Ещё
Россиянам в Египте выделят отдельные выходы на посадку
Россиянам в Египте выделят отдельные выходы на посадку
Новости путешествий
"Победа" предупредила о возможном подорожании билетов
"Победа" предупредила о возможном подорожании билетов
Новости путешествий
Россиянам рекомендуют не посещать Китай
Россиянам рекомендуют не посещать Китай
Новости путешествий
Названы интересные для иностранцев места России
Названы интересные для иностранцев места России
Новости путешествий

Первые турфирмы в СССР: кто придумал шоп-туры? 

Первые турфирмы в СССР: кто придумал шоп-туры?
Фото: HotLine.travel
Из цикла: «Лучшие статьи журнала Tourism.Story на TourDom.ru!» Выпуск 9 Как аспиранты в перестройку зарабатывали на приёме иностранцев, кто придумал шоп-туры, и что везли за границу первые туристы? Узнайте это из статьи «Как всё начиналось», которую мы публикуем в рамках акции «Читаем лучшие статьи журнала Tourism.Story на TourDom.ru!» Обсудить этот и другие материалы проекта мы предлагаем в профессиональном сообществе FB «Трэвел Президиум».
Этот выпуск «ГЛ» открываем первой главой из будущей книги об истории коммерческого туризма в нашей стране. Текст ранее публиковался, но это тот случай, когда уместно повторить, — многие ключевые события произошли именно в те годы, о которых пойдёт речь.
Добро пожаловать в «Империю зла»
Коммерческий туризм в СССР, в отличие от секса, точно был, хотя и не афишировался. И тому есть свидетели — бывшие сотрудники «Интуриста», «Спутника» и профсоюзных организаций. Самые предприимчивые из этих людей в эпоху преобразований стали постепенно переводить свою профессиональную деятельность на рельсы бизнеса.
Представьте себе: середина 80-х. Perestroyka & Glasnost. Советский Союз окружён ореолом реформаторской романтики, и к нам со всего мира буквально рвутся иностранные туристы. Самые любознательные и охочие до экзотики мечтают лично посетить бывшую «Империю зла». А ещё едут люди левых взглядов, чтобы увидеть своими глазами, как реализовались их идеалы на практике.
Для организаторов поездок большой проблемой были международные платежи, поэтому возник безвалютный обмен. Допустим, иностранная компания отправляет нашему «Спутнику» группу клиентов, берёт с них деньги за всю поездку (включая свою маржу, разумеется), но покупает только билеты. А в России «Спутник» организует для гостей приём — трансферы, проживание, питание, экскурсии и развлечения. Денег за обслуживание от зарубежного отправляющего партнёра не получает, вместо этого сам встречно посылает ему группу советских туристов. Своеобразный бартер.
В нашей стране такие путёвки ещё распространялись по советской схеме — среди передовиков производства, комсомольских вожаков, активных коммунистов, людей идеологически грамотных и надёжных. Нужны были рекомендации с места работы и учёбы, проводились собеседования в парткомах и комсомольских организациях. Но это официальная сторона дела. Конечно же, путёвки шли и налево — причём не всегда за них брали деньги, зачастую отправляли нужных людей или же первых шопников, которые по возвращении расплачивались шмотками.
Вообще-то эти поездки можно было продавать за любую цену, но тут имелись свои риски. Вспоминает Дмитрий Арутюнов, гендиректор туроператорской компании «АРТ-ТУР», который начинал карьеру в «Спутнике»: «В нашем подмосковном „Спутнике“ одну коллегу арестовали сотрудники ОБХСС при попытке продать путёвку стоимостью 70 руб. в десять с лишним