Тревожный рынок авиаперевозок: поможет ли Универсиада превратить Екатеринбург в международный хаб?

В столице Урала осталось три международных перевозчика Из Екатеринбурга ушла последняя международная авиакомпания Европа из-за дороговизны полетов стала не интересной для уральцев Екатеринбург может превратиться в евразийский хаб Уход Finnair не самая приятная новость На протяжении последних 10 лет Екатеринбург теряет международных авиаперевозчиков. Этот год не стал исключением. Эксперты уверены, эта тенденция подошла к концу, а финальную точку поставила финская авиакомпания. Однако в Finnair не отрицают: если рентабельность данного направления повысится, то в будущем полеты возобновят. Однако по прошествии долгого времени ни одна из ушедших компаний так и не вернулась на Урал. Так, например, «Чешские авиалинии» покинули Екатеринбург из-за экономической ситуации – снижения пассажирского спроса и роста стоимости авиакеросина. По информации пресс-службы аэропорта, из иностранных компаний рейсы в Кольцово в настоящее время выполняют Turkish Airlines, Flydubai, Air Astana, Corendon Airlines и другие. «Для иностранных авиакомпаний, работающих в регионах, актуальны две модели развития бизнеса – перевозки по курортным направлениям либо привлечение трансферного пассажиропотока в свои хабы за пределами России. Именно по второму направлению работала авиакомпания Finnair, стремясь развивать транзитный потенциал хаба в Хельсинки. Однако иностранные авиакомпании испытывают серьезное конкурентное давление со стороны российских перевозчиков, предоставляющих ежедневно более десяти стыковочных «волн» через Москву. Эта тенденция характерна для большинства регионов России, где зарубежные авиакомпании развивали вторую модель бизнеса», – сообщили «ФедералПресс» в пресс-службе аэропорта Кольцово. Для города, который претендует сдать международным хабом, необходимо присутствие 10–15 % мировых авиаперевозчиков. Изначально свой хаб в Екатеринбурге планировала разместить компания «Аэрофлот», но в 2018 году отказалась от этой идеи. Сейчас главный претендент – Красноярск. Что же касается столицы Урала, то крупный российский перевозчик планирует развивать транспортный узел регионального значения. Исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев считает, что из-за общеэкономического характера город поочередно потерял всех существующих международных игроков. «В целом надо развивать туристские проекты и экономику нашего региона, но этого не случилось. Это одна из наиболее очевидных причин, которые могли повлиять на уход компаний. Также общеэкономические: платежеспособность населения, их заинтересованность, – мы влиять на это не можем. Говоря о последствиях, конечно, мы делаем все, чтобы они были минимальны, и работаем совместно с Кольцово по привлечению сюда других авиационных игроков. Естественно для нашего города, который претендует на международный хаб, – недостаточно иметь трех зарубежных авиапевозчиков, а то, что у нас нет европейских компаний, – тревожно. Авиакомпании принимают решение не исходя из работы сезона; группа аналитиков изучает потенциал региона, инвестиционные возможности и привлекательность. Уход авиакомпании – это не просто диагноз нашей экономической обстановке и инвестиционной привлекательности, но и сигнал другим компаниям, не обязательно связанным с туризмом и авиацией, которые видят эти вещи, анализируют и подают крайне не положительный сигнал для других зарубежных компаний», – рассказал «ФедералПресс» Мальцев. Финская компания заявила, что отказалась летать в Екатеринбург из-за недостаточного количества людей. А для европейских перевозчиков в первую очередь важна нагрузка. По словам заместителя заведующего кафедрой отделения предпринимательства в индустрии гостеприимства и туризма РАНХиГС Виктора Прасова, очень сложно сказать, чем руководствовалась уходящая компания. Уход европейских авиаперевозчиков не сулит ничего хорошего.«Если мы говорим про европейских перевозчиков, то у них настроена определенная логистика, которая комфортна для потенциального гостя, без многочисленных пересадок. Плюс это расширение географии для местных жителей, которые отправляются в ту же самую Европу. У каждой авиакомпании своя стратегия: кто-то работает, условно, в формате лоукостеров, также они отслеживают конкуренцию на тех или иных направлениях и оценивают свой потенциал развития. Также оценивается каждый рынок исходя из своих представлений о развитии географии полета. Может быть, Finnair посчитала для себя более приоритетные направления; может быть, хотела развить рынок активно, а потом что-то пошло не так; может, какие-то внутренние конфликты. Если речь о загрузке самолета, то тут может играть роль вопрос цены, – например, пришли с тарифом в определенной надежде получить трафик, но потом посмотрели, что русские авиакомпании летают так же стабильно и предлагают цены на уровне или ниже», –говорит эксперт. Имидж Екатеринбурга находится под угрозой? Тем временем городские и региональные власти работают над имиджем Екатеринбурга. Так, в прошлом году город принял чемпионат мира по футболу, который в России проходил впервые. Можно смело сказать, что ЧМ стал знаковым для имиджа столицы Урала. В 2018 году власти попытались во второй раз выиграть международную выставку «ЭКСПО-2025», но Екатеринбург опередила Япония. И в 2019 году город выиграл право на проведение международной Универсиады в 2023 году. Планируется, что новая инфраструктура, логистика и технологии станут главным наследием Универсиады и буду служить людям. Власти уверены, что спортивное мероприятие станет одним из самых ярких в истории международного студенческого движения. Так считает и эксперт ФоРГО Анатолий Гагарин. «Это тенденция, которая подходит к финалу. Сильного ущерба, конечно, не будет, хотя это неприятно. В связи с тем, что у нас планируется Универсиада, в рамках которой аэропорт Кольцово расширит свои терминалы, я думаю, что предложения от других перевозчиков еще будут. А в преддверии спортивного мероприятия найдутся иностранные компании, которые захотят открыть выгодный для себя маршрут. Я думаю, что наши руководители и авиакомпании уже думают над подобными схемами», – уверен политолог. В свою очередь администрация Екатеринбурга считает, что город сохранит ведущие позиции в России по объему международных авиаперевозок. «Администрация города с сожалением относится к решению компании Finnair закрыть программу перелетов из аэропорта Кольцово. Пассажиропоток в среднем в последние годы увеличивался на 8–10 %, и мы прогнозируем сохранение данной тенденции. Важно, что уход европейского авиаперевозчика не скажется на международной мобильности жителей города. Будем надеяться, что Finnair вернется на уральскую землю», – сообщили «ФедералПресс» в пресс-службе мэрии. «Падение трафика пассажиров возникло из-за политико-экономических причин» Эксперты в области туристической индустрии уверены: чтобы в дальнейшем авиакомпании не покидали Екатеринбург, необходимо осуществить со стороны области, где есть достаточное финансирование, грамотное и разумное действие в диалоге с профессиональным сообществом. Также надо создать понятные базовые туристические маршруты, адаптированные программы и внятную концепцию, исходя из которой можно было бы привлекать зарубежных туристов. «Мы как регион интересны для туристов, потому что у нас хороший аэропорт, прекрасные отдельно взятые маршруты, отельная база и крепкое профессиональное сообщество. Для нас необходимо содействие со стороны области и города, а вокруг Кольцова должна быть полная консолидация. Такая работа была по сути провалена нашими областными чиновники, которые отвечают за это. Несмотря на то что это все хорошо финансируется, активно работали только профессиональные сообщества. Эффективной работы от области, к сожалению, не велось», – резюмировал Михаил Мальцев. Директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков считает, что авиакомпании уходят из-за определенных политико-экономических причин. Например, девальвация рубля, удорожание туров и снижение потока туристов в Европу. Плюс наши авиакомпании «не сидели просто так и успели наладить определенные маршруты». «Сейчас можно улететь в Европу «Уральскими авиалиниями» или другими компаниями. Люди пользуются русскими авиакомпаниями, что тоже является следствием экономических причин. Ничего такого катастрофического не произошло. В данной ситуации у Кольцова есть шанс превратиться в евразийский хаб. Была такая идея – стать международным хабом, рейсы же в Азию не прекратились и даже увеличиваются. Есть поворот на восток, и он состоялся, а Европа стала во всех смыслах непривлекательна – ни в туристическом, ни в экономическом. Надо признать и констатировать – в данном моменте Екатеринбург повернулся больше в сторону Азии», – уверен Русаков. Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин