Генконсул Италии: «Визовых центров станет больше»

Франческо Форте – о ситуации с короткими визами, отказах и криминальном бизнесе Август – самый горячий месяц для россиян, и многие стремятся провести его подальше от дома. А с учетом полярного лета – где-то под солнцем. Италия удовлетворяет всем этим запросам, неудивительно, что из года в год она остается одним из топовых направлений выездного туризма. Мы встретились с генеральным консулом Италии в России Франческо Форте и за чашечкой настоящего итальянского эспрессо обсудили все злободневные вопросы. «Мы проводим жесткую проверку при выдаче виз» Господин консул, в этом сезоне туристы и турагенты активно обсуждали в соцсетях тот факт, что консульство Италии в РФ стало чаще выдавать визы строго под даты. Например, один из пользователей оставил такой комментарий: «После двух годовых полностью отъезженных в Италию виз третью дали строго под даты поездки». Как вы можете это прокомментировать? Я посмотрел статистику за прошлый год и за первые месяцы этого. Мы выдаем наибольшее количество мультивиз на длительный срок – более 94 % выдаваемых виз подпадает под эту категорию. Я удовлетворен этими цифрами. То есть эта статистика не совпадает с комментариями пользователей. Таким образом мы можем сказать, что подобные заявления не имеют под собой статистической базы. У меня есть определенные подозрения, почему возникают такие комментарии. Наше консульство проводит активную и очень жесткую проверку при выдаче виз. И уже обратилось с несколькими заявлениями в прокуратуру как Итальянской Республики, так и Российской Федерации, связанными с коммерциализацией выдачи виз. Что значит «криминальный бизнес» и в чем он заключается? В том, что не имеющие разрешения от консульства посредники гарантируют за деньги продолжительность срока виз. Никто не имеет на это права, поскольку данное решение принимает исключительно консульство на основании определенных критериев и, конечно, политических указаний, исходящих от посла и генерального консула. Говорят, что в каждом консульстве существует некий план по отказам в выдаче виз. Это действительно так? Я могу говорить только о консульстве Италии и эту информацию не подтверждаю. У нас порядка двух процентов отказов – минимальный показатель среди всех стран Шенгенского соглашения. На самом деле количество отказов увеличивается к концу сезона? Процент отказов остается ровным на протяжении всего года. Кстати, большинство из них связано с поддельной банковской информацией. Мы этого не позволяем ни в коей мере. Я могу понять, когда кто-то называет свою должность пышным образом, но фальшивые справки – это преступление, о котором, по-хорошему, нужно сообщать в полицию. Как вы наказываете нарушителей – карантином или пожизненным запретом? Мы отказываем в визе, но турист имеет право податься еще раз. Таковы визовые рекомендации. Будь у меня возможность, я проявлял бы больше строгости. «Туроператоры обращаются с проблемами каждый день» В прошлом году Генеральное консульство Италии объявило о запуске новой процедуры аккредитации туроператоров. Тогда же появилась информация о создании органа контроля и координации сотрудничества, на содержание которого туроператоры должны выделять по 100 евро в год. На каком этапе находится создание этой структуры? Она уже функционирует. Это внешняя структура, которая осуществляет поддержку консульства. Она играет вспомогательную роль, но ключевые решения принимаю я. Идет обмен информацией между Генеральным консульством и туроператорами по всем вопросам, связанными с процедурой аккредитации и визовыми практиками. Очень важно было создать именно такую структуру, которая позволяет проводить постоянный диалог и решать существующие проблемы. Хотелось бы все-таки понять, что из себя представляет данная структура? Пока речь идет только об одном человеке, который работает в тесной связи со мной. Но со временем специалистов станет больше, что позволит отслеживать каждый конкретный случай. Но для начала они должны будут приобрести опыт в визовых отделах агентств, чтобы лучше понимать существующие проблемы. Постепенно эта деятельность будет расширяться. Тут важно сказать о ежегодном взносе, который делают операторы. Дело в том, что средства консульства являются государственными, и мы не можем их использовать для того, чтобы сделать более удобной деятельность коммерческих организаций. Поэтому мы просим делать вклады в нашу общую работу. Должен сказать, что я еще не получал жалобы на деятельность этой структуры. Наоборот, туристический рынок остался ею доволен, хотя изначально реагировал с определенным скепсисом. Как часто к вам обращаются туроператоры? Каждый день поступают какие-то запросы, в основном связанные с визами. Эта структура помогает решать конкретные вопросы, не перекладывая их на плечи людей, которые занимаются выдачей огромного количества виз и у которых нет сил и возможностей в полной мере заниматься отдельными случаями. Но еще более важной для меня является возможность доводить до туроператоров информацию о проблемах, с которыми мы сталкиваемся. Надо понимать, что эксперименту только первый год. И если окажется, что эта структура чем-то неудобна, мы можем внести изменения в ее деятельность. Какие условия для аккредитации должен выполнить туроператор? В первую очередь он должен заниматься выездным туризмом и быть включенным в Единый федеральный реестр туроператоров. Ни одна компания, удовлетворяющая этим требованиям, не получала отказ. В данный момент аккредитовано 120 операторов. Естественно, мы пытаемся облегчить жизнь и агентствам, для них формируется отдельная процедура. «Главный критерий – надежная работа» В начале разговора вы сказали, что решение о выдаче визы принимается на основании определенных критериев. О каких именно идет речь? Это критерии, которые прописаны в Визовом кодексе, являющемся частью европейского законодательства. Основной – постепенность: первая виза выдается на короткий срок, при каждой следующей подаче ее продолжительность увеличивается. То есть если у вас есть годовая финская, то итальянская с большой долей вероятности может быть выдана на два года. И я бы хотел вернуться к упомянутому вами случаю, когда после двух длительных виз следующая была выдана под сроки поездки. Вероятно, здесь речь идет о том, что предыдущие визы не были использованы надлежащим образом. И мы, конечно, стараемся избегать практики так называемой visa-shopping. Но я бы хотел подчеркнуть, что для нас всё большую важность имеет не только исторический процесс наращивания продолжительности виз, но и работа человека, обращающегося за визой. Он не обязательно должен зарабатывать огромное количество денег. Но если мы видим, что трудовая деятельность человека стабильна и надежна, то риски миграции равны нулю. И мы можем позволить себе большую гибкость. Например, это касается брони гостиниц или авиабилетов, которая, как мы знаем, в реальности не всегда используется. И на этом основании мы выдаем визы на три или пять лет. Сколько времени человек должен проработать на одном месте, чтобы ему дали длительную визу? Он ведь может подыскать доходное место за месяц-два до подачи на визу. Если у него соответствующий законодательству трудовой договор, то мы можем просто позвонить в организацию, где он работает, чтобы уточнить информацию. И нет необходимости работать там бесконечное количество лет. Разве реально заниматься еще и обзвонами при том объеме выдаваемых виз, который отличает итальянское консульство? Мы проверяем, конечно же, не всех, а только если для этого есть определенные основания. Мы можем позвонить также в банковскую организацию, чтобы проверить предоставленные сведения. Нагрузка у сотрудников очень большая, поэтому сейчас мы работаем над рационализацией этого процесса: более эффективное использование имеющихся у нас ресурсов позволит увеличить выдачу виз на 20 %. Мы действительно ежегодно выдаем колоссальное количество виз – порядка 500 тысяч. И даже один процент отказа – это уже 5 000 виз. И хотя вероятность ошибки достаточно низка, совсем исключить ее нельзя. Что делаете в случае ошибок? Мы всегда можем поднять документы и посмотреть, была ли допущена ошибка. Кроме того, я доступен для контактов – на Facebook у меня открытый профиль. Со мной часто связываются люди, которых я не знаю. И я рад ответить и провести проверку: таким образом мы только снижаем процент ошибок. Я это делаю, во-первых, потому, что это моя обязанность как сотрудника государственной организации. А во-вторых, потому что для меня очень важно бороться с незаконным посредничеством, которое имеет место быть. «Принцип «страны первого въезда» работает до сих пор» В одном из интервью вы упомянули принцип «страна первого въезда». Но разве он до сих пор существует? Принцип первого въезда сохраняется. Я не вполне, быть может, считаю такой подход хорошим, но он существует, и мы должны его соблюдать. Если вы получили итальянскую визу, но ни разу не были в Италии, то при следующем запросе получите визу под сроки поездки и предупреждение. Но я же могу получить визу в Италию, однако в силу изменившихся планов «распечатать» ее во Франции? Если у вас, допустим, есть трехлетняя итальянская виза, вы не обязаны ездить только в Италию. Но первый въезд имеет значение. Он должен производиться в ту страну, которая выдала визу. Если вы едете в другую, сотрудник пограничной службы имеет право вас не пустить. Этим правом пользуется и итальянская полиция. Более того, этому уделяется всё больше внимания, потому что, к сожалению, мы часто сталкиваемся с проблемой подделки виз. Господин консул, планируется ли увеличение числа визовых центров? Не могу конкретизировать, однако их станет больше. И я считаю, что это прекрасные изменения. В прошлом году почти 700 000 гостей из России посетили Италию. Это высокая цифра. Многие ездят по нескольку раз в Рим, Венецию. Поскольку россияне отличаются тем, что им нравится возвращаться в Италию, мы рады выдавать им визы на один, два, три или пять лет. И это как раз отличает нас от российских консульств в Италии, где, к сожалению, не в полной мере соблюдается принцип взаимности. Мы часто слышим жалобы от наших соотечественников, что выдаваемые визы имеют краткий срок, а сама процедура отличается сложностью. Если бы мы поступали так же, то российские граждане столкнулись бы с более тяжелым и сложным процессом получения виз. Но я очень доволен той щедростью, которой отличается наше консульство. И был бы еще более доволен, если бы эта щедрость проявлялась и со стороны российских консульств.

Генконсул Италии: «Визовых центров станет больше»
© HotLine.travel