развивают региональные авиаперевозки. Таким образом, чтобы, например, группа туристов могла утром попасть из одного города в другой, провести день на экскурсиях, а вечером вернуться домой, причем стоимость такого путешествия должна быть разумной. За кем решение? Напомним, что в этом году в регионе создан центр компетенций в сфере туризма (на базе Фонда развития Югры). Он должен совместно с представителями туриндустрии найти решения части озвученных проблем. Прежде всего центр займется структурированием и сопровождением инвестпроектов по созданию объектов туристической инфраструктуры. В ближайшее время он должен решить еще одну проблему: отсутствие в регионе современной и удобной платформы для туриста, которая давала бы ему необходимую информацию об округе и туркомпаниях. «Мы занимаемся созданием такой платформы, - рассказала руководитель центра Владислава Вишневская. - Помимо прочего, там представлена достоверная статистическая информация. Она позволит правильно прогнозировать туристские потоки, потребности в развитии инфраструктуры, понимать перспективы на 3-5 лет». В свою очередь глава региона Наталья Комарова поддержала представителей турбизнеса, отметив необходимость повышения транспортной доступности в автономном округе. Участники встречи сошлись во мнении, что особое внимание нужно уделять и имиджевой политике туристической отрасли - продвижению туристских продуктов под единым брендом автономного округа «Увидеть Югру - влюбиться в Россию» на российском и международном туристических рынках.