Малый гостиничный бизнес на грани выживания

Я начинал 17 лет назад с посуточной аренды квартир. С 2006 года стал открывать собственные отели и брать сторонние объекты в управление. Но только с 2015 года стал делать это, осознанно подбирая недвижимость, руководствуясь набором определенных параметров, просчитывая рентабельность. Моим первым опытом стала гостиница эконом-класса на Банковском переулке. Это был уже готовый объект, я лишь перевел его в новый по тем временам формат хостела. Затем был период покупки недвижимости относительно небольшой площади, где я оборудовал мини-отели, вкладывая всю полученную прибыль в будущие проекты. В середине 2000-х взял свой первый ипотечный кредит и в последующем неоднократно прибегал к кредитованию. Это было золотое время для масштабирования отельного бизнеса, однако развитие было скорее стихийным. Сейчас в нашем управлении находятся объекты площадью 11,5 тысяч м2. Рентабельность бизнеса в индустрии гостеприимства может быть очень различной и зависеть от разных факторов: месторасположения, состояния объекта недвижимости и т.п. Приносить небольшой доход могут и хостелы площадью в 100-200 м2, но сейчас реальность такова, что за хостел меньше 400 м2 я бы не взялся. При элементарных подсчетах он не принесет даже дохода, достаточного, чтобы содержать семью из 3-4 человек, и не позволит откладывать, чтобы развивать бизнес. Тем более что риски велики, а инвесторы, как правило, достаточно прижимисты и практически сразу рассчитывают вернуть 40-50% инвестиций. Затраты на содержание гостиницы растут: сейчас, например, в связи с оформлением паспорта безопасности нужно поставить тревожную кнопку Росгвардии, которая в месяц обходится на 10 тысяч рублей дороже, чем услуги обычной охранной структуры. Рост НДС на 2%, массовый отказ от наличной оплаты и переход на онлайн-кассы также увеличили расходы. Кроме того, отели фактически проиграли борьбу за клиента крупным онлайн-системам бронирования. Став главными поставщиками гостей, эти сайты забирают уже до 40% прибыли. Все это вкупе снизило нашу прибыль на 50%, что ставит малый гостиничный бизнес на грань выживания. Однако желающих открыть хостел или мини-отель все равно много. Есть несколько ключевых факторов успеха. Это узнаваемый бренд, собственная автоматизированная система управления и, конечно, унификация бизнеса — разработка различных внутренних стандартов, инструкций и регламентов в компании. Они позволяют стандартизировать подавляющее большинство рабочих процессов. Следуя пунктам той или иной инструкции, сотрудники отелей теперь действуют быстро и совершенно спокойно, даже если случается ЧП. В России сложилось неправильное представление о хостелах — как о ночлежках для мигрантов. В мире существует большое количество хостелов класса «люкс» — с отличным сервисом, удобствами и интересным дизайном. У нас они тоже могли бы занять место на рынке.