Изжить советский сервис. Как Ростовская область может привлечь туристов

Власти Ростовской области заявили, что рассчитывают за год привлечь в регион не менее 1,3 млн туристов. Цифра – амбициозная. Насколько реалистичен этот прогноз «АиФ на Дону» решили узнать у эксперта в туристической сфере, специалиста по территориальному маркетингу Алексея Матвеенко. Всемирные дни Дона Сергей Хорошавин, «АиФ на Дону»: Чиновники Ростовской области подсчитали, что в этом году регион посетят не менее 1,3 миллиона гостей. Цифра очень и очень приличная. Это уже сравнимо с Казанью – одним из лидеров внутреннего российского туризма. На ваш взгляд, насколько обоснован этот прогноз? Алексей Матвеенко: Думаю, вполне реалистичен. Если не ошибаюсь, то, по итогам ЧМ-2018, у нас побывало полтора миллиона гостей. Итоговое число, конечно, будет зависеть не только от местных усилий – могут повлиять как положительно, так и негативно масса факторов. Например, все активнее говорят про упрощение оформления виз для иностранцев. После того позитивного «информационного хвоста», который остался России от успешного мундиаля - это реальная перспектива роста потока интуристов и в страну в целом, и в наш регион. Или возьмем железнодорожный мост в Крым - его запуск, старт железнодорожного сообщения с полуостровом - в целом, конечно, позитивное событие, однако благодаря этому улучшению логистики, оно в следующем сезоне точно приведет к краткосрочному оттоку внутренних туристов с других направлений. И так далее и тому подобное. Нам бы, конечно не помешало спортивное или культурное мега-событие, подобное Чемпионату мира. Но, думаю и того, что делается сейчас, достаточно для мотивации к поездке на Дон и в Ростов. Простой пример - 18 мая в области одновременно проходило до десятка интересных туристу событий. Фестиваль «Оборона Таганога 1855 года», «Каяльские чтения», «Сыр, вино и джаз», день выпускника ЮФУ, «Цимлянская лоза» и другие. Поэтому с учетом того, что май у нас традиционно один из самых красивых и благоприятных месяцев в году, родилась даже мысль устроить Всемирные дни Дона, на третьи выходные мая. Это может быть заменой мега-событию, эдаким составным фестивалем, который включит в себя массу интересных для туриста мероприятий и мест. Пока это только мысль, но она уже произнесена вслух... Кроме того, продолжается работа с транзитным трафиком, который может дать существенный прирост количества туристов. Как раз один из локомотивных проектов, реализуемых сейчас в донском туризме - «Выходные на вольном Дону» - это движение в данном направлении. Туристический тестер – и для транзитников и для тех, кто отслеживает акции авиакомпаний, летающих в Ростов-на-Дону. Проблема «баблоскрёбов» - И все-таки нельзя сказать, что на данный момент с туризмом в регионе всё хорошо, и нам уже надо думать о том, чтобы как-то ограничивать потоки путешественников. Что-то мешает развитию в этом направлении – или все-таки объективные условия таковы? - Туристическая инфраструктура у нас в довольно хорошей «боеготовности». После Чемпионат мира неплохо загружены и премиальные отели, и хостелы. Есть, конечно, сильно «уставшие» объекты, ожидающие реновации, но это, скорее, единицы. Про рестораны и кафе много говорить не надо, вообще донская и ростовская кухня - это наша гордость. Главная проблема, как и везде по стране - кадровая. Хорошие гиды, администраторы отелей, элементарно официанты – на вес золота. Но это вопрос системный, и тут у нас тяжелое наследство советского сервиса еще не изжито. Это - дело времени и обновления учебных программ профильных вузов, там зияет такая дыра между теорией и практикой, в которую может многое улететь. Если более широко смотреть на понятие «туристической инфраструктуры», включая в него, например, городскую среду, - то тут чуть сложнее. Проблема нехватка зелени в Ростове-на-Дону, где плюс 40 в тени летом – частое явление, это серьезная проблема. Бой за сохранение исторической застройки – тоже пока, скорее, проигран и мы на глазах теряем наши архитектурные жемчужины, сносимые ради возведения «баблоскрёбов». При этом посмотрите комментарии в российских блогах про Ростов-на-Дону – народ «пищит» от нашей исторической застройки. Хорошо, что город пока здорово выручают городские пространства общего пользования: парки, скверы, набережная, Пушкинская. Обязательно надо довести до ума велосипедную инфраструктуру. С нашим климатом на велосипеды и самокаты есть огромный запрос и у туристов, и у горожан. Кроме того, в области очень остро стоит вопрос речной инфраструктуры, у туристов очень ограниченный - и эстетический и физический - доступ к нашему Дону-Батюшке. А это ведь огромный и, увы, мало используемый потенциал. Трудно пока и с объединением усилий всего множества людей, которые работают в отрасли, и заинтересованы, в общем-то, в одном и том же. Мне кажется главная причина – отсутствие единого свободного оператора. Эта причина отчасти может быть устранена при помощи созданного Агентства по развитию туризма Ростовской области, и сейчас все ждут, когда оно заработает и покажет свои мощности. Благо уникальных вещей для туристов на Дону и в Ростове – масса, нужна грамотная упаковка и маршрутизация для современного, в первую очередь, самостоятельного туриста. Впрочем, точечная финансовая поддержка приоритетных проектов, тоже не повредит. Выиграть у соседей - Включение городов Ростовской области в состав маршрута «Боспорское царство» может что-то дать? - Конечно, может. Нам межрегиональные проекты очень нужны. Особенно если грамотно продвигать наши ресурсы в рамках этого проекта и особое внимание уделить самостоятельному путешественнику, не полагаясь только на организованные группы. - Какие преимущества есть у Ростова и области в сравнении с соседними Краснодарским краем и Крымом? - Главное наше преимущество – современные подходы и маркетинговое мышление. К примеру, благодаря которому команда экспертов и специалистов разработала один из самых жизнеспособных российских туристических брендов, и стратегию туристической привлекательности. А внедрение этой стратегии и продвижение бренда «Вольный Дон» зависит от осмысленных усилий профильных ведомств, которые имеют место быть. И в не меньшей степени от людей на местах – у нас в туризме прямо как на подбор работают не просто энтузиасты, а прямо огонь-люди, говорю, исходя из личного опыта. И не могу вновь не затронуть любимое – гастрономический аспект. В силу исторических и географических обстоятельств, традиций и преемственности Ростов-на-Дону и Ростовская область обладают самым мощным в стране гастрономическим потенциалом (виноделие наше, конечно, надо развивать и продвигать активнее) - это и есть наши козыри. Пришло время рассказать миру про казачью и ростовскую кухни. - Назовите пять туристических достопримечательностей региона, которые просто обязан посмотреть-посетить любой турист? - Пять – мало! У нас в туристическом зонировании есть уже семь уникальных природных, культурных и этнографических зон. И в каждой турзоне –десяток знаковых мест. Я лучше назову пять своих мест из одной ближней турзоны - «Большой Ростов». Потому что если говорить о первом коротком пребывании с грамотным проводником с этими местами можно познакомится за три дня – за выходные. Ростов-на-Дону, Мержаново, Таганрог, Азов, Чалтырь, Старочеркасская.

Изжить советский сервис. Как Ростовская область может привлечь туристов
© АиФ Ростов