Обратная сторона магнита. Байкальским сувенирам не хватает рынков сбыта
Иркутская область входит в первую десятку регионов-лидеров по приёму туристов в России. Здесь есть на что посмотреть, и, конечно же, ни одно путешествие не обходится без сувениров. На память о Байкале и Иркутске наши гости везут домой магниты с изображением озера, статуэтки нерпы, чароитовых медведей, варенье из сосновых шишек и кедровые орешки в мёде, сибирский чай, украшения из байкальских камней, дерева и бересты и много другое. Однако за внешним многообразием этого рынка кроется немало проблем. В преддверии высокого туристического сезона «АиФ в ВС» решил разобраться, что не так. Сытые гости – довольные гости По исследованиям регионального агентства по туризму, наши гости высоко оценивают сувенирную продукцию, которую им здесь предлагают. По словам замруководителя ведомства Светланы Кравцовой, в области ежегодно проводят социологические исследования по определению турпотоков и потребительских расходов путешественников. Приезжающим задают вопросы и о сувенирах. «Эту продукцию мы предложили оценить по десятибалльной системе. Каждый третий опрошенный турист поставил байкальским сувенирам десятку. На 6 баллов наши сувениры оценили 10,6% гостей, на 7 баллов – 16%, на 9 баллов – 36%. И это хороший результат. Получается, что 50% тех, кто к нам приезжает, оценивают наши сувениры выше среднего», – отметила Светлана Кравцова. Какие же изделия помогли региону получить высокую оценку? К наиболее востребованным подаркам специалисты относят так называемые вкусные сувениры – разнообразные чаи, варенья, орехи и т.д. Подтверждает это и австралиец Михаил Шахматов. Он родился в России, в Забайкальском крае, но ещё в раннем детстве уехал из страны. Сначала жил в Китае, потом его семья перебралась в Австралию. На Байкале он гостил почти пять лет назад, но до сих пор помнит вкус местных сладостей. Вот и увёз он с собой в далёкую Австралию в качестве сувениров кедровый грильяж, байкальский мёд и сбор сибирских трав. А ещё взял в Сидней бутылочку настойки из корней хрена, очень уж она понравилась русскому австралийцу. Кстати, гастрономический туризм набирает обороты не только в России, но и в Приангарье. А список вкусных сувениров год от года пополняется. Например, сейчас большой популярностью у гостей столицы Восточной Сибири пользуется фирменный шоколадный торт «Иркутск», который создали к 355-летию города. Десертом не только балуют себя в местных ресторанах, но и увозят к себе домой, чтобы угостить им родных. Бересту – в интернет О качестве сувенирной продукции можно также судить по рейтингу, который составляется по итогам Всероссийского фестиваля-конкурса «Туристический сувенир». В 2018 году Иркутская область заняла в нём восьмое место из 56 участников. Однако высокое качество подарков с Байкала не избавляет от трудностей их продавцов. По словам директора Информационно-туристской службы Иркутска Романа Романова, в Иркутске не хватает хорошего большого магазина сувениров. «У нас в городе нет достойной площадки, где было бы представлено всё. Нужен такой магазин, который будет нацелен и на группового туриста, и на индивидуального», – отмечает Роман Романов. Один из иркутских предпринимателей, занимающийся производством сувениров из бересты, предлагает решить эту проблему с помощью Интернета. Он уверен, что от местечковой продажи на прилавке нужно переходить к уровню 21-го века. Кроме этого, по его словам, фирма, которая не экспортирует свои сувениры за границу, – обречена на скорую гибель. Ведь туристический сувенирный рынок России очень маленький. Именно поэтому 60% своей продукции иркутская фирма экспортирует в Китай и США. Целые магазины заполнены различными изделиями из байкальской бересты в Манчжурии и Пекине. На вопрос, почему не продаёте здесь, мужчина отвечает: «Потому что там большой спрос, у китайцев к таким подаркам особенный интерес». Кстати, по мнению предпринимателя, переход на электронные площадки и создание отдельных «страничек» на одной общей платформе для фирм, производящих сувениры, поможет решить проблему их нелицензионной продажи. Однако переход на гаджеты и электронные площадки радует не всех. Например, продажи сильно упали у производителей географических карт, а по их мнению, они тоже могут служить туристическими сувенирами. Сейчас современные карты не просто топографически точны, но и «разбавлены» небольшими интересными описаниями туристических маршрутов. При этом, в отличие от гаджета, где показывается только часть территории, настоящая карта даёт более обзорное представление. При чём здесь гиды? Отсутствие лицензий у конкурентов, по словам крупных «сувенирщиков», далеко не главная их проблема. В большей степени продавцов и производителей волнует отсутствие регулирования в туротрасли региона в целом. Например, многие из них недовольны тем, что часть выручки от продажи своих изделий приходится отдавать гидам за то, что они привозят в магазин группу. Со слов представителя компании, занимающейся производством сувениров из полудрагоценных камней, в том числе и эксклюзивного чароита, оплата 20% от стоимости недорого магнита гиду – нормальная практика. Однако некоторые туристы выбирают себе подарки из настоящего камня за несколько тысяч, десятков и даже сотен тысяч рублей. И в этом случае продавец уже не готов отдавать 10-15 тысяч рублей проводнику за то, что он просто привёз к нему группу. В Агентстве по туризму Иркутской области отмечают, что именно рынок услуг гидов и проводников сейчас не урегулирован. По словам Светланы Кравцовой, сделать это пытались ещё в 2016 году. Тогда в Министерстве культуры России разработали законопроект, в котором говорится, что гидом в стране может работать гражданин РФ с обязательной аттестацией, а контролировать его деятельность должны органы исполнительной власти. Однако инициатива до сих пор не получила статус закона. «Такой документ необходим, ведь нам нужны профессионалы, которые будут давать достоверную и качественную информацию туристам, а сейчас ощущается явный дефицит квалифицированных кадров, ведь пойти в гиды сейчас могут все кому не лень», – отмечает Светлана Кравцова. Она добавила, что сейчас в области работают около 300 гидов и 93 инструктора-проводника и все они – не аттестованы. Комментарий Елена Таволжанская, член Союза художников, мастер-керамист: «Ситуацию с сувенирами я вижу с двух сторон – как мастер и как продавец, непосредственно общающийся с туристами. Как художник, считаю, что вещь, которую увозят на память, должна изготавливаться именно здесь, в регионе, а не привозиться откуда-то. И она должна быть неповторима. Иностранные гости нередко высказывают недовольство нашим сувенирным рынком. Они говорят, что везде всё одинаковое – матрёшки и магнитики. Вообще, европейцев не проведёшь, они сразу отличают уникальный и качественный сувенир от штамповки. Некоторые говорят, что иностранцы жалеют денег на сувениры, но я могу сказать, что они не скупые, а разборчивые, абы что покупать не будут. Туристы из Азии немного другие. Вот они любят поторговаться. Но когда узнают, что перед ними штучная работа, перестают сбивать цену и искренне удивляются, что у нас есть сувениры не «made in China». Удивительно, но за рубежом бытует мнение, что у нас не умеют делать сувениры, там действительно думают, что штампуют в Китае. В частности, так считали сами жители этой страны, пока около 10 лет назад мы не удивили их своими керамическими сувенирами с байкальской тематикой». Особое мнение Наталья Косьянчук (Москва): «В Иркутске у меня живут друзья, поэтому с 2003 года я довольно часто бываю здесь и, наверное, уже могу сделать какой-то анализ в отношении местной сувенирной продукции. Когда первый раз приехала на Байкал, то купила в Листвянке серебряные украшения ручной работы с чароитом – уникальным камнем, который есть только в Иркутской области. Украшения очень оригинальные, с каким-то бурятским колоритом (до сих пор все у меня спрашивают, где я взяла такую красоту) и «подъёмные» по цене – в самом Иркутске такие вещи тогда стоили дороже. К сожалению, за прошедшее время многое изменилось. Выбор всевозможных украшений, в том числе и с сибирскими самоцветами, безусловно, стал больше, но в основном это – штамповка, которую делают в Поднебесной, причём с использованием каких-то дешёвых сплавов, а не серебра. И торгует этой одинаковой продукцией буквально каждый продавец и на рынке, и в сувенирных киосках, и в магазинах, и в Листвянке, и в Иркутске, и в Бурятии, но при этом – по цене эксклюзива. Что уж тут говорить о цене действительно штучного товара. Я думаю, если уж покупать себе что-то на память о путешествии в Сибирь, на Байкал, да вообще в любое место, то это должно быть что-то, чего нигде в мире больше нет. И эта вещь должна «служить» тебе много лет и даже стать семейной реликвией, которая будет передаваться из поколения в поколение, обрастая какими-то легендами. А все эти кружки с надписью «Я был на Байкале», магниты, настенные тарелки, брелоки, на мой взгляд, такой примитив, который можно разбить или выбросить, чтобы пыль не собирал. Кстати, поэтому своим друзьям я везу такие подарки из путешествий только в том случае, если они попросят».