Электронная путевка: во сколько она обойдется туроператорам и турагентам?

В туризме наступает эра электронного документооборота В июне правительство опубликовало два постановления, которые имеют прямое отношение к туризму. В первом (№ 748) прописаны «правила обмена информацией в электронной форме» между туроператором, турагентом и туристом. Во втором (№ 747) – утвержден регламент создания и функционирования информационной системы «Электронная путевка», причем постановление вступает в силу уже 25 июня. Эксперты считают всё это предвестниками неминуемой цифровизации и отказа от бумажного документооборота в туризме. Когда она случится и сколько будет стоить для турбизнеса? Сначала новости хорошие: появление этих двух постановлений пока не исключает и не ограничивает применения традиционных бумажных договоров. Речь о том, что правительство просто разъяснило порядок использования их электронных аналогов. Ведь и турагенты и туроператоры были наделены правом использовать электронный документооборот (ЭДО) еще начиная с 1 января 2018 года. То есть потребовалось полтора года, чтобы появились правила игры. Переходить на электронные договоры пока необязательно. Однако, по мнению наблюдателей, очевидно, что государство готовит рынок к внедрению многострадального проекта «Электронная путевка», а передавать туда данные «на бумаге» будет невозможно. Сам по себе факт выхода один за другим двух взаимосвязанных правительственных постановлений говорит о том, что цифровизация не просто неизбежна, но и может произойти в ближайшем будущем. Каких перемен ждать туррынку? Несмотря на неопределенность по срокам перехода на электронный документооборот, увидевшие свет правила игры уже заставили представителей турбизнеса поволноваться. В постановлении № 748 сообщается, что и туроператоры и турагенты должны обеспечить туристов личными кабинетами в своих информационных системах. Заказчики, в свою очередь, смогут при покупке тура дистанционно, в сети Интернет, получить на руки подписанный электронной цифровой подписью поставщика или розничной компании собственный экземпляр договора о реализации турпродукта. Разъяснений, на чьи плечи лягут создание личных кабинетов туристов и выписка электронных подписей, в документах нет. Мнения экспертов на этот счет разделились. Одни считают, что это обязанность туроператоров, которые в состоянии обеспечить покупку или доработку программного обеспечения, вспомогательных программ для генерации ЭЦП. «Турагенты просто не потянут этот функционал. У них в штате или на фрилансе должен быть IT-специалист, который будет вести сайт, системный администратор, поддерживающий инфраструктуру», – комментирует исполнительный директор «САМО-Софта» Александр Савелов. Потянет ли розница такие расходы, учитывая, что далеко не у всех есть даже собственный сайт? «Многие до сих пор сдают отчетность путем отправки почтовых сообщений или непосредственно в фискальном органе, вместо того чтобы подключиться к ЭДО», – говорит Дарья Барыгина, бухгалтер с более чем 10-летним опытом работы в туризме. Туроператорам в этом плане проще: у них уже есть все инструменты для обмена данными с дилерами, осталось только внедрить в эту цепочку туриста. Однако, по мнению учредителя юридического агентства «Персона Грата» Георгия Мохова, есть большая вероятность, что всё же это коснется турагентов, потому что именно они напрямую взаимодействуют с туристами, принимают заявки, а самое главное – заключают договор о реализации туристского продукта. «Логично было бы предоставить туристу один личный кабинет для доступа ко всей информации по заявкам и турам. И чтобы он был создан внутри государственной информационной системы «Электронная путевка». А из постановления следует как раз наоборот. Заказчику нужно будет получать электронную подпись у каждого турагента и туроператора, у которых он что-то покупает. Получается, информационные системы турфирм должны обеспечить выдачу электронной подписи каждому туристу, идентифицировать их или предложить пройти идентификацию», – комментирует юрист. Возможные последствия для розницы эксперт прокомментировал в ходе прямого эфира на TourDom.ru. Во сколько обойдется стыковка с электронной путевкой? К постановлению № 747, посвященному электронной путевке, у профессионалов туризма тоже много вопросов. Дело в том, что перечисление всей информации, которую необходимо указать в ЭП, достигает десятка страниц. Это уникальный номер, дата формирования, сведения о туроператоре или турагенте, даты начала и окончания путешествия, названия страны отправления и прибытия (вплоть до населенного пункта), а также название принимающей стороны и ее контакты. Кроме того, в электронной путевке указываются дата заключения договора и цена турпродукта, данные заказчика тура и всех туристов, сведения об услугах, входящих в турпродукт, и т. д. Внесение такого объема информации вручную займет у специалистов турфирм значительную часть их рабочего времени. Впрочем, какие из полей окажутся обязательными для заполнения, станет ясно, когда будет определен оператор системы. Напомним, ранее в качестве главного претендента на это место называли АО «Национальные туристические технологии» (структуры госкорпорации «Ростех»). Сейчас уверенности в этом уже нет. Так же, как и данных о сроках внедрения системы. По этой же причине до сих пор отсутствует определенность с техническими требованиями, которые позволят программистам с опытом создания софта для туристического бизнеса интегрировать системы туроператоров с государственной информационной системой. А это значит, что те решения, которые айтишники крупных туроператоров применяли в ходе тестирования проекта, могут просто не подойти под новые требования. По мнению Александра Галиновского, гендиректора «Мегатека», сложнее всего придется туроператорам, использующим софт собственной разработки. «Они должны будут потратиться на создание шлюзов к электронной путевке и сервисам, предоставляющим ЭЦП. Только на это может потребоваться, по нашей оценке, от 1 млн рублей, не считая необходимости осуществлять поддержку софта», – комментирует Александр Галиновский. Однако готового решения под ключ нет и у разработчиков туристического программного обеспечения. Но затраты на доработку своего продукта они готовы взять на себя. В «Мегатеке» уверяют, что для их клиентов это будет бесплатно. Такой же позиции придерживаются и в компании «САМО-Софт». Ради чего бизнесу придется нести все эти дополнительные расходы? Заявлено, что электронная путевка должна обеспечить прозрачность работы участников рынка. Но эксперты уверены, что на деле этого сделать не получится. Обелить турбизнес система может только если будет отображать платежи и иметь фискальные признаки. Но изначально такой функции заложено не было. По факту ЭП будет выполнять статистическую задачу – отображать, насколько заявленные туроператорами объемы соответствуют их финансовому обеспечению.