Несмотря на кризисы, спрос на элитный туризм растет, а современные технологии делают его доступнее
Пляжи Антальи и вулкан Килиманджаро, санаторная путевка и морской круиз на верхней палубе – еще недавно эти туристические миры были разделены непреодолимой стеной. Но сегодня они сближаются. С одной стороны, туристам приедается бюджетный отдых, звучит запрос на нестандартные сценарии отпуска. С другой – становятся не так уж недосягаемы элитные виды туризма. Среди них динамичнее всего развиваются авторские туры и яхтинг. «Профиль» с помощью участников рынка выяснил, почему дешевеют премиум-путешествия и как технологии сглаживают «социальное расслоение» туриндустрии. Планета в высоком разрешении Авторским туром называют поездку в составе небольшой группы, собранной бывалым путешественником: он везет клиентов по лично изведанным местам, делясь собственным опытом и мировоззрением. Такой формат возник в качестве альтернативы пакетному туризму крупных туроператоров с его стандартизированными, «безликими» программами. Вместо них в авторском туре обещаны креативный подход и неформальная атмосфера. Правда, большинство авторских туров пролегают по известным туристическим маршрутам, добавляя к ним лишь небольшую «изюминку»: дегустацию вин, ужин в аутентичном месте или мастер-класс по местным ремеслам. Но в последние годы на российском рынке встречаются и туры по экзотическим, малознакомым нашему туристу направлениям. Африканские саванны и водопад Виктория, Исландия и Антарктида, Гренландия и Тонга, Шантарские и Галапагосские острова, Камчатка и Чукотка: самые заповедные уголки планеты становятся доступны благодаря авторским путешествиям. Как рассказывает организатор таких поездок (проекты TeamTrip и WhaleWatchingRussia) Михаил Коростелев, конкуренция вынуждает участников рынка находить такие локации, куда практически не ступала нога человека. Например, не просто предложить клиентам восхождение на вулкан Ньирагонго в Республике Конго, уже освоенное туристами, но и организовать альпинистский спуск внутрь кратера, прямо к лавовому озеру. «Смысл авторских туров – не просто вывезти клиента, например, на Мадагаскар, – говорит Коростелев. – Вы можете приехать туда сами и ходить с путеводителем. Моя задача – показать неведомый Мадагаскар, о котором в путеводителе не написано. Уникальные маршруты – то, что помогает выделиться на рынке, приносит наибольшую прибыль. Например, мы предложили зимние туры на Байкал с катанием на коньках по поверхности озера – зашло на ура». Особо заманчивыми выглядят поездки в места обитания диких животных: наблюдение за медведями на Камчатке, плавание с китами в Норвегии, на Шри-Ланке и Азорских островах. «Оказалось, что киты людям очень интересны, – поясняет собеседник. – Причем самостоятельно организовать такое путешествие точно не получится, поскольку нужно обладать специальными знаниями: где и когда обнаружить кита, как вести себя при встрече, чтобы не побеспокоить животное. Нужно понравиться киту, чтобы он сам пошел на контакт и при этом не навредил человеку». Умеренный экстрим В целом, несмотря на кризис, интерес к авторским турам устойчиво растет, отмечает Коростелев. «Мой бизнес сложился из личного увлечения дикой природой, – признается он. – В какой-то момент вопросов от друзей, как съездить в Африку или на Камчатку, стало так много, что я решил: раз есть запрос, почему бы не заняться этим?» Эта история подтверждает: интернет сократил путь туриста в отдаленные уголки планеты. Раньше экзотическими направлениями занимались только специализированные турагентства, и цена путешествия была непомерно высокой. Теперь же гиды и клиенты находят друг друга в соцсетях – не нужно тратиться на рекламу и даже на оформление бизнеса. В результате авторские туры можно найти на любой кошелек: от 50 тыс. рублей на Байкал до 500 тыс. в Антарктиду. А значит, даже экономный турист иногда может себе их позволить. «Наши клиенты не олигархи, это образованная городская публика, которой мало простой поездки на курорт, – утверждает Михаил Коростелев. – Это активные, любознательные люди, интересующиеся окружающим миром. Бывает, что им приходится копить деньги для поездки. С другой стороны, иногда обращаются состоятельные люди, готовые заплатить несколько миллионов за VIP-тур». Таков уж «новый элитный» турист: его скорее встретишь не с коктейлем в шезлонге пятизвездочного отеля, а с рюкзаком на плечах в кратере вулкана. Впрочем, от обычных палаточных походов авторские туры отличаются достойным уровнем комфорта: организация лагеря и разведение костра лежат на сопровождающем персонале, в поездке гарантированы горячее питание и туалет. Выдающаяся физическая подготовка, навыки для участия не требуются, экстремальных нагрузок не бывает, говорит Коростелев. Некоторые программы даже составляются как семейные, детей от трех лет знакомят с джунглями и допускают к плаванию с китами. Внештатные ситуации практически исключены, настаивает собеседник «Профиля»: «Вопрос безопасности продумывается в первую очередь. Если группа направляется в края, где нет связи, у гида с собой есть спутниковый телефон. Маршруты зарегистрированы в МЧС, что позволяет быстро вызвать спасателей. Смотреть на медведей группа идет под присмотром вооруженного инспектора заповедника». Основная «опасность» для клиента заключается в возможности упустить понравившийся тур, иронизирует Коростелев: бронирование мест в группах начинается за год до поездки. Маршруты ручной сборки Туманная среда соцсетей не позволяет даже примерно подсчитать количество игроков в сфере авторского туризма: рентабельность проектов варьируется в широких пределах, поэтому на рынке постоянно появляются и исчезают новые участники. С организацией туров справляются не все: нужно заранее пройти маршруты самому, обзавестись партнерами, наладить отношения с местными жителями – в Центральной Африке это может быть совсем нелегко. Кроме того, подобные проекты сталкиваются с трудностями роста: поскольку каждое путешествие – товар штучный, его трудно масштабировать. Хенд-мэйд туризм не поставишь на конвейер – даже превзойдя традиционные турпакеты по соотношению цена–качество, он не сможет конкурировать с ними по объему продаж. «Пока нам удавалось каждый год удваивать обороты, не знаю, получится ли дальше держать такой темп, – откровенничает основатель TeamTrip. – Стараемся находить новых гидов, воспитывать их. Подходят не все: это должны быть харизматичные, увлекающие за собой люди. Постепенно команда расширилась так, чтобы можно было одновременно проводить два-три путешествия в разных странах. Конечно, мы не питаем иллюзий, что удастся создать массовый продукт. Хотя в целом российский авторский туризм мог бы конкурировать даже на международном рынке. Главное преимущество у нас – сама Россия. В мире есть множество путешественников, побывавших где угодно, но для них наша страна остается белым пятном. Мы предложили иностранцам маршруты по ней, и отклик превзошел все ожидания. Например, голландцам очень понравились туры на Байкал». Пропуск в красивую жизнь Часть авторских туров проводится на яхтах: гиды получают шкиперские права и катают клиентов по тропическим островам. Помимо этого, яхтинг востребован сам по себе. Ведь на борту небольшого судна можно устроить самый разнообразный досуг. Можно исследовать береговую линию, заплывая в труднодоступные с суши места и ежедневно открывая новые пейзажи. Можно участвовать в гонках под парусом, играх с поиском «клада», справиться за штурвалом со стихией и почувствовать себя героем романов Жюля Верна. Купание в любое время суток, гидроциклы, акваланги, бронзовый загар – все признаки роскошной жизни в наличии. Только в последние годы сложились условия для популяризации такого вида туризма. Развитие шеринговых сервисов (прокатов автомобилей, велосипедов и т. д.) не обошло стороной и водный транспорт. Растет число чартерных компаний, базирующихся в портовых городах и сдающих яхты в аренду: их оборот увеличивается на 7% ежегодно, в 2016‑м составил $8,1 млрд (данные Transparency Market Research). Это, в свою очередь, подстегнуло строительство судов. Кроме того, разрозненные до этого чартерные компании связали интернет-агрегаторы: в США – Boat Setter и GetMyBoat (более 30 тыс. лодок в системе у каждой), в Европе – Nautal (явный лидер, 25 тыс.), 12Knots (8 тыс.), Yachtbooker (5 тыс.), Happycharter (5 тыс.) и другие. Показательна динамика Nautal: в 2014 году оборот сервиса составил 300 тыс. евро, в 2018‑м – 10 млн евро. Всегда считалось, что владение яхтой могут позволить себе только миллионеры. Но если арендовать судно на несколько дней, в этой роли может побывать каждыйShutterstock/Fotodom Эти ресурсы создали глобальный рынок яхтинга, произведя примерно тот же эффект, что Airbnb в сфере аренды частного жилья. Раньше любителей морских круизов отпугивали сложные правила найма и эксплуатации судов, необходимость обращаться к услугам англоязычных компаний-посредников. Агрегатор же позволяет подобрать яхту на любой вкус онлайн и забронировать ее в несколько кликов: понятная схема аренды, бесплатная консультационная поддержка привлекли внимание публики. Выяснилось, например, что для морского катания отнюдь не обязательно получать шкиперские права: достаточно арендовать яхту с капитаном или взять небольшое судно, которым может управлять кто угодно. Чем не стимул попробовать? Как правило, новые клиенты агрегаторов начинают с аренды моторной лодки на полдня, затем берут яхту на пару дней и наконец приходят к стандартному недельному круизу (с субботы по следующую пятницу). Снижаются и цены. По данным Nautal, парусники длиной 12 метров каждый год дешевеют на 3%. Яхта перестала быть атрибутом закрытого клуба толстосумов, заявил «Профилю» гендиректор сервиса Октави Уйя. «Всегда считалось, что владение яхтой могут позволить себе только миллионеры, – поясняет он. – И, чтобы попасть на веселую вечеринку на лодке, нужно быть либо приятелем владельца судна, либо знаменитостью, либо фотомоделью. Благодаря сервисам аренды в одной из этих ролей может побывать каждый. Если заказывать яхту вскладчину, то выяснится, что для морского отдыха совсем не обязательно иметь счет в швейцарском банке». «Топка для денег» По подсчетам Nautal, 40% яхтсменов составляют жители Испании и Латинской Америки, 18% – немцы, 15% – французы, 12% – жители англоговорящих стран. Доля россиян среди клиентов сервиса невелика – наши туристы только начинают открывать яхтинг и пока предпочитают краткосрочную аренду (в 65% случаев не больше одного дня). При этом интерес к туризму на яхтах в России ширится быстрее, чем в среднем по миру: число поисковых запросов по аренде яхт в Google увеличивается ежегодно на 5%, в русскоязычном Яндексе – на 25%. Октави Уйя прогнозирует, что оборот Nautal в России в нынешнем году превысит 100 млн рублей, аргументируя свой оптимизм тем, что россиянам хронически не хватает моря: они, мол, любят пляжный отдых на Средиземноморье, полюбят и яхты. «Пару десятков лет назад для россиян чем-то элитным и недоступным казался горнолыжный спорт. Сейчас поездку на горнолыжные курорты могут позволить себе многие – ведь необходимость покупать зимнюю экипировку отпала, ее можно арендовать. С яхтенным отдыхом происходит такая же демократизация», – говорит эксперт. При этом многоэтажные яхты из голливудских фильмов составляют менее 10% ассортимента сервисов бронирования – яхтсмены называют их «топками для денег», имея в виду колоссальный расход топлива. По статистике Nautal, самыми популярными типами судов являются парусники (45%) и катамараны (13%) длиной не более 14 метров, а также катера (14%) до 8 метров. В зависимости от выбранного типа стоимость круиза может кардинально различаться: от 100 евро за несколько часов на катере до 200 тыс. евро за месяц на супер-яхте. Базовая же стоимость недельного чартера составляет 3–5 тыс. евро; если разделить эту сумму на несколько человек, получится лишь немногим дороже обычного экскурсионного тура по Европе. Правда, дополнительно к аренде придется оплатить топливо, стоянку в портах, продукты и услуги капитана (100–200 евро в день на человека). Также стоимость круиза может различаться в зависимости от юрисдикции чартерной компании: в Испании и Италии из-за налоговых правил получится дороже, в Греции с Турцией – дешевле. Кстати, в черноморской акватории России яхтинг почти не развивается: слишком много разрешений от различных ведомств нужно получить, чтобы выйти в открытое море.