Без речного вокзала. В Петербурге разрушается причал для пароходов

Разруха Сегодня тысячи российских и иностранных туристов приезжают на место, откуда отправляются круизные речные пароходы, и приходят в ужас. После экскурсий по парадному Петербургу, роскоши и блеска центральных проспектов, разница поражает воображение. Причал, где одновременно могут швартоваться десятки лайнеров, - в крайнем запустении. Члены петербургского Союза архитекторов предлагали наделить комплекс зданий статусом памятника архитектуры, но затея не увенчалась успехом. - Странно видеть речной порт в такой разрухе, - разводит руками австриец Клаус Штайнер, отправляющийся в круиз на Соловки. - Конечно, Петербург - морская столица России. Но и речное пароходство здесь должно быть развито, ведь город стоит на великой русской реке - Неве. Гид предупредила нас, что на причале делать нечего, и попросила сразу из автобуса идти на борт теплохода. Ежедневно с мая по октябрь к причальной стенке швартуются от одного до шести круизных судов. Тысячи пассажиров видят только гигантские новостройки, со всех сторон обступившие пристань. - Инфраструктура, оставшаяся от речного вокзала, не используется, а она причалу необходима, - говорит шкипер Иван Медведев. - Подземный переход законсервирован, магазины пытались сдавать в аренду - не пошло. Мы работаем как автобусная остановка: туристов подвозят, они садятся в суда и отчаливают. К тому же речное пароходство неуклонно приходит в упадок - в стране на ходу осталось не более 50 судов. А для того чтобы отрасль развивалась, были деньги на благоустройство и реконструкцию, цифра должна быть минимум в три раза больше. За последние пять лет в России куплено не более пяти пассажирских судов, введено в строй два. Ещё одна причина запустения - высокая арендная плата за использование причала. Заработать мы можем пять месяцев в году, а платим за все 12. В таких условиях найти деньги, чтобы ящик покрасить, - уже проблема. Чистое поле В начале 1990-х здесь кипела жизнь. Маломерный флот вплоть до Шлиссельбурга развозил дачников по садоводствам, расположенным по берегам Невы. В этом месте одновременно швартовались минимум 12 теплоходов, следовавших по разным маршрутам. Сегодня - в лучшем случае 2-3. Пару лет назад в Смольном задумались о создании нового терминала. Чиновники признали, что принимать туристов «в чистом поле» губительно для круизного бизнеса. Отсутствие инфраструктуры Смольный назвал одной из причин падения судозаходов (с 727 до 326 в год. - Ред.). А в комитете по туризму посчитали, что если федеральные власти передадут пристань городу, ситуация изменится. Однако пока ничего не происходит. Ведь найти инвестора, который бы вложил в строительство 1-1,5 млрд рублей, оказалось непросто. Соглашение, подписанное на ПМЭФ-2018 между Санкт-Петербургом и Евразийским банком развития о создании нового речного пассажирского вокзала, так и не было исполнено. Новый этап переговоров запланирован на стартующем ПМЭФ-2019. Если в ближайшее время принципиальное решение не будет принято и реконструкцию причальной стенки не начнут, она просто рухнет в Неву.

Без речного вокзала. В Петербурге разрушается причал для пароходов
© АиФ Санкт-Петербург