Мифы музыкального леса в Трентино
Не иначе как музыкальным называют еловый лес в итальянской провинции Трентино. Туристам, приезжающим на элитный курорт Валь-ди-Фьемме, любой местный житель обязательно расскажет о том, что пешие и конные прогулки летом и виражи на горных лыжах зимой они совершают в окружении величественных деревьев, из которых еще Страдивари делал свои знаменитые скрипки. Секрет уникального звучания этих инструментов до сих пор не разгадан. Причем сами итальянцы, похоже, совсем не заинтересованы в развенчании этого мифа. Среди добровольных гидов есть и так называемые зазывалы — они с подкупающей итальянской искренностью направляют приезжих в туристические бюро, которые предлагают за умеренные деньги более подробно познакомиться с многовековой историей трех природных парков Трентино, «зеленым языком» захвативших большой кусок территории на севере страны. Цена вопроса — €15-20 с человека в небольшой группе. А тех, кто готов заплатить больше, приглашают в путешествие на юг длиною в 135 км, чтобы посетить Кремону — город, который у всякого просвещённого обывателя прочно ассоциируется с именем скрипичного дела мастера Страдивари. На машине не больше полутора часов до местечка, где он творил чудеса. Именно этот маршрут, но в обратном направлении — из Кремоны на север в Трентино, — более трех с половиной веков назад преодолевал великий Антонио Страдивари. На повозке, запряженной лошадьми, это было долгое путешествие, но ближе еловых лесов от дома скрипача не было. Поэтому мастер был «обречён» работать именно с фьеммской древесиной. А между тем прекрасно подходящие для создания скрипок ели растут в Тирольских Альпах — и там, кстати, активно развивается этот бизнес. Правда, больше известный специалистам и самим музыкантам. Для тамошних туристов не нашлось второго Страдивари, а первый — просто физически не мог сюда доехать — хайвеев же не было в те далекие времена. Хорошие скрипки получаются из кленов, например, произрастающих на Кавказе и в Карпатах. Кстати, по одной из версий Страдивари пытался сделать корпус скрипки из клена, у которого более жесткая древесина, зато долговечная. Но в итоге свой скрипичный бизнес великий мастер выстроил именно на фьеммских елях. Страдивари за свою жизнь создал более 1000 инструментов (в том числе альтов и виолончелей), до наших дней дошла половина из них. Скрипка Страдивари — это «правильная» инвестиция. Согласно статистике только в период с 1960 по 2008 годы цена инструментов работы мастера выросла на 26 000% — эта динамика опережает рост золота и фондовых рынков. В поисках разгадки тайны уникального звука скрипок кремонского кудесника, специалисты не исключили, что весь секрет в составе лака, которым покрывалась поверхность инструментов. А как же тогда вся эта красивая история со скрипичным лесом Трентино? Удачный маркетинговый ход. Безусловно. Итальянцы бережно относятся к своей славной истории и культурным ценностям и умеют эти ценности конвертировать в «деревянную валюту», в нашем случае лес в Трентино. Поэтому настоящей трагедией для деревообрабатывающей и туристической отраслей страны стал невиданный по силе ураган, пронесшийся прошлой осенью над Доломитовыми Альпами, и уничтоживший заросли знаменитых музыкальных елей (лесозаготовки в Трентино составляют 43% от общего национального объема). Миллион кубометров ценнейшей древесины оказались на земле и начали покрываться плесенью и гнить. Всех неравнодушных к музыке людей попросили одолжить денег с последующим возмещением на ликвидацию последствий ЧП. Фирма Чиреза (Ciresa) разработала три вида займа (с условными названиями): маленькое полено Страдивари — €80, большое полено Страдивари — €150, целый ствол — €300. Благотворителям пообещали сувенир в форме скрипки из местной фьеммской ели. Поэтому, если вы вдруг отправитесь в путешествие по Италии и окажитесь в провинции Трентино, то не удивляйтесь, что местные волонтёры любезно попросят вас скинуться на сохранение и новые посадки знаменитых местных елей, из которых... Страдивари делал свои уникальные скрипки.