Цена авиабилетов взлетит: кто виноват и как это исправить

По итогам 2019 года стоимость авиабилетов вырастет на 9–10 процентов. Об этом заявил замдиректора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Борис Шокуров. Авиакомпании обычно получают прибыль во втором и третьем кварталах, т.е. в сезон отпусков. При этом первый и четвертый кварталы всегда убыточны. — Однако по нынешнему году положительных финансовых результатов вообще не ожидается, — заявил Борис Шокуров. Так, по подсчетам АЭВТ, в первом квартале авиаперевозчики потеряли на 32 процента больше, чем годом ранее. А именно — 45 миллиардов рублей. Тогда как операционные убытки за весь 2018 год составили приблизительно 54 миллиарда рублей. Что происходит? Как пояснил эксперт, все дело в резком росте цен на авиационный керосин. В прошлом году они выросли на 30 процентов. В этом продолжили расти. Что интересно, авиакомпании имеют право получить компенсацию, если экспортная цена топлива с учетом затрат на логистику превысит 48,3 тысячи рублей за тонну. Но, по мнению Шокурова, планка установлена слишком высоко и не позволяет компенсацией воспользоваться. Олег Смирнов, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР, президент фонда «Партнер гражданской авиации», сказал, что дело не только в керосине. Проблема значительно глубже. Точнее, проблем несколько. — Сегодня около 30 процентов расходов авиакомпаний — это портовые сборы. Авиакомпании платят портам за обслуживание, — пояснил Олег Михайлович. — А в США, например, такого нет. Аэропорт — это инфраструктура. Его работу обеспечивает государство, и никаких сборов с компаний не берут. Между тем в России расходы на портовый сбор — это до 30 процентов всех затрат авиакомпаний! Больше того — эти сборы постоянно растут. Еще примерно 30 процентов расходов компаний — затраты на поддержание летной годности судов. Здесь мы тоже «в пролете». — С 1991 года у нас успешно разваливали самолетостроение. Сегодня 95 процентов пассажирских перевозок по воздуху совершают на «иномарках» — «боингах» и «аэробусах». Да, на них летает весь мир. Но и сами самолеты, и запчасти к ним мы закупаем за валюту. А доллар и евро, как известно, растут, рубль падает. За последние шесть лет он потерял более трети стоимости, — напоминает эксперт. — Любой ремонт, замена двигателя, обучение пилотов — все это валютные расходы. А доходы-то у авиакомпаний отнюдь не валютные. Это все дешевеющие рубли! Олег Смирнов признал, что практически все авиакомпании мира вынуждены порою жить в долг. И практически все, чтобы не прогореть, берут кредиты. — На Западе кредиты — это 1–3 процента годовых, а у нас — 10–12 и более! Чем более дорогие для авиакомпаний заемные средства, тем выше их расходы, тем больше конечные убытки, покрывать которые нужно новыми кредитами. Получается замкнутый круг, — пояснил эксперт. И, наконец, проблема авиационного керосина. Он дорожает не сам по себе. Большая часть цены топлива — акцизы, которыми обкладывает каждую тонну горючего государство. — Эти акцизы для авиакеросина вполне можно снизить, весь мир так делает, — пояснил эксперт. — Особенно часто делается в отношении топлива на внутренних перевозках. Олег Смирнов привел пример США, где для полетов на Аляску топливо дешевле, чем для полетов на континенте. Такая же история в северных, труднодоступных районах Китая и пустынных районах Австралии. Такая же ситуация в Иране, где топливо для всех местных авиарейсов стоит дешево, ведь нефти, как и у нас, в стране много. — Иран может себе такое позволить, Россия, не менее богатая, почему-то нет, — недоумевает эксперт. — А еще наша авиационная отрасль почему-то платит НДС, хотя во всем мире — нет. Если избавить авиацию от этого налога, работать ей будет проще, а поводов поднимать цены на билеты станет меньше. Сергей Попов, координатор межрегиональной общественной организации «Союз пассажиров», убежден: — Чтобы цены на авиабилеты стабилизировались, необходимо демонополизировать рынок. Обратите внимание: горючее в аэропорты поставляет очень ограниченное количество компаний. Они монополисты и могут задирать цены как хотят. Сегодня все, что связано с авиацией, — одна большая монополия. Почему обернуть багаж пленкой стоит в аэропорту 500 руб лей? Ведь это несоразмерная затратам цена. Почему коробка конфет в магазине аэропорта стоит 1500 рублей, а бутерброд в буфете — от 300 и выше? И регулярные проверки Федеральной антимонопольной службы, ее предписания и штрафы ничего изменить не могут. А мы еще хотим, чтобы подешевели билеты. Этого не случится никогда, пока вся авиационная отрасль — это достаточно узкий пул компаний, которые не пускают на «поляну» чужих. Как считают эксперты, ситуацию необходимо менять. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Леонид Кошелев, председатель правления национальной ассоциации деловой авиации: — Высокие цены на билеты в России — это совершенно рукотворная история. Это легко доказать. Вот, например, в Европе авиакомпании надежнее наших, их рейтинг намного выше, зарплаты персонала не сравнить с нашими. А билеты почему-то дешевле! Все просто: много лет назад европейцы запретили руководству аэропортов оказывать услуги по наземному обслуживанию авиакомпаний. Рынок стал открыт для всех. Исчезла монополия — тут же снизились цены на билеты, потому что обслуживание самолетов стало существенно дешевле. Рынок! А у нас он не очень развит. Дмитрий Стрельников, замруководителя УФАС по московской области: — Мы регулярно проверяем аэропорты Московского авиаузла и выявляем нарушения антимонопольного законодательства. Как правило, в сфере общепита и торговли сопутствующими товарами — газетами, журналами, книгами и т. д. Доказать нарушение не просто. Ведь мы можем привлечь нарушителя к ответственности, только если он сам или в компании 2–4 других субъектов занимает доминирующее положение на рынке. Если это так — выписываем штраф. Обычно он составляет от 300 до 400 тысяч рублей. Читайте также: Россияне назвали свои любимые виды отдыха

Цена авиабилетов взлетит: кто виноват и как это исправить
© Вечерняя Москва