«Тех, кто приезжает специально, единицы». Югра пока не готова стать туристической Меккой

По информации управления туризма Губернатор Югры Наталья Комарова в своем Instagram поделилась с подписчиками информацией о том, что в регионе предлагается множество турмаршрутов на любой вкус, включая восхождение на горы и сплавы по северным рекам. «Хорошо, что мы с вами, дорогие югорчане, живем на такой замечательной земле», – пишет губернатор. Как рассказали «ФедералПресс» в управлении туризма округа, основная доля отдыхающих состоит из югорчан, а также приезжающих на спортивные и событийные мероприятия граждан. «На сегодняшний день этнографический туризм стал визитной карточкой Югры. Согласно рейтингу, проведенному аналитическим агентством «ТурСтат» на основе данных анализа предложений этнотуров и этнографических фестивалей, Югра вошла в топ-15 самых популярных российских регионов для этнотуризма», – сообщили в управлении. По информации чиновников, в настоящее время для поддержания туризма в правительстве Югры разработана система грантовой поддержки юрлиц, занятых в сфере этнотуризма, оказывается методическая поддержка по разработке программ, а также по работе со студентами. В целях продвижения этнографического туризма возможности Югры презентуются на международных, российских туристских выставках и форумах, формируются каталоги актуальных предложений. На вопрос о планах управления там рассказали, что в июне было подписано соглашение между правительством Югры и ООО «ТТ-Трэвел» (туроператор TUI) в сфере туризма. Целью соглашения является продвижение туристских продуктов округа на российском рынке. Основные направления развития, упомянутые в соглашении, – детский, социальный, лечебно-оздоровительный и культурно-познавательный туризм.Кроме того, отметили в управлении, в августе 2019 года начинает функционировать центр компетенций в сфере туризма с функциями туристско-информационного учреждения. Его цель – продвижение и популяризация туристских возможностей Югры в России и мире, увеличение турпотока в Югру. «Большого спроса на туристические услуги у нас нет». Как в Югре работают турфирмы Чтобы найти готовый тур по Югре, надо постараться. При вводе в поисковике запроса «Туры в Югру» появляются ссылки на входящие в реестр туроператоров ООО «ЮГРА-ТРЭВЕЛ» и ООО «ЮграМегаТур», а также на экскурсионное бюро «По Югре» и еще несколько местных фирм. Найти предложения от федеральных компаний на просторах интернета так и не удалось. На сайте «ЮграМегаТура» есть несколько пакетных предложений. Одно из них – «Живая легенда Югры», четырехдневный этнотур Сургут – Ханты-Мансийск. Цена указана для группы более чем из десяти человек и составляет 38,7 тысячи рублей на одного, не включая стоимость авиабилетов. Остальные предложения касаются проведения новогодних каникул в Югре и стоят в среднем 8 тысяч рублей с человека. А еще одно зимнее предложение – «Попробуй Югру на вкус, на глаз и на ощупь!» – за три дня будет стоить 13,3 тысячи рублей. «ЮГРА-ТРЭВЕЛ» предлагает россиянам как экскурсионное обслуживание в Ханты-Мансийске, так и автобусные туры, а также базы отдыха и прием в столице округа. Максимальная стоимость прогулки по городу стоит 1,2 тысячи рублей с человека. Шестичасовая прогулка по новогоднему Ханты-Мансийску обойдется в 2,1 тысячи. Автобусные однодневные туры для школьников стоят от 1 тысячи рублей. Экскурсионное бюро «По Югре» предлагает программы как из Сургута и по Сургуту, так и из Ханты-Мансийска. Выбор туров обширен – можно погулять по Сургуту, посетить различные этнографические музеи в разных городах округа, прокатиться на хантыйское стойбище. Стоимость обзорной экскурсии на автомобиле, рассчитанном на одного-трех человек, составляет 4 тысячи рублей, далее цена растет в зависимости от размера выбранного транспорта. Как показал мониторинг предложений на сайтах югорских турфирм, в основном программы имеют экскурсионную направленность и рассчитаны на непродолжительное время. «ФедералПресс» пообщался с руководителями указанных компаний и выяснил, как обстоят дела с внутренним туризмом в Югре на самом деле. Директор «ЮграМегаТура» Тимур Давыдов рассказал, что указанная на сайте стоимость варьируется от маршрута, времени года, количества человек. Больше всего маршруты по Югре популярны у жителей округа, и в основном это этнокультурный туризм. Также большим спросом пользуются экскурсионные программы у школьников и приезжающих в столицу округа спортсменов. Более сложные туры, говорит директор фирмы, разрабатываются индивидуально и по запросу. Подобных запросов, отмечает Давыдов, немного, и индивидуальные программы заказывают по большей части москвичи, хотя приезжали гости и из Челябинска, и из Екатеринбурга. Стоимость подобных туров руководитель турфирмы назвать затруднился, так как профильный специалист находится в отпуске. Также Тимур Давыдов отметил, что у фирмы есть и другие предложения, не опубликованные на сайте. Программы включают даже покорение северных гор. Руководитель «ЮГРА-ТРЭВЕЛ» Татьяна Нестерова напротив отмечает, что югорчане практически не заказывают пакетов по округу, потому что на ту же рыбалку люди выезжают самостоятельно. И в общем отмечает низкий спрос на турпродукты по Югре. «Большого спроса на туристические услуги у нас нет. Он появляется только под какие-то запланированные мероприятия», – признается глава турфирмы. Спрос упал сильно, говорит Татьяна Нестерова, за последние два года, что связывает с общим экономическим кризисом в стране. Татьяна Нестерова говорит, что, безусловно, они могут разработать индивидуальный тур по запросу, но стоимость такого путешествия назвать затруднительно как раз из-за специфики путешествий «под клиента». Пакетные туры в фирме есть, например, экскурсионный автобусный маршрут «Удивительная Югра» на три дня, который стоит 17,6 тысячи рублей. Как правило, во все подобные туры включается и посещение хантыйских стойбищ, но за дополнительную плату. Еще одно интересное начинание фирмы – работа по брендированию данного маршрута, что позволит продавать «Удивительную Югру» через фирмы в других городах России. «Тех, кто приезжает специально, единицы» Директор агентства туров «По Югре», которое работает на рынке с 2010 года, Дмитрий Пахоруков рассказал, что его фирма занимается сугубо организацией экскурсий, так как в Сургуте и районе этой деятельностью никто из частников особо не занимается. Становиться туроператором пока не собирается, так как выгоды не очевидны, а лицензия не по карману. По его словам, в компанию обращаются операторы за услугами гидов – как федеральные, так и региональные. Агентство организует индивидуальные и групповые экскурсии. В последнее время, отмечает директор фирмы, поток туристов поубавился, но причины назвать затруднился: «Скорее совокупность факторов. Еще пару лет назад заявок было больше». Про совместную работу с муниципальным управлением туризма Дмитрий Пахоруков сообщил: она ведется, но не очень активно: «Сейчас она ограничена тем, что мы ежемесячно отправляем отчеты о турпотоках». Также он считает, что со стороны правительства региона должна быть налажена работа по комплексной поддержке компаний, занимающихся внутренним туризмом. Так, заметил руководитель, с 2019 года была отменена региональная льгота, позволяющая выплачивать налог по сниженной ставке. Еще одной большой проблемой этнотуризма Дмитрий Пахоруков назвал «закрытые» дороги нефтяных компаний и, в частности, «Сургутнефтегаза», из-за КПП которого фирма перестала возить туристов на стойбище семьи Русскиных, у которых, по замечанию директора фирмы, действительно создана аутентичная атмосфера быта коренных народов. Главной проблемой развития туризма в Югре Пахоруков считает дороговизну: большие расстояния сказываются на цене путешествий по округу, стоимости гостиниц, общепита. Также он считает, что надо вкладывать в объекты туристической инфраструктуры, некоторые из которых на данный момент недоступны для массового посещения из-за отсутствия парковок, подъездных путей и элементарно теплых туалетов даже в окружном центре. Руководитель компании привел простой пример: по дороге из Сургута в деревню Русскинскую, где расположен музей, посвященный КМНС, нет ни одного туалета или зоны отдыха. А путь при этом занимает около 2 часов. Как объяснить это туристу? Вот и приходится по старинке сворачивать на обочину в кусты. В целом, что касается перспектив развития туризма как такового, Дмитрий Пахоруков отметил: пока массового турпотока в Югру вряд ли можно добиться из-за дороговизны авиаперелета и других способов передвижения. «Тех, кто приезжает специально, единицы. А так это либо деловой турист, либо родственники живущих на территории округа», – отметил глава экскурсионного агентства. Также «ФедералПресс» связался с Виталием Русскиным, который вместе с семьей принимает гостей в своих родовых угодьях. Он отмечает, что поток туристов не очень большой. Возможно, предполагает Виталий Русскин, причина в отсутствии правильно выстроенной рекламной стратегии. Стоимость посещения стойбища начинается от 2000 рублей. Отметил предприниматель и помощь муниципалитета: им была получена грантовая поддержка от администрации Сургутского района. Расположены родовые угодья в 200 км от Сургута. На стойбище в зависимости от сезона можно порыбачить традиционным для хантов способом, покататься на оленях и снегоходе, поучаствовать в мастер-классах и многое другое. Отметим, что добраться до Ханты-Мансийска или Сургута из главных городов России Москвы, Санкт-Петербурга или Екатеринбурга – тоже не дешевое удовольствие. Стартует ценник от 15 тысяч рублей за билет туда – обратно, но нужно учитывать, что сейчас самые дешевые предложения авиакомпаний не включают ни багаж, ни питание, ни выбор места в салоне. Такая стоимость билета сравнима со стоимостью перелета из Москвы в большинство европейских столиц. «Нужны не турфирмы, а локации» Опытный путешественник, заядлый рыбак и бизнесмен, который посетил почти все уголки России с «хорошим клевом», Анатолий Герасев из Москвы считает Югру, безусловно, интересным направлением: «Хорошие реки, большие щуки». Однако Герасев отмечает, что пакетных туров от местных фирм он и не ждет. По его опыту, их не предлагают нигде в России, да они и не нужны. Люди, у которых есть деньги, имеют ресурс организовать все самостоятельно вплоть до перебросок вертолетом. Важно, по мнению эксперта, развивать точечные базы, которые уже очень популярны, например, на территории Камчатки и Кольского полуострова. «Нужны не турфирмы, а локации», – считает Анатолий Герасев. Бизнесмен отметил еще несколько факторов, влияющих на турпоток: организация логистики, сервис на «базе», грамотные егеря. Также Анатолий Герасев считает, что ориентироваться надо не на массовый сегмент, а «начиная со среднего класса стремиться в премиум». Профессор кафедры менеджмента и сервиса Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС Галина Дехтярь рассказала «ФедералПресс», что важным фактором для Югры является сезонность, – зимой здесь слишком холодно для приема туристов. Сегодня действительно идет акцент на внутренний туризм и на развитие въездного. «Чем больше здесь будет культурных мероприятий, национальных праздников, освещаемых заранее, тем лучше. Мероприятия-шоу – это то, что привлекает и россиян, и иностранцев», – считает эксперт. Также в Югре, полагает Галина Дехтярь, требуется развивать гостиничную сеть, качество экскурсионной программы, но все же главным для развития туризма в округе эксперт считает проведение ивентов. Пока приезд туристов небольшими группами действительно не дает должного экономического эффекта. Повышение туристической привлекательноcсти для регионов сейчас – это очень популярная тенденция, например, так называемое создание бренда территории, отмечает Дехтярь, но на все нужно время и «раскачка». Фото: ФедералПресс/Полина Петренко, ФедералПресс/Елена Майорова

«Тех, кто приезжает специально, единицы». Югра пока не готова стать туристической Меккой
© РИА "ФедералПресс"