Войти в почту

Как один город разделил Словению и Италию

Я обожаю города, разделенные государственными границами. Чаще всего это потрясающий контраст между бедностью и богатством, демократией и диктатурой, чистотой и грязью, радостью и печалью. Причем в считанных метрах друг от друга: Берлин (1945−1989), Гёрлиц, Иерусалим (1948−1967), Перемышль, Братислава, Эль-Пасо, Славонский Брод, Раджар и многие другие. Некоторые города более известны, другие не играли значимой роли в мировой истории и про них редко вспоминают. Взять, к примеру итальянский город Гориция на востоке Италии на границе со Словенией. Старинный и очень колоритный городок с застройкой XVII — XVIII веков, куда редко заглядывают туристы. До 1918 года город был границей между Австро-Венгрией и Италией, затем после завершения Первой мировой войны перешел под контроль Италии. Горицию дважды посещал Бенито Муссолини, в 1938-м и 1942 годах. В 1943-м, после капитуляции Италии, в город вторглись со стороны Австрии немецкие войска и немедленно взялись за уничтожение местных евреев, которых Муссолини не трогал, несмотря на союз с Гитлером. В 1945 году, после поражения фашистской Германии, в Горицию вошли югославские партизаны под руководством Йосипа Броз Тито и все те, кто сотрудничал с нацистами, либо в этом подозревался были казнены после кратких военно-полевых судов. В наши дни Италия воспринимает те дни как геноцид против итальянского населения Горции со стороны югославов, поскольку были убиты более 1000 этнических итальянцев, по мнению итальянской стороны — преимущественно случайных людей и вовсе не нацистских коллаборационистов. Оставим это на совести итальянских историков, которые явно позабыли про десятки тысяч сербов, погибших от рук итальянской армии в 1940 — 1945 годах. До 1947 года Гориция находилась в неопределенном статусе вместе со всем регионом восточной Италии, включая Триест. Называлось все это в течение этих двух лет «Свободная зона Триест». Затем граница между Италией и Югославией была наконец согласована и Гориция была разделена между двумя странами по принципу проживания этнических итальянцев и словенцев внутри города. Таким образом, в пользу Югославии отошла восточная часть города и получила название Нова Горица. С учетом того, что словенцы проживали на окраине Гориции, то старый город с его красивыми соборами и дворцами оказался на территории Италии. Таким образом, с 1947 по 2004 годы город был перегорожен заборами, а затем, после вступления Словении в шенген Гориция снова стала фактически единым городом, как и во все прежние столетия. На Гугл-картах Гориция и Нова Горица выглядят таким образом, словенская часть справа. Цифрами я обозначил маршрут моей прогулки по обеим частям города: 1. Железнодорожная станция Гориции, куда прибывают поезда из других городов Италии. Там же, напротив вокзала монумент евреям, убитым нацистами летом 1943 года. 2. Пограничный переход, который функционировал в 1947 — 2004 годах. У меня сохранилась даже словенская въездная печать оттуда, когда там еще была границы и до шенгена были долгие 5 лет. Слева внизу, вверх ногами с надписью «Vrtojba» — 3. Замок Гориции XIV века постройки. 4. Пограничный переход, действовавший 1947 — 2004 не только как автомобильный, но и как пешеходный. 5. Железнодорожный вокзал в Новой Горице, там граница проходила прямо в 20 метрах (!) перед входом в вокзал. Я приехал в Горицию электричкой из Венеции, ехать около 2 часов и билет стоил на моей памяти 12 евро в одну сторону. Покупал билет в автомате на вокзале Санта-Лючия в Венеции — Монумент евреям-жертвам Холокоста напротив вокзала. Именно с этого вокзала они были отправлены летом 1943 года в лагеря смерти в Польше — Посещение старой части Гориции я оставил на потом. А сейчас решил отправиться смотреть бывшую границу Италии и Югославии. От вокзала до пограничного перехода идти недалеко, минут 20 неспешным шагом и вот переход. Тут я проезжал на прокатной машине 26 декабря 1999 года, вы уже видели выше штамп в паспорте — Еще пятьдесят метров и вы попадаете в Словению. Обратите внимание на железнодорожный мост, по которому собственно граница и проходила. Поезда шли на словенской стороне, но в двух метрах от идущего поезда была уже Италия — Вот уже 15 лет эти ларьки обмена валют и беспошлинной торговли стоят заброшенными — После вступления Словении в Шенген власти обоих городов (Гориции и Новой Горицы) согласовали и создали зону «дружбы и добросоведства», теперь тут вдоль бывшей границы парк и дорожки для прогулок. Про границу напоминают лишь вросшие в землю пронумерованные столбики — Местные рассказывают, что когда по этой линии курсировал пригородный дизель Любляна — Нова Гориция, то сотрудники пограничной полиции находились в вагонах и следили, чтобы никто не спрыгнул в… Италию. Также здесь активно функционировала контрабанда, и бывало, в поезда на ходу забрасывали дефицитные товары прямо из-за забора в Италии. Это второй пограничный переход в городской черте, здесь можно было пересекать границу пешком. Надо сказать, что в начале восьмидесятых годов, еще при коммунизме, власти Югославии подписали безвизовое соглашение с Италией, позволявшее югославам ездить в Италию без всяких виз. Достаточно было получить загранпаспорт в ОВИРе. А вот было ли так просто югославам получить загранпаспорт — этого я не знаю. А вот железнодорожный вокзал в словенской Новой Горице, за забором. Это я стою на итальянской стороны границы и откровенно говоря забор не слишком суровый. Для советского человека, привыкшего к двухметровым заборам с колючей проволокой, следовой полосой и минами — и вовсе детский сад — Перед вокзалом так называемая «Площадь Европы», символ объединения — В других частях некогда разделенного города забор выглядит совсем уж несерьезно. Гуляю тут по Италии и мог бы за две секунды перелезть в Словению. Несерьезно они подходили к охране границы — Перед вокзалом такая вот памятная вещь построена. Одной ногой можете стоять в Италии, другой в Словении — …собственно, я так и поступил — А это я уже в Словении и смотрю на Италию за забором — Словенский вокзал в Новой Горице — Разрисованная граффити электричка в столицу страны, Любляну — Необычная для пост-советских вокзалов вещь, питьевой краник — Пока жду отправления поезда в Любляну, самое время отведать местного словенского пива — Вид на разделенный границей вокзал с близлежащей горки — Вид с этой же горки на итальянскую часть города, там виден замок в Гориции. А сама граница проходит внизу по линии железной дороги — Ну и немного фотографий Гориции напоследок. В принципе, ничего особенного. Обычный приятный европейский городок — Местная старая синагога — © puerrtto. livejournal.com Уже ближе к вечеру разведал железнодорожный тоннель между двумя частями города. Это я стою со стороны Словении, а выход из тоннеля уже в Италии. Поезда здесь курсировали до Второй войны, а затем тоннель был закрыт. Сейчас там просто прогулочная дорожка между двумя странами — Уже через сутки, вернувшись из Любляны, я пересаживаюсь на электричку назад в Венецию — Собственно, все!