Что делать пассажирам в случае задержки авиарейса
Штрафы за задержки рейсов для перевозчиков могут составить три процента от стоимости билета за каждый час простоя, при этом пассажирам разрешат в судебном порядке взыскать с авиакомпании весь объём убытков. Такие поправки собираются внести в законопроект об увеличении штрафных санкций за просрочку доставки пассажиров, грузов и багажа. «Парламентская газета» разобралась, на что сегодня могут рассчитывать пассажиры, пострадавшие из-за задержки рейса. 100 рублей за час задержки — это мало По действующим нормам Воздушного кодекса за просрочку доставки пассажира, багажа или груза перевозчик обязан заплатить штраф в размере 25 процентов от МРОТ за каждый час просрочки, но не больше 50 процентов стоимости билета. От санкций освобождаются перевозчики, которые докажут, что опоздание произошло по независящим от них причинам. Сегодня базовая сумма МРОТ, которая применяется для исчисления штрафов, составляет 100 рублей. Соответственно, штраф за час просрочки равен 25 рублям. «Данная норма не обеспечивает экономическую сопоставимость размера штрафных санкций к стоимости перевозки, оплаченной пассажиром», — считают авторы законопроекта: сенаторы Алексей Майоров, Валерий Васильев и Ирина Гехт. Они подчёркивают, что размер «штрафного МРОТ» был установлен в 2000 году и с тех пор не менялся. Сенаторы предложили повысить штраф до 100 рублей за каждый час задержки, а также позволить вводить эти санкции за просрочку доставки не только пассажира, но и отдельно его багажа. В декабре прошлого года Госдума приняла законопроект в первом чтении. В ходе подготовки его ко второму чтению в документ внесли поправки, которые обяжут авиаперевозчиков возмещать пассажирам убытки из-за задержки рейса в полном объёме. Об этом рассказал член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Максим Сураев во вторник, 18 июня, после заседания комитета. «Добиться возмещения убытков, в случае принятия законопроекта, пассажиры могли бы в судебном порядке», — отметил законодатель. Кроме того, депутаты предлагают установить размер штрафа на уровне трёх процентов от стоимости билета за каждый час простоя. По расчётам депутатов, конечные штрафы будут ещё выше, чем предложенные сенаторами, в среднем — 225 рублей в час. Что можно сделать в случае задержки регулярного рейса сейчас Отказаться от перелёта. Такой отказ считается вынужденным, поэтому перевозчик обязан вернуть уплаченные за билет деньги, даже если он был невозвратным. Эти правила установлены в Воздушном кодексе и Федеральных авиационных правилах. Взыскать штраф с авиакомпании за каждый час задержки. Сегодня при внутренних перевозках он составляет 25 рублей в час. Компенсации задержек международных рейсов регулируются Монреальской конвенцией 1999 года, которую Россия ратифицировала в 2017 году. Согласно документу, за вред, нанесённый из-за задержки рейса, авиакомпания должна выплатить пассажиру сумму, не превышающую 4150 специальных прав заимствования (в пересчёте на российскую валюту — более чем 360 тысяч рублей). «Важно сохранять билеты и посадочные талоны, а также фиксировать время задержки либо на стойке регистрации, либо уже по прилёту. С этими документами нужно обращаться при перелёте по России — по основному юридическому адресу авиакомпании, при международном перелёте — на любой адрес авиакомпании», — разъяснил «Парламентской газете» глава Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. Он также подчеркнул, что как с российских, так и с международных компаний штрафы можно взыскивать только в том случае, если задержка произошла по их вине. Отсрочка перелёта из-за технических проблем, метеоусловий и прочих обстоятельств непреодолимой силы не является основанием для взыскания штрафов и компенсаций с авиакомпании. Потребовать возмещения убытков. Пассажиры, которые понесли убытки из-за задержки рейса, могут воспользоваться нормой Закона «О защите прав потребителей» и потребовать от авиакомпании возместить их в полном объёме. Сюда относятся такие случаи, как опоздание на стыковочный рейс, невозможность получить заранее оплаченные услуги, срыв контракта и так далее. Здесь также важно иметь документы, которые подтверждают факт понесённого ущерба. «Люди имеют право требовать возмещения убытков, но это не означает, что они будут взысканы», — обращает внимание Илья Зотов. Эти процедуры ведутся через суд, ведь нужно доказать вину авиакомпании и прочие обстоятельства, поэтому это весьма длительный и затратный процесс. «А вот компенсации за задержку пассажиры могут получить всегда», — отметил эксперт. Люди имеют право требовать возмещения убытков, но это не означает, что они будут взысканы. Иногда пассажиры сталкиваются с проблемами не по вине перевозчика, а другой организации. Глава Общероссийского объединения пассажиров привёл в пример недавний случай в аэропорту Шереметьево: «Люди не могли получить по пять-шесть часов свой багаж, из-за чего опаздывали на стыковочные рейсы. В этом случае возможны регрессные выплаты: авиакомпания требует компенсаций от аэропорта, а пассажир всегда обращается только в авиакомпанию», — пояснил он. Ждать вылета. При этом авиакомпания должна обеспечить пассажирам: воду и один телефонный звонок — при задержке более двух часов; питание — при задержке более четырёх часов; расселение в отеле и трансферт — при задержке более шести часов ночью и более восьми часов днём; доступ в комнату матери и ребёнка — пассажирам с детьми. Если авиакомпания отказывается предоставить такие услуги, пассажирам ничего не остаётся, как есть и селиться в отель за свои деньги. Но стоит сохранить все чеки, чтобы затем взыскать убытки с компании. «Но есть один нюанс: всё должно быть в рамках разумного, — уточняет Зотов. — Если пассажир заселится в люкс-номер или воспользуется такси бизнес-класса, то компенсации он не получит».