Турецкий передел: кто уходил и кто остался

Из цикла: «Лучшие статьи журнала Tourism.Story на TourDom.ru!» Выпуск 7 Мы продолжаем знакомить читателей с материалами из цикла «Читаем лучшие статьи журнала Tourism.Story на TourDom.ru!» Сегодня предлагаем вашему вниманию статью «Турецкий передел», опубликованную в марте 2018 года и посвященную событиям 2015–2017 годов на рынке организованного туризма в Турцию. Рынок туров в Турцию давно считается поделенным между крупнейшими турецкими холдингами, названия которых у всех на слуху. Но так было не всегда. Историю развития этого направления можно проследить по рейтингам «БАНКО», которые проводятся с 1997 года по неизменной методике. В марте 2015 года мы уже анализировали произошедшие изменения на HotLine.travel. С учётом того, что статья вызвала большой интерес, мы вновь обращаемся к этой теме в «ГЛ», дополнив обзор событиями 2015-2017 годов. От челночников к пляжникам В ту пору, которую принято называть «лихими 90-ми», Турция ещё не была раскрученным массовым направлением. Сейчас в это трудно поверить, но тогда на первых ролях в выездном туризме выступала Испания. Люди с деньгами летали на Канары, публика попроще – в Барселону. Турция ассоциировалась с челночным бизнесом и шоп-турами в Стамбул. С этого плацдарма турбизнес перешёл в наступление на пляжную Анталью, и уже в 1993 году компания «Светал» организовала туда чартерный рейс «Трансаэро». Тогда это было ноу-хау, благодаря которому туроператор несколько лет был в числе лидеров рынка – вплоть до второй половины 90-х, когда с владельцами фирмы случилось несчастье. В рейтинге предпочтений сотрудничества по Турции, составленном по итогам лета-1997 (см. таблицу 1), «Светал» ещё присутствовал. Ещё раз взглянем на таблицу. TEZ Tour, которому тогда всего-то было три года от роду, уже удалось пробиться на вершину. «Пегас» и Coral ещё только начинали свой путь. А вот о большинстве их ближайших соперников из той эпохи спустя 20 лет остались только воспоминания. В том числе не очень хорошие. Как не упомянуть компанию «Экзотревел» – ведь именно она в 1999 году начала эпоху банкротств и скандалов, изрядно подпортивших имидж организованного туризма. Как кто уходил Посмотрим, как менялся рейтинг по Турции в нулевые и какие события на рынке при этом происходили. В 2000-х на турецком направлении наступил этап жёсткой конкуренции за лидерство. Рейтинг предпочтений сотрудничества по итогам лета-2000 (таблица 2) показывает, что к TEZ Tour вплотную подобрался «Пегас Туристик». «Наблюдатели полагают, что для усиления своих позиций он использовал средство, применённое TEZ Tour в прошлом году, а именно работу в сегменте низких цен», – писала тогда «Горячая линия». Сам TEZ Tour выбрал другую стратегию и стал ориентироваться на более дорогие туры. Стоит отметить, что недавний лидер, Trek Travel, в то время начал терять позиции. Какое-то время он действовал под маркой «Аринна Туризм», в 2002 году в компании произошёл раскол, в результате которого образовался ещё один туроператор, РТК. Он работал на рынке вплоть до 2009 года, когда фирму было решено закрыть из-за кризиса. К слову, ушли достойно, выполнив все обязательства перед туристами и турагентами, – редкость даже сейчас. Сам Trek Travel постепенно свернул бизнес в России, хотя в Турции представлен до сих пор. Обратите внимание, какая феодальная раздробленность царила на турецком рынке образца 2000 года: по итогам голосования агентств, в рейтинг вошли сразу 18 компаний! Впрочем, уже в течение последующих пяти лет в процессе естественного отбора выявились лидеры. Это видно по рейтингу предпочтений сотрудничества за лето-2005. Наверху компании, которые сделали ставку на массовый поточный туризм и работу с агентствами: TEZ Tour, Coral Travel, «Мостревел» и «Пегас Туристик». Тем не менее из таблицы 3 видно, что внимание турагентств всё ещё было рассеяно между большим количеством туроператоров. Условно все они делились на две группы. Многочисленные «турки», которые развивались как часть турецких холдингов (Coral, «Пегас», Trek Travel, ANEX, «Бентур», «Детур», GTI, Ekfun, а также на том этапе и TEZ Tour), и все остальные. И те и другие черпали средства для развития из материнских компаний либо сторонних инвесторов («Дип Тур», «Капитал Тур»). Денег из-за постоянного демпинга и попыток вхождения новых амбициозных игроков требовалось всё больше. И когда средства кончались, турецкий рынок едва ли не каждый год сотрясали скандалы. В 2005 году летом разорился «Азтур» – его клиентов выселяли из отелей. Тогда же залихорадило «Дип Тур», отметившийся в нише супердешёвых туров. В 2006 году на рынке появился новый туроператор – «Луктур». Просуществовал он считаные месяцы, вызвав летом череду скандалов с незаселением туристов. «Межбизнесбанк», которому перешли права на торговую марку «Дип Тур», в конце концов закрыл эту фирму. Следующий громкий крах на турецком направлении произошёл через два года. Летом 2008 года, ещё до августовского кризиса, вслед за своим турецким партнёром Vasco разорился «Детур». В Турции на тот момент находилось около 600 клиентов туроператора. Это был первый большой тест-драйв системы финансовых гарантий, который уже тогда с треском провалился. Сумма неисполненных обязательств перед туристами (18 млн руб.) почти вдвое превысила существовавшую тогда минимальную планку финобеспечения – 10 млн руб. Августовский кризис 2008 года встряхнул рынок. Тихо ушёл один из аксакалов турецкого направления – «Креста Туризм», начинавший ещё с шоп-туров в Стамбул. К счастью для туристов, другой турецкий туроператор, GTI Travel, перед тем как свернуть бизнес в России осенью 2009 года, выполнил все свои обязательства и никого не кинул. А вот его европейским клиентам помощь потребовалась. Через четыре года крах потерпел материнский холдинг Kayi Group, в результате чего со скандалом были закрыты отправляющие офисы в Германии, Польше, Нидерландах, разорилась и дочерняя авиакомпания. Европейская система компенсаций, по отзывам экспертов, сработала чётко. Кризис подкосил и «Капитал Тур», который занимал заметные позиции в рейтингах на многих направлениях, в том числе и на турецком. В октябре 2010 года компания, как известно, разорилась. Фингарантии не помогли. Сделки удачные и не очень В 2005-2010 годах, когда объёмы на турецком направлении превысили планку 2 млн туристов в год, турбизнес стал интересен крупным инвесторам. На рынке начались процессы слияний и поглощений. В качестве удачного примера можно привести «Мостревел». К моменту, когда этот туроператор влился в российский TUI в 2010 году, он уже был в пятёрке лидеров по Турции и завоевал авторитет в агентской среде. В сочетании с ресурсами TUI это дало хорошие возможности для продолжения бизнеса. А вот для нишевого туроператора «Турэнергосервис», одного из старейших на рынке, ситуация сложилась иначе. В 2007 году фирму купила авиакомпания S7, но после кризиса 2008 года её туроператорский проект S7 Tour потерял привлекательность для авиакомпании и был постепенно свёрнут – перевозчик вернулся к тому, с чего начал, сосредоточившись на работе с пассажирами. Неоднократно менял владельцев «Бентур». До 2007 года он развивался как часть турецкого строительного холдинга MNG, владевшего сетью люксовых отелей World of Wonders. По сути, это была основа ассортимента «Бентура», его эксклюзив. Но узость предложения сдерживала и развитие. Отели в итоге отдали на реализацию усилившимся туроператорам-конкурентам, «Бентур» продали египетско-арабской группе Blue Sky, а те – турецкой фирме Time Services. Эти метания не прошли бесследно – об известной в прошлом марке сейчас практически забыли. В декабре 2015 года на волне антитурецких санкций компания была исключена из реестра туроператоров да так в него и не вернулась. Обратите внимание, как укрупнился рынок за пять лет (таблица 4). Количество туроператоров в рейтинге сократилось с 16 до 13, доля голосов московской розницы, контролируемых тройкой лидеров, увеличилась с 58 до 64,7 %. Примерно на таком же уровне это соотношение сохраняется в течение последних четырёх лет. Впрочем, направление, жизненно важное для крупных туроператоров, остаётся источником резонансных новостей. В 2014 году в вотчину турецких компаний вторгся «Библио-Глобус», которому по итогам первого же сезона удалось выйти на четвёртое место в рейтинге и привлечь более 7 % симпатий московского рынка. Два года спустя «Библио-Глобус» даже вышел в лидеры рейтинга предпочтений сотрудничества по Турции (таблица 5). Прорыву способствовал контракт с авиакомпанией «Россия», которая возобновила регулярные рейсы в эту страну сразу после того, как в июне 2016 года Владимир Путин снял ограничения на продажу туда туров. И так как вылеты фактически выполнялись по заказу «Библио-Глобуса», туроператор получил фору перед конкурентами. Напомним, возможности других компаний были ограничены, так как чартерные рейсы в Турцию туроператоры смогли возобновить только 2 сентября. А вот для туроператора Brisco 2016 год, наоборот, оказался фатальным. Компания входила в тот же холдинг, что и авиакомпания Metrojet, чей самолёт был взорван над Синайским полуостровом осенью-2015. Туроператор пытался переориентировать своих туристов с Египта на Турцию, но обострение отношений с этой страной и запрет на продажи туров окончательно подорвали её финансовое состояние. Что в итоге К лету 2017 года, после того как Россия окончательно примирилась с Турцией и туроператоры смогли нормально отработать сезон, статус-кво в рейтинге был восстановлен (таблица 6). Старые игроки вели позиционную борьбу, а новым взяться, казалось бы, неоткуда. Впрочем, пауза длилась недолго. Накануне сезона 2018 года зреет новая интрига – в российских регионах замечены эмиссары турецкого холдинга Hedef Group, которые соблазняют турагентов щедрой комиссией в 12 % и обещают отправить в Турцию 200 тыс. туристов. Впрочем, эксперты сомневаются в успешности данной инициативы, обращая внимание на то, что сам холдинг по объёмам и влиянию совсем не ровня тем турецким структурам, которые традиционно делают погоду на российском рынке. Розница же с позитивом воспринимает любых новых интересантов, пусть бы они даже оказались пирамидами. И главный аргумент здесь – размер комиссии: все-таки 12 % – куда лучше, чем 10, 8 или 6. «Новый поставщик точно продержится один сезон. Мы успеем заработать, поэтому не страшно», – так рассуждают многие в рознице. Так что пока есть желающие попробовать себя в качестве туроператора на турецком направлении, гарантировать стабильность конкурентного расклада здесь не приходится. Методика: как составляются рейтинги Рейтинги «БАНКО» строятся по принципу социологических опросов. В ходе исследования наши интервьюеры опрашивают более 600 специалистов розничных туркомпаний. Выборка формируется случайным образом из базы данных «БАНКО», содержащей сведения о более чем 5000 турфирм Москвы. Респонденты отвечают на два базовых вопроса – по каким направлениям активно работали (или планируют работать) и кого из туроператоров по названным направлениям считают достойными для включения в рейтинг. Исследование проводится 4 раза в год – до и после летнего и зимнего сезонов. Суммируя ответы, наши маркетологи формируют таблицы популярности направлений туризма в Москве и рейтинги предпочтений сотрудничества с туроператорами. В таблицах показана доля каждого туроператора в общем объёме голосов (до 2000 года редакция объединяла туроператоров в группы лидеров, указывая их совокупный результат, поэтому внешний вид таблиц в исследованиях первых лет несколько отличается от последующих). При подсчёте результатов за 100 % принималось общее число упоминаний всех туроператоров по рассматриваемому направлению туризма. В лидерские списки включались компании, набравшие десять и более голосов. Эти данные не связаны напрямую с реальными объёмами продаж туроператоров. Это именно итоги голосования агентств, которые отражают их симпатии и антипатии, показывают общее восприятие удобства работы розничных компаний с тем или иным туроператором. Результаты исследований мы регулярно публикуем на www.HotLine.travel в разделе «Рейтинги и репутация». Следующей статьей в рамках акции «Читаем лучшие статьи журнала Tourism.Story на TourDom.ru!» станет откровенное интервью экс-владелицы франчайзинговой Сети ТБГ Татьяны Дмитровой о том, почему она вышла из проекта. Читайте 10 июня на нашем сайте.

Турецкий передел: кто уходил и кто остался
© HotLine.travel