Уйти в заплыв: гид по речным круизам

Кто есть кто на рынке речных путешествий по России В этой статье эксперты помогут туристам и турагентам сориентироваться в том, какие компании работают на рынке речных круизов в России, чем различаются их флоты, а также расскажут о предлагаемых маршрутах. Куда поплывем? Лучшие маршруты Наиболее популярный маршрут – это, разумеется, Москва – Санкт-Петербург и обратно. На север речные лайнеры ходят до Соловецких островов, на юг – до Астрахани и Ростова-на-Дону, на восток – до Перми и Уфы. Продолжительность круизов в самые отдаленные порты может составлять 2-3 недели. Есть более короткие – например, до Казани с заходом в Болгары и на остров Свияжск, до Нижнего Новгорода, Ярославля, Плёса. Пользуются спросом также маршруты выходного дня – из Москвы в Углич, Тверь, Мышкин. Круизы по всем этим направлениям широко представлены у участников «Речного альянса» – «Водохода», «Мостурфлота» и «Инфофлота». При этом компании стараются чем-то выделяться на фоне конкурентов, у каждой есть и уникальные предложения. Так, «Мостурфлот» анонсировал в этом году два маршрута с заходами в Великий Новгород на корабле «Сергей Есенин». «Это знаковое для речников событие. Ведь уже несколько лет на рынке не было теплоходов, способных благодаря своим техническим характеристикам ходить и по озерам, и по небольшим рекам, таким как Волхов», – поясняет Светлана Гончарова, замгендиректора «Мостурфлота» по туризму. Кроме того, у компании всю летнюю навигацию – 2019 курсирует круизное судно по Оке – обычно по этой мелководной реке делают рейсы нечасто. «Инфофлот» помимо Европейской части России работает в Сибири – предлагает маршруты по Байкалу и Енисею. А фишка «Водохода» – тематические круизы, на которые собирается публика по интересам. «Театральный», «12 стульев», «Школа долголетия», «Большая рыбалка», «Фотокруиз», «Русские в космосе» – вот лишь некоторые программы сезона-2019. Если у участников «Речного альянса» основу флота составляют четырехпалубные лайнеры, то у нижегородской компании «Гамма» – трех- и двухпалубные. Это дает свои преимущества – расширение сети маршрутов по большим рекам малыми, где крупные суда ходить не могут. «В стоимость круизов не включены экскурсии, кроме того, предлагаются разные варианты питания, что делает продукт «Гаммы» очень привлекательным по цене», – добавляет руководитель туроператора «Круизный Дом» Константин Пучков. Свои среди чужих Примерно 50 % круизов у «Водохода» и «Мостурфлота» продается иностранным туристам – из Европы, Северной и Южной Америки, Азии и даже Австралии. Есть компании, ориентированные преимущественно на путешественников из-за границы, например, «Ортодокс». Совершить плавание по родным рекам в окружении интернациональной публики могут и россияне, если, конечно, места на теплоходе не выкуплены полностью зарубежными гостями. Плюс в том, что под интуристов, как правило, задействуют наиболее комфортабельные теплоходы. Кроме того, некоторые соотечественники, особенно не испытывающие языкового барьера, предпочитают путешествия именно в компании иностранцев. Но нужно учитывать нюансы. Выбор маршрутов на порядок беднее. Обычно это линия Москва – Санкт-Петербург, причем в обеих столицах предусматриваются двух-трехдневные стоянки, а вот заходов в малые города по пути следования почти нет. Развлечения на борту ориентированы на возрастную публику, ведь преобладающая часть иностранных туристов – пожилые пары без детей. Скорее всего, молодежи в таких поездках будет скучно. Новые старые корабли Основа флота даже у самых крупных речных компаний – круизные теплоходы, строившиеся еще для СССР на верфях Германии, Австрии, Венгрии более 30 лет назад. Есть суда и 50–60-летнего возраста. Означает ли это, что и инфраструктура на бортах под стать прошлой эпохе? Отнюдь. На сегодня большинство кораблей уже прошло глубокую реновацию – кают без удобств, с общими туалетами и душами уже практически не осталось, поясняют эксперты. На некоторых теплоходах проводится полное переоборудование палуб по единому проекту. Так, у «Мостурфлота» перестроены все помещения для гостей на лайнере «Княжна Виктория» – каюты теперь имеют площадь от 14 до 26 кв. м, почти все – с балконами, новая мебель и интерьеры, ресторан с современной шведской линией. На «Михаиле Булгакове» еще в 2010 году оборудована верхняя палуба класса люкс. У «Водохода» полностью модернизирован корабль «Мстислав Ростропович», самым современным требованиям отвечают «Санкт-Петербург» и «Александр Пушкин». Уровень комфорта на подобных судах соответствует размещению в отелях 4-5*, под стать и сервис. «Реновированные теплоходы используются в первую очередь на маршрутах для иностранцев, нашим же туристам места доступны далеко не всегда», – обозначает проблему Елена Караманова, директор по PR и маркетингу туроператора «Виа Марис». Ее компания помимо морских круизов продает и речные по России. Однако именно благодаря долгосрочным контрактам с иностранными партнерами появляются средства на обновление флота, ведь государство в этом вопросе пока речникам не помогает, парируют представители круизных компаний. Так, у «Мостурфлота» сейчас строится теплоход класса «река-море» «Пётр Великий», у «Водохода» по сходному проекту PV300 – корабль «Мустай Карим». Два небольших судна в постройке и у нижегородской «Гаммы». Возможно, с пополнением флотов новыми лайнерами речные круизы по России на самых современных кораблях станут более доступны и нашей путешествующей публике, не теряют надежды наблюдатели.