Ещё
Популярный курорт выгонит всех туристов
Популярный курорт выгонит всех туристов
Новости путешествий
Туристы заплатили за отдых в несуществующем отеле
Туристы заплатили за отдых в несуществующем отеле
Новости путешествий
9 городов, которые не справляются с туристами
9 городов, которые не справляются с туристами
Новости путешествий
Что нельзя делать в Тунисе
Что нельзя делать в Тунисе
Новости путешествий

«Нет такого, что в российском сегменте — все при бабочках, а на китайском направлении — непонятно, что творится» 

«Нет такого, что в российском сегменте — все при бабочках, а на китайском направлении — непонятно, что творится»
Фото: Daily Storm
Во время Восточного экономического форума (ВЭФ) представители туристического бизнеса рассказали президенту Путину о проблеме так называемой китайской туристической мафии. Суть претензий в том, что в Приморье — и по всей стране в целом — работает множество компаний из туристического сегмента, которые хоть и являются формально российскими, но на самом деле принадлежат китайским бизнесменам. Они предоставляют тургруппам из Китая всевозможные сервисы — от экскурсий до размещения. По мнению гидов и туроператоров Санкт-Петербурга, китайские туристы не пользуются их услугами, предпочитая прибегать к помощи своих соотечественников из местной диаспоры, у которых нет ни документов, ни знаний. В довершение ко всему — китайские туристы питаются только в своих ресторанах и покупают сувениры исключительно в особых магазинах, где покупки оплачиваются через WeChat. Daily Storm попытался разобраться в ситуации и поговорил с исполнительным директором туристической ассоциации, которая уже 15 лет занимается вопросами российско-китайского туризма, «Мир без границ» Александром Агамовым.
— Даже не будучи «в теме», можно увидеть, что китайских туристов в России гораздо больше, чем всех остальных. А что говорит статистика?
— Китайский туристический поток сейчас — это примерно 1,5 миллиона поездок в год. В этом смысле Россия сопоставима с Австралией, которая в 2018 году заработала на китайском турпотоке восемь миллиардов долларов.
У нас ни во времена СССР, ни потом уже в России никогда не было такого концентрированного потока из одной страны, как в последние семь лет идет из Китая. При этом китайский турист — он невозвратный, но это нормальная ситуация, потому что за редким исключением таких мегапопулярных дестинаций, типа Парижа и Рима, в целом массовый турист второй раз в одно и то же место не возвращается.
— Вот приехали китайцы в большом количестве — складывается ощущение, что они ездят только группами. Правда это?
— Не совсем так. Поток формируется следующим образом: 80% — групповой туризм, 20% — индивидуальный. Индивидуальные туристы въезжают по обычной визе, ну и по электронной в определенных регионах: Дальний Восток, Калининград и с октября — Петербург. Мы каждый год фиксируем увеличение потока на 15% и рост показывают обе группы. Порядка 110-115 тысяч въездов — это индивидуальные туристы, поэтому рассказы о том, что из Китая такие к нам не ездят, — неправда.
— И все-таки группы безусловно лидируют…
— Здесь нет никакого принуждения, никакой политики, хотя это, безусловно, на руку — и там, и тут. Во-первых, китайцы в основном не говорят ни на каком другом языке, кроме китайского, соответственно, передвигаться в любой стране без языка они не могут. Поэтому группы приезжают с так называемым турлидером. И этим очень хорошо пользуются. Например, когда группе говорят: «А давайте сходим в цирк, есть время и возможность», — эта услуга, как правило, не входит в стоимость тура и, стоя у кассы, где на русском и английском написано «Стоимость билета 500 рублей», никто ничего не сможет прочитать. И турлидер спокойно возьмет с них по 3000 рублей, и ни один китаец даже слова не скажет, просто потому что никто не понимает ни латиницу, ни кириллицу. Во-вторых, групповой тур дешевле сам по себе. Кроме того, часто — это пожилые люди, которые хотят некую защищенность, поэтому они сбиваются в группы.
— Что думаете насчет всех тех жалоб относительно «громких» китайских групп?
— Групповой туризм — нормальная история, вспомним хотя бы нас в 90-е годы, когда мы толпами ездили в Турцию, и как мы там себя вели. Да, китайцы громкие, могут кидать мусор на пол и плеваться, но это не потому, что они нас не уважают. В Китае вообще понимают, что это уже не совсем соответствует реалиям и предпринимают шаги, объясняя, как вести себя не надо, ведь отличительная черта китайцев — дисциплинированность. Если им один раз сказать, что в этой стране так нельзя — второй раз не нужно повторять.
— Вы упомянули, что китайские группы едут под присмотром турлидера. Каковы его функции? Его можно назвать гидом?
— Наверное, нет. Это, скорее, человек, который отвечает за то, чтобы группа приехала в страну и уехала в том же составе. Мы с китайской стороной обсуждали, есть ли возможность отказаться от турлидера. Ее нет. Китайский турист пока еще неопытный, не ориентируется, и нельзя доверить группу «попутным ветрам». Но мы понимаем, что у турлидера есть и личная история, связанная с тем, чтобы превратить эту группу в центр экономической прибыли. Речь о том, что идет уже помимо его зарплаты.
— Раз уж мы заговорили о сопровождающих, расскажите подробнее о проблеме гидов. Почему наши китаисты так возмущены якобы нелегальными китайскими экскурсоводами?
— В России до сих пор нет закона о гидах. Еще когда был под , был создан проект закона о гидах, обо всех вообще — не только китайских. У нас эта профессия не легализована, то есть те люди, которые говорят, мол, мы настоящие гиды, они с точки зрения закона такие же «серые» экскурсоводы, как и те китайцы. Спросите у нашего гида, а платит ли он налоги? Наше туристическое законодательство — оно о выезде, потому что все 90-е годы к нам никто не ехал. Там элементарно нет никаких определений о принимающем туроператоре. Отсюда и те, кто говорят, мол, я ничего особенного не должен туристу — оказываю визовую поддержку, размещаю в гостинице, а кто его там водит — вообще не мое дело. И можно совестить туроператора сколько угодно, но по закону он прав. Отсюда и такое же отношение к гидам.
— Если вне закона все, откуда тогда разговоры про «официальных» гидов?
— В советское время была своя школа гидов, потом она разрушилась, и в каждом субъекте возникли ассоциации гидов, которые в договорных отношениях с местными комитетами по туризму легализовались. Но речь не о профессии, а об организации. И дальше они гидов сертифицируют за деньги. Но с точки зрения государства — они занимаются деятельностью, которая в законе не прописана. Получается, у нас есть цивилизованный туристический рынок и нет отлаженной системы гидов.
— А что мешает принять закон, если проблема так остро стоит и все о ней знают?
— Есть с этим законом один момент, который, на мой взгляд, является камнем преткновения. Одно из требований — гидом может быть только гражданин России. Это логично, но штука в том, что, например, в Москве китаистов не хватает. В столице всего 130 гидов с китайским языком, которые приписаны к московской ассоциации, в Петербурге их больше 300. В Москву в высокий сезон ежедневно приезжает 200 китайских групп, которые находятся в городе два-три дня. Если завтра примут этот закон и он сразу начнет действовать, то поток сразу упадет. Сейчас их ведут вот эти пресловутые «нелегальные» гиды.
— Откуда они вообще взялись?
— Когда три года назад была эта дискуссия, операторы говорили: «Ребята, мы погибнем, мы не сможем вести эти группы», и тогда мы придумали выход из ситуации. Он заключался в том, чтобы китайских студентов, которые тогда еще никакого отношения к серым схемам не имели, легализовать как сопровождающих. Российские операторы с российскими учредителями и инвесторами брали китайских студентов, которые здесь учатся, обучали их у себя на курсах — и они работали с группами там, где не хватало русских гидов. Делали они это, конечно, нелегально — ну не могли они этого студента оформить. Они обратились к нам, мол, сделайте так, чтобы мы могли заключать с ними договор и платить налог. Мы проделали большую работу для этого, но вышло так, что эти студенты вошли в конкуренцию с русскими гидами и последние подняли большую истерику, что мы легализуем китайских нелегалов. В результате мы откатились назад, а через некоторое время эти студенты, которые работали с российскими компаниями, стали работать с китайскими направляющими компаниями. И вместо того чтобы работать с нашими по договору, они вошли в эти большие серые схемы, которые уже организовали китайцы оттуда. Три года назад была возможность выровнять рынок и контролировать его, а в итоге мы своими же руками толкнули его в то, что есть сейчас.
— Один из аргументов против китайских студентов — они рассказывают небылицы. Например, что Петр I — внук Ленина или что Петербург основал Сталин.
— Если говорить о некомпетентности китайских гидов, то тут тоже все неоднозначно. Я ради эксперимента как-то взял в Питере нашего гида, очень толкового, который сказал, что аура Петербурга очень печальная и город занимает первое место по числу самоубийств. И я говорю коллегам: «Знаете, китаец рассказал нам, что Питер — лидер по числу самоубийств». И мне ответили: «Вот видишь, видишь, что китайцы говорят!». Я в итоге раскрыл карты, но суть в том, что мы совершенно иначе это воспринимаем, когда это говорит иностранец, а не наш человек. Я часто спрашиваю коллег: а если бы китаец рассказал все, как есть, вы бы его приняли? Да его бы точно так же растерзали, потому что он конкурент.
— А в чем принципиальное различие между нашими гидами и китайскими?
— Тут есть одна чисто китайская особенность. Все, кому платит китаец, воспринимается как прислуга. Наш гид — это другого плана человек: у него, как правило, не одно высшее образование, несколько иностранных языков, и он ведет себя соответствующим образом. Китайский гид — человек, который обслуживает эту группу 24 часа чуть ли не по щелчку. Услужливость — штука обязательная. У нас по-другому: если заплатили за семь часов работы, значит, столько и отработает — это сезонная работа, и каждый час гиду дорог.
— Ну хорошо, приехала группа, ходит со своим «нелегальным» студентом, но ведь и гуляет не в абы каких местах. Одна из основных претензий в том, что китайцы ходят только в определенные магазины, от которых российскому бюджету пользы никакой, да еще и пускают туда не всех. Все деньги при этом оседают в карманах китайских владельцев подобных точек…
— Китайцы очень любят шопинг — это обязательная часть любой поездки. То, что есть магазины, куда пускают только группы, — это тоже тот вопрос, который не стоит так раздувать. Во-первых, по закону магазины могут устанавливать собственный режим посещения, ассортимент товаров и цены. Во-вторых, а что обычный человек хочет найти в тех магазинах по тем ценам, которые предлагают туристам? Но есть одна вещь, которая действительно важна, — а платит ли он налог? Пропустил ли он товар через кассу? Глобально ситуация с подобными магазинами выглядит следующим образом: там китайские инвесторы, но с российскими юридическими лицами. Среди них есть те, кто действительно работает нечестно, а большая часть товара идет мимо кассы.
— Говорят, что для оплаты используют китайскую платежную систему WeChat Pay. Это действительно так?
— Да, для этого используется WeChat Pay, но тут тоже есть несколько моментов. Есть , которая является одним из представителей системы WeChat Pay в России. Они приходят в крупные магазины — типа ГУМа — и подключают кассовые аппараты к платежке WeChat. В нем нет ничего страшного, он просто удобен — ты наводишь на QR-код и оплачиваешь покупку. Это как раз та самая инфраструктура, за которую мы ратуем. И тут абсолютно нет ничего нелегального. Однако не везде пришел тот же «Яндекс» и подключил WeChat Pay. Что происходит в таких случаях: есть телефон, который зарегистрирован в Китае, и есть китайский счет, но QR-код находится в российском магазине. Такие транзакции, конечно, идут мимо нацбанка.
— А в чем вообще фишка этих сувенирных магазинов, где цены завышены просто в невообразимое количество раз?
— Представим себе, что я — китайский туроператор, и я заложил перелет, размещение, передвижения, посещение музеев и питание. Получилась сумма, скажем, 5000 юаней. Нет, дорого, дай-ка я его продам ниже себестоимости, например, за 2000 юаней. Казалось бы, зачем это делать? Но я понимаю, что у меня есть «свой» человек — либо турлидер, либо вот этот студент, который поведет группу в магазин. В этом магазине по цене в пять раз больше туристы купят разного товара — и 30% уйдет моему человеку. Из них 10% он оставит себе и 20% отдаст мне. Таким образом, я покрою разницу на демпинге и, может быть, останусь в плюсе. При нормальной схеме турпродукт — это разница между оказанными услугами и прибылью, которую берет себе оператор и делит с принимающей стороной. По серой — принимающий оператор вообще не нужен, все делает этот китаец, который ведет группу.
— Неужели туристы до сих пор не поняли, что это все ловушка? Они же не отрезаны от мира, читают соцсети, обмениваются информацией.
— Конечно, уже сейчас китайцы понимают, что их начинают разводить, и приходя в магазин, ничего не покупают. Кстати, эта схема с магазинами обкатана не только у нас. В Таиланде, на Филиппинах, в Корее происходит то же самое, есть даже видео, где турлидер буквально заставляет китайских туристов что-то покупать, утверждая, что он из-за этого заложил квартиру, и если они ничего не приобретут — он просто умрет. В России их пока раскручивают стандартным «Кругом все подделки, но мы знаем магазин, где вы купите настоящий товар». Но так вечно продолжаться не может, поэтому даже эта история начинает потихоньку отходить. Кстати, недавно нацбанк объявил, что только за три месяца низкого сезона китайские туристы принесли в казну более 200 миллионов долларов. Впервые государство дало официальную цифру прибыли от китайского туризма. Но в целом — китайцы все-таки любят работать «со своими», это правда.
— Хорошо, по магазинам понятно. А что с остальными составляющими тура? Как и куда уходят деньги от них?
— Тут тоже надо разбирать все детально. Начнем с перелетов. В  и обратно в Китай летает 11 авиакомпаний: семь российских и четыре китайских. Все они платят аэропорту деньги за обслуживание. Разумеется, есть еще прибыль от билетов. Не забудем и про зону Duty Free, где китайский чек вдвое больше, чем стандартный. Живут они все в гостиницах, причем тут часто получается очень смешно. В высокий сезон отели жалуются нам: «Ой, эти ваши китайцы всех европейцев нам распугают», как низкий сезон: «Слава Богу, у нас есть китайцы, они нам спасают все». С музеями то же самое. Нам  говорит: «Летом — это просто святых выноси, но в это время года много всех, не только китайцев. Но спасибо им за январь!» Начинается финансовый год, казна пустая, и кит