Драйвер экономики. Эксперт о профессиональном гостеприимстве на Дону

При слове «путешествие» на душе всегда становится тепло и радостно. От предвкушения новых открытий и впечатлений. Но принимать гостей тоже не менее приятно. Особенно если есть что показать и чем удивить. О привлекательности дон­ского края, о туризме, и о том, как готовят специалистов в этой сфере, наш разговор с директором Высшей школы бизнеса Южного федерального университета (ЮФУ) Сергеем Горяйновым. Второе дыхание туризма Юлия Стус, «АиФ на Дону»: Сергей Геннадьевич, ваш вуз готовит профессиональные кадры для сферы туризма. Это новое направление, востребованное временем? Ведь путешествовать и принимать гостей мы стали больше, чем раньше. Сергей Горяйнов: На самом деле специалистов по туризму в Ростовском гос­университете начали готовить с 1968 года. Это была кафедра при геолого-географическом факультете (сейчас она в структуре нашего подразделения). Ростовский госуниверситет был первым в Советском Союзе, кто создал кафедру туризма и стал готовить специалистов для этой деятельности. Наша высшая школа бизнеса образовалась в 2013 году - слилась из нескольких факультетов ЮФУ. Сегодня у нас несколько направлений подготовки: туризм, сервис, гостиничное дело, государственно-муниципальное управление, финансы и кредит. Туризм - одно из центральных направлений подготовки. В бакалавриате мы ежегодно выпускаем по 40-50 человек. И почти столько же специалистов в магистратуре. Специалисты в сфере туризма очень востребованы и легко находят работу. Работают на Кипре, в Турции, Испании, Италии, Франции и т.д. Но больше всего, конечно, остаётся в родной Ростовской области. - Работу в туризме часто романтизируют. Это весело, увлекательно, это поездки за границу... Что здесь правда, а что заблуждение? - Есть такое. Особенно у людей молодых. Например, на программы СПО поступают после 9-го класса. Это ещё юные ребята. Они плохо представляют себе специфику бизнеса и думают, что работа в туризме это сплошные разъезды. Причём, как правило, за счёт компании. Для некоторых это основной мотиватор идти в профессию. Но на самом деле сегодня в туризме всё по-другому. Поездки - это только дополнительные приятные бонусы. Даже в тур­операторских и турагентских компаниях специфика работы в другом. Это - маркетинг, создание и продвижение продукта, его продажи. Тяжёлая и достаточно рутинная работа. - А как изменился сам туризм и требования к кадрам в этой сфере за последние годы? - Туризм перестаёт быть этакой «вещью в себе». Сегодня это неотъемлемая часть политики государства. С прошлого года он стал одним из национальных проектов. Недавно президент Владимир Путин заявил, что именно туризм должен стать тем драйвером национальной экономики, который обеспечит рост ВВП. Это действительно так. В структуре ВВП многих стран экспорт туристических услуг занимает более 10%. У нас пока менее 3%. Поэтому и поставлена задача обеспечить к 2024 году качественный прорыв в этой отрасли. Экономика будущего - это экономика впечатлений, и туризму здесь принадлежит одна из главных ролей. Год назад Ростуризм из ведения Министерства культуры перешёл в Минэкономразвития РФ. Изменились подходы. Появилось такое понятие как экспорт туристических услуг. И специалисты в этой сфере сегодня нужны не только в большом количестве, но и в новом качестве. Если раньше это больше была туроператорская и турагентская деятельность, то теперь нужны специалисты по проектированию кластерных территорий, по созданию и обслуживанию рекреационных зон и т.п. Туристическая отрасль очень высокотехнологична. Представляете, какие нужны технологии, чтобы в короткий срок забронировать, организовать перевозку огромного количества людей иногда на очень большие расстояния? Свою роль играет и цифровизация экономики. Требуются специалисты, которые обладают достаточной подготовкой в сфере ай-ти, искусственного интеллекта, робототехники. На смену международному выездному туризму пришёл другой: становится интереснее работать в компаниях, которые специализируютя на приёме иностранных гостей. Иногда это выгоднее, чем вывозить российских туристов за границу. Развлечь и угостить - А что в Ростовской области есть такого интересного, чем можно привлечь гостей? - Несмотря на весь скепсис, разговоры об отсутствии инфраструктуры или чего-то ещё, туризм на Дону качественно изменился. Ещё пять лет назад мы не могли наскрести хотя бы с десяток приличных мероприятий. А сейчас их в один день может быть столько, что специалисты и туристы буквально разрываются, не зная куда пойти. Например, в Таганроге в один день проходят фестиваль «Оборона Таганрога 1855 года» и авиашоу ТАНТК им. Бериева. И то, и другое - блестящие мероприятия, привлекающие огромное число людей. На «Оборону Таганрога» в этом году приехали почти 40 тысяч туристов. Это очень много. А ещё есть фестиваль «Дон­ская уха», пиротехнические шоу, казачьи шермиции. Я уже не говорю о таком традиционном международном мероприятии как «Шолоховская весна». У нас богатая палитра событийного туризма, но есть и новые направления - например, деловой туризм. Недавно в Ростове-на-Дону провели MICE DAY (профессиональная площадка для встречи лидеров отрасли). Для города это первый опыт. И он, безусловно, получился. Уверен, эта ниша будет развиваться. Некоторые направления содержат большой потенциал. Например, экологический туризм. У нас уникальные заповедники - биосферные, природные. Достаточно вспомнить Маныч-Гудило и заповедник «Донской». Есть возможность водного отдыха, культурно-познавательного и даже лечебно-оздоровительного и курортного. Ростовская область может стать хорошей транзитной площадкой. Когда самостоятельные путешественники из центральных районов страны едут к морю, у нас можно остановиться, передохнуть, впитать в себя туристские впечатления и ехать дальше. Это уже востребовано. С каждым годом таких транзитных туристов у нас всё больше. - Угостить гостей тоже есть чем? - Об этногастрономическом туризме я писал лет семь назад. Тогда тоже было много скепсиса. Даже смеялись. Сейчас это данность. В региональном правительстве проходят совещания по развитию этого направления туризма на Дону. У нас появились винодельни, которые уже достигли высокого уровня. Я бы даже сказал европейского. Эльбузд, вина Аль Пачино, Ша­то-саркел... Появились и продукты, которые не хуже, а иногда и лучше некоторых европейских аналогов. Летом в Ростове-на-Дону прошёл фестиваль «Сыр, вино и джаз». Так вот, его площадка уже не вмещает всех желающих. Кстати, по рейтингам Сбербанка Ростовская область по туристической привлекательности на 10-м месте. А по отдельным параметрам мы даже немного обогнали такого признанного лидера как Казань, и приближаемся к Санкт-Петербургу и Москве. Первым делом - интерес - А как у нас дела с инфраструктурой? Она готова к большому приёму гостей? - Инфраструктура никогда не будет готова - всегда кому-то чего-то будет не хватать. Принцип: вы сначала постройте дорогу, поставьте указатели, настелите газоны и тогда мы вам разовьём туризм - абсолютно неправильный. Туризм тем и хорош, что он развивается в тех условиях, которые есть. Тут обратный процесс: сначала нужно создать качественный туристский продукт, а под него уже подтянется и инфраструктура. Пример - отель Old House в Усть-Койсуге. В 2014 году журналом Форбс он был признан лучшим комфортабельным загородным отелем Европы. Хотя, казалось бы, находится в Богом забытом месте. Туда хорошей дороги не было. Но это никого не смущало - народ ехал. Потому, что был объект, который привлекал туристов. Прошло пять лет - и прекрасная дорога появилась. А, например, экологический туризм по природе своей не связан с комфортом. Он потому так и называется, что подразумевает полное слияние с природой. А не её переделку. Так что туриста тоже нужно воспитывать, прививать особую культуру. И это тоже задача специалистов, которых мы готовим. Пора, наверное, уже курс вводить: «Основы турист­ской культуры». Так что туристическая отрасль развивается. Перед такими учебными заведениями, как наше, всегда будут открываться новые вызовы. И мы к этим вызовам готовы. - В Ростовской области в прошлом году проходил чемпионат мира по футболу. Построили и отремонтировали много новых объектов. В том числе и гостиниц. Их для встречи гостей теперь хватает? - Вы не поверите, но гостиниц на самом деле у нас пока не достаточно. Особенно во время каких-то пиковых мероприятий. Но на самом деле это не недостаток, а говорит о том потенциале, который ещё существует. А вообще, экономический эффект от туризма нужно оценивать не только по числу гостей, потративших у нас деньги, а в комплексе. Потому что у каждой территории есть свой рекреационный потенциал. Если от нашествия туристов, к примеру, вытаптывается территория, портится экология и загрязняется природа, то эффект от туризма носит отрицательный характер. Поэтому подходить нужно обдуманно: брать не количеством, а качеством туристского продукта.

Драйвер экономики. Эксперт о профессиональном гостеприимстве на Дону
© АиФ Ростов