«Реализация нацпроектов придаст импульс развитию туризма в Новосибирской области»

Лев Николаевич, чем уникальна Новосибирская область в части туризма? На какие туристские бренды делаете ставку? — Новосибирская область обладает различными «точками притяжения». К ним относится, конечно же, Академгородок с его огромным научным потенциалом. Благодаря ему мы планируем развивать деловой туризм. В Новосибирске успешно функционирует Международный выставочный комплекс «Новосибирск Экспоцентр». На его площадке проводится около 150 форумов, выставок, ярмарок. Все это способствуют привлечению деловых туристов. Любителям культурного и экскурсионного отдыха также что есть посмотреть. Например, новосибирский театр оперы и балета, а также другие региональные театры и концертный зал им. А. Каца регулярно анонсируют интересные спектакли, привлекают жителей соседних регионов громкими премьерами. Зоопарк, аквапарк и Центр океанографии и морской биологии современный планетарий предоставляют прекрасные возможности для семейного и детского отдыха. Только у нас работает музей мировой погребальной культуры. Это единственное в России учреждение культуры, посвященное похоронным традициям различных народов. Очень активно развивается и событийный туризм. В частности, проводим фестивали реконструкторов «Сибирский огонь» и «Княжий двор», Авиашоу в Мочище, фестиваль этнических культур «Живая вода», аниме-фестиваль Siberia Otaku Saiten, праздник, проводимый в Куйбышевском районе, «Каинск исторический». Все эти мероприятия привлекают огромное количество участников и зрителей из разных регионов и даже зарубежья. Что делают власти в регионе, чтобы стать площадкой для проведения крупных экономических форумов, в рамках которых бизнесмены приезжают не только для обмена опытом и заключения контрактов, но и посмотреть город? — Как я уже говорил, в Новосибирске работает международный выставочный комплекс, где проводятся крупные выставки и ярмарки. Это дало толчок для строительства в городе комфортабельных отелей, а также хорошо развитой сети кафе и ресторанов. Хочу отметить, что при проведении крупных мероприятий деловая программа для гостей обязательно дополняется культурной. Так, например, в 2019 году участникам VII международного форума технологического развития «Технопром» предлагалась экскурсионная программа, в том числе прогулка на теплоходе по реке Обь, также была разработана Карта гостя, которая позволяла пользоваться услугами организаций туриндустрии с приятными скидками. Для рекламы туристских продуктов и брендов региона активно используются Instagram (instagram.com/turizmnso/), Facebook (facebook.com/turizmnso/), «ВКонтакте» (vk.com/turizmnso). Активно пользуемся интернет-порталами, в частности размещаем информацию на туристическом портале Новосибирской области (turizm.nso.ru), экспортном портале региона (http://export.nso.ru), и такими современных digital, как SEO, SMM, реклама в приложениях и мессенджерах. Лев Николаевич, какую ставку вы делаете на Стандарт по обеспечению благоприятных условий при развитии бизнес-туризма? — Мы организуем бизнес-миссии региональных экспортеров за рубеж для представления товаров и услуг на внешнем рынке. Компании, работающие в туриндустрии, также представляют туристский потенциал Новосибирской области на мероприятиях в КНР, Японии, Республике Казахстан. В рамках стандарта для них Школой экспорта Российского экспортного центра проводятся обучающие семинары по ведению внешнеэкономической деятельности, действует Экспортный портал Новосибирской области export.nso.ru. Эта работа, в том числе, проводится в рамках реализации Стандарта по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Новосибирской области. В регионе успешно реализуются нацпроекты. Как они помогают решать вопросы, связанные с развитием туризма? — Безусловно, мы ощущаем положительный эффект от нацпроектов. Например, национальный проект «Здравоохранение» направлен на раннее выявление заболеваний и улучшение здоровья граждан. Здоровое население имеет гораздо больше возможностей для путешествий как по своему региону, так и по России, и за рубеж. Кроме того, повышение качества медицинского обслуживания в ведущих клиниках Новосибирской области позволит принимать больше иностранных туристов, придавая импульс дальнейшему развитию медицинского туризма. Благодаря национальному проекту «Международная кооперация и экспорт» в регионе ожидается увеличение несырьевого неэнергетического экспорта, в том числе туристских услуг, за счет мер, направленных на увеличение потока иностранных туристов. В Новосибирской области разработан региональный паспорт «Экспорт услуг», согласно которому показатель «Объем экспорта услуг, категории «Поездки» к 2024 году составит 186 млн долларов США, что на 31 % больше, чем в 2019 году. Национальный проект «Образование» предполагает обеспечение конкурентоспособности регионального образования, увеличение количества иностранных граждан, обучающихся в вузах и научных организациях. Таким образом, развивается образовательный туризм. Развитие туризма невозможно без улучшения городской среды. Как решаете в регионе эту проблему? — Одна из задач национального проекта «Жилье и городская среда» как раз и направлено на повышение комфортности городской среды. Город станет более привлекательным и удобным для посещения туристами. В свою очередь, национальный проект «Экология» будет способствовать расчистке озер Половинное в Краснозерском районе, Довольное в Доволенском районе, реки Баган в черте села Довольное в Доволенском районе, развитию экологического туризма. Более чистые воздух и вода также добавят положительных красок в имидж региона. Для многих туристов важна безопасность во время отдыха. Насколько гости вашего региона защищены от нештатных ситуаций? — Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» говорит сам за себя – чем качественней и безопасней будут дороги, тем комфортнее будет путешествовать по Новосибирской области, посещая природные и культурно-исторические достопримечательности. Мы этому вопросу уделяем самое пристальное внимание. У нас отдыхать достаточно комфортно и безопасно. Кстати, в регионе большой упор делается и на развитие культурного отдыха. Так, например, в рамках национального проекта «Культура» планируется создание (реконструкция) культурно-образовательных и музейных комплексов, включающих в себя концертные залы, театральные, музыкальные, хореографические и другие творческие школы, а также выставочные пространства. На этих площадках будут проводиться различные культурные и музыкальные события, привлекая туристов из соседних регионов. Какие современные технологии осваиваете? Можно ли говорить о том, что сибирский туризм подружился с виртуальной реальностью? — Национальный проект «Цифровая экономика», который реализуется в Новосибирской области, предполагает внедрение цифровых технологий и платформенных решений в различные отрасли экономики. В ближайшие годы планируется разработка виртуальных экскурсий и прогулок по Новосибирску и Новосибирской области, 3d и 4d путешествий, создание виртуальных и реальных реконструкций событий, виртуальных интерактивных карт с объемным изображением, поддержка и дальнейшее развитие Туристического портала Новосибирской области www.turizm.nso.ru. В настоящее время создано мобильное приложение (мобильный путеводитель) «Новосибирская область», который содержит справочник туристических объектов Новосибирской области, разбитый по категориям с обновляемой информацией и возможностью доступа без подключения к сети Интернет. Через приложение оказывается поддержка туристов в режиме реального времени посредством общения в чате с сотрудником ТИЦ НСО. В приложении имеется встроенный навигатор, с помощью которого можно определить вид транспорта и маршрут следования до нужного объекта. В терминале внутренних авиалиний аэропорта «Толмачево» установлен и синхронизирован с Туристическим порталом Новосибирской области сенсорный киоск, который позволяет гостям области узнать о достопримечательностях. Вы уже упоминали про важный для региона проект «Академгородок 2.0». Как он поможет вам привлечь туристов? — В регионе реализуется национальный проект «Наука». Перед Новосибирской областью поставлена амбициозная задача – создание Академгородка 2.0. Научные достижения и открытия привлекут в регион большое количество деловых туристов. Хочу подчеркнуть, что реализация указанных выше национальных проектов будет способствовать развитию туризма в Новосибирской области, увеличению количества туристов, посещающих регион, и жителей области, путешествующих по родному краю. Необходимо отметить, что в Новосибирской области действует государственная программа «Стимулирование инвестиционной и инновационной активности в Новосибирской области на 2015–2023 годы», которая предполагает реализацию и финансирование комплекса мероприятий, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма в Новосибирской области. В частности, речь идет о внедрении и развитии единой унифицированной системы туристской навигации, сопровождение и модернизация в сети Интернет специализированного информационного ресурса о туристских возможностях Новосибирской области, а также формирование и актуализация информационного ресурса поддержки развития внутреннего и въездного туризма. В регионе регулярно проходят Международный туристский конкурс видео, фото и анимации «Диво Евразии», Международный конкурс видеопроектов курортных брендов «Золотые курорты Евразии» и командный фестиваль-конкурс «Диво России». Насколько активно блогеры продвигают туристские продукты региона? Как вы с ними сотрудничаете в этом направлении? — Министерство экономического развития Новосибирской области активно привлекает блогеров для продвижения внутреннего и въездного туризма региона. Мы приглашаем в ознакомительные туры, где инфлюенсеры освещают туристический потенциал региона в своих интернет-ресурсах. Они продвигают туризм, делясь своими впечатлениями и эмоциями со своей аудиторией, тем самым информируя широкий круг населения о возможностях путешествия и привлекая большое количество путешественников. Участие в конкурсах стимулирует организации туриндустрии на создание нового конкурентоспособного продукта, повышение качества предоставляемых услуг до более высокого уровня, рост профессионального мастерства сотрудников. Например, новосибирские санатории «Парус» (Бердск) и «Рассвет» принимали участие в конкурсе «Диво России» в 2017 году. Все это положительно сказывается на имидже компании, позволяя привлекать больше туристов. Презентации видеороликов о Новосибирской области в рамках указанных конкурсов дают возможность представить туристский потенциал представителям других регионов. В каких конкурсах в сфере туризма участвует регион? — В Новосибирской области в рамках VII Международного форума технологического развития «Технопром» 19–20 сентября состоялся региональный этап профессиональных Всероссийских премий в области событийного туризма «События России 2019» и «Маршруты России 2019». Эти премии учреждены Национальной ассоциацией специалистов событийного туризма (НАСТ) как первая профессиональная отраслевая награда в сфере событийного туризма. Она присуждается по итогам открытого конкурса идей, проектов и проведенных событий, лучших реализованных маршрутов на территории России, а также идей для новых маршрутов. Сколько всего было представлено проектов? Кто оказался в числе победителей? — В первый день регионального этапа премий 120 участников четырех федеральных округов – Дальневосточного, Сибирского, Уральского и Приволжского представили свои проекты и презентации. Экспертным советом были отобраны лучшие работы, в числе которых 12 проектов от Новосибирской области, которые представят свои регионы в финале премий в ноябре 2019 года в Москве. Во второй день, 20 сентября, в большом зале правительства Новосибирской области состоялась церемония торжественного награждения и вручение дипломов победителям регионального этапа премий в Новосибирске. Фестиваль «Электронный берег» занял первое место в номинации «События в области культуры. Концерты и музыкальные фестивали». Детская автобусная обзорная экскурсия по Новосибирску «КЛАССные городовички» ‒ первое место в номинации «Экскурсионный маршрут». Экскурсия «Кузя все знает. Или, кто не работает, тот понарошку» от Дома Русских Традиций ‒ первое место в номинации «Этнографический маршрут». Военно-патриотическая экскурсия для школьников «Новосибирск: Два фронта ‒ одна победа!» ‒ первое место в номинации «Детско-юношеский маршрут». Сплав по реке Бердь «Жемчужина Салаирского кряжа» ‒ первое место в номинации «Активный маршрут». Проект «В поисках сибирских богатств» ‒ второе место в номинации «Экскурсионный маршрут». Арт-фестиваль «До третьих петухов» ‒ второе место в номинации «Проект события». Авиационный праздник «Мы патриоты своей страны» ‒ второе место в номинации «События в области культуры». Праздник «Каинск исторический» ‒ второе место в номинации «Культура. Военно-исторические и культурные реконструкции». Тур «Сузун-завод. Монетный двор» ‒ третье место в номинации «экскурсионный маршрут». Gorskiy city hotel ‒ первое место в номинации «Площадка для проведения событий. Средства размещения». Сибирский туристический форум ‒ третье место в номинации «MICE. События деловой направленности в сфере туризма и гостеприимства». С более подробной информацией об итогах регионального этапа премий «События России» и «Маршруты России» можно ознакомиться на официальных сайтах: 2r.ru/rea и 2r.ru/rtta. Кроме того, наш регион был представлен в конкурсах Russian Event Awards и События России, что позволяет продвигать турпродукт Новосибирской области. Минэкономразвития Новосибирской области поддерживает конкурс «Лучший по профессии в индустрии туризма». Насколько активно в нем принимают участие представители туриндустрии? Можно ли сказать, что таким образом власти разработали свой бренд качества в сфере туризма? — Региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы туризма «Лучший по профессии в индустрии туризма», проводится министерством экономического развития Новосибирской области с 2015 года. Благодаря ему в регионе повышается качество обслуживания, престижности туристских профессий, пропаганда достижений и передового опыта в индустрии туризма. В конкурсе принимают участие туристские агентства, отели, санатории. В 2019 году в номинации «Лучший работник службы приема и размещения гостиницы / иного средства размещения» победила Мышко Марина Геннадьевна, АО «Санаторий «Краснозерский». В номинации «Лучший специалист службы эксплуатации номерного фонда (горничная)» – Кеслер Ольга Николаевна, ООО «Орбита» (отель «Горский-сити»). Победители регионального этапа номинируются на участие в федеральном этапе конкурса. Участие в конкурсе поднимает престиж и дает конкурентные преимущества участвующей организации туриндустрии, подтверждает высокий профессионализм ее сотрудников. А как вы взаимодействуете с профессиональными игроками туристского рынка. В частности, какие проекты реализуете с Турпомощью, АТОР, Ростуризмом? — Министерство экономического развития Новосибирской области сотрудничает с Федеральным агентством по туризму (Ростуризм), организациями «Турпомощь» и «АТОР», специалисты которых принимают участие в региональных семинарах и круглых столах для турбизнеса по актуальным вопросам развития туризма. Так, в работе второго Сибирского туристического форума принимали участие 10 экспертов Общественного Совета при Ростуризме, в числе которых были и представители «Турпомощи», и АТОР. С их участием состоялось совместное заседание членов Общественного Совета при Ростуризме и Совета по туризму при правительстве Новосибирской области, в рамках которого были рассмотрены вопросы лечебно-оздоровительного и социального туризма в Новосибирской области, и внесены предложения в резолюцию по итогам второго Сибирского туристического форума. В Новосибирской области в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)», реализован проект «Озерный кластер». В 2014 году Новосибирская область прошла конкурс и получила одобрение Координационного совета федеральной целевой программы при Ростуризме. Какие надежды возлагаете на «Озерный кластер»? — В результате реализации проекта восстановлены и построены объекты туристической инфраструктуры в Чановском районе Новосибирской области на курорте «Озеро Карачи»: спальные корпуса, теплые переходы, водогрязелечебница, прачечная, клуб-столовая, развлекательный центр, надземная переходная галерея; аквапарк. Кроме того, строительство сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод курортном поселке. Озеро-Карачи и реконструкция насосно-фильтровальной станции предоставило возможность обеспечить чистой водой жителей и гостей Чановского района Новосибирской области. Реализация проекта позволила вывести индустрию туризма региона на новый уровень за счет предложения полноценного, качественного туристического продукта. Формирование туристско-рекреационного кластера «Озерный кластер» на территории Чановского района Новосибирской области позволило создать условия для роста количества рабочих мест в 6 раз (на начало проекта – 76 рабочих мест, на конец проекта – 450 рабочих мест), увеличить номерной фонд в 10 раз (на начало проекта – 50 номеров, на конец проекта – 500 номеров), а также обеспечить узнаваемость региона и увеличить туристский поток.Кроме того, Новосибирская область участвует в мероприятиях, организуемых и поддерживаемых Ростуризмом: форумы, семинары, выставки, конкурсы и др. Например, 24–27 октября 2019 года в рамках международной туристской выставки JATA 2019 (Япония) на стенде Ростуризма Новосибирская область представит туристско-рекреационный потенциал региона. Новосибирск – город-миллионник, куда приезжают тысячи туристов. С какими инвесторами вы сотрудничаете: «Хаятт», «Хилтон» или другие? Как развивается гостиничная сеть в целом по области? — На данный момент в Новосибирской области работают 206 гостиниц, 65 хостелов, 27 санаторно-курортных организаций, 90 баз отдыха, 80 детских оздоровительных лагерей. На гостиничном рынке Новосибирска работают ключевые российские и международные компании. С точки зрения ценового позиционирования рынок заполнен – высокий ценовой сегмент (5 звезд) представляет Marriott, средний сегмент (три-четыре звезды) – Azimut Sibir, DoubleTree by Hilton, Domina, Park Inn by Radisson, Ramada Hotel, Mirotel и другие. Открытие новых отелей усилит и без того серьезную конкуренцию на рынке за гостя. Насколько загружены средства размещения? — В последнее время статистика во многих регионах России показывает, что загрузка отелей с двумя-тремя звездами выше, чем у гостиниц с четырьмя-пятью звездами. Тенденция такова, что доля постояльцев гостиниц, которые выбирают дорогие номера, будет перетекать в более доступный сегмент. В Новосибирске сегодня наиболее выгодно развивать сегмент три-четыре звезды. Новосибирск развивается как логистический узел, научный, деловой и культурный центр Сибири. Реализация проекта Академгородок 2.0 будет способствовать увеличению потока туристов, совершающих деловые поездки, вследствие чего может возникнуть необходимость в дополнительных комфортабельных средствах размещения. Рост спроса на гостиничное размещение в предстоящий молодежный чемпионат мира по хоккею в 2023 году, очевидно, будет наблюдаться, при этом объектов размещения для гостей чемпионата в городе достаточно, считают участники рынка. Прогнозировать это можно, исходя из средних цифр загрузки гостиниц города и дат молодежного чемпионата на стыке декабря-января, особенно в первые две недели начала года, когда почти во всех отелях Новосибирска естественный дефицит гостей. Фото: фотобанк выставки «Технопром»

«Реализация нацпроектов придаст импульс развитию туризма в Новосибирской области»
© РИА "ФедералПресс"